СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с учащимися с девиантным поведением.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с учащимися с девиантным поведением.»

Слайд1

Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и могут ее причинять, – они уже люди.

Жан Лабрюйер

Ведущий: Уже из этих слов вы должны были понять, что наша встреча будет посвящена учащимся с особым поведением – девиантным.

Но перед тем как приступить к работе, нам с вами необходимо настроится. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

РАЗМИНКА «Никто не знает»

Инструкция: сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и передать мячик своему соседу. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят.

Пример: «Я Марина Васильевна, никто не знает ,что я очень люблю ….»

Ведущий: Отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе .

Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – это методику работы с учащимися с девиантным поведением.

На занятии мы с вами разберемся, кто такие девиантные дети, выявим проблемные зоны, которые требуют совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими учащимися, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с учащимися, а именно с подростками, поведение которых отклоняется.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями. Возможно, где-то мы не уделяем им должного внимания, не пытаемся вникнуть в их внутренний мир, опаздываем с принятием мер по предупреждению девиантного поведения.



Слайд2

Что же такое девиантное поведение?

Уважаемые коллеги, у каждого из вас на столе лежат клубочки , я попрошу каждого из вас на этих клубочках написать ответ на вопрос что такое девиантное поведение? (участники семинара записывают свои ответы на клубочках).

И так, все справились с заданием. Теперь обратите внимание на нашу доску (на доске корзина с надписью ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЭТО – ), сейчас вам необходимо по очереди прикрепить свой клубочек к корзине.

Слайд 3

Очень хорошо, все мы имеем представление о девиантном поведение, но давайте обратимся к словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.

Слайд 4

Выделяют три формы девиантного поведения:

  • антисоциальное поведение

  • асоциальное поведение

  • аутодеструктивное поведение


Необходимо рассмотреть каждую из этих форм. Начнем с антисоциального поведения. У каждой группы на столах лежит листок с названием разных форм девиантного поведения. В нём три колоночки. Коллеги, каждой группе необходимо подумать и написать какие поступки будут характерны для учащихся с антисоциальным поведением. ( Каждая группа по очереди зачитывает свои записи).

Ведущий: Все верно. И так Антисоциальное поведение- это


Слайд 5

Ведущий: Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и которое угрожает социальному порядку и благополучию окружающих.

Проявляется такое поведение в : Насилие над младшими и слабыми сверстниками и животными; драках, воровстве, мелком хулиганстве, вандализме, порче чужого имущества, торговли наркотиками

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НЕБОЛЬШОЙ РОЛИК.

РОЛИК Драка в школе( 2 минуты)



Следующая форма девиантного поведения — это асоциальное поведение.

Вам так же необходимо подумать и написать какие поступки будут характерны для учащихся с асоциальным поведением. Время 2 минуты.( Каждая группа по очереди зачитывает свои записи).

И так Асоциальное поведение- это



Слайд 6

Асоциальное поведение – уклонение от выполнения моральных норм, принятых в обществе, угрожает благополучию межличностных отношений.

Такая форма поведения проявляется в : побегах из дома; систематических пропусках в школе; агрессивном поведении; ложь; вымогательство; беспорядочные половые связи; настенные надписи и рисунки непристойного характера; ненормативная лексика.

ОБРАТИМСЯ К РОЛИКУ

РОЛИК Вымогательство( 2 минуты)

Ведущий: Мы с вами подошли к последней форме девиантного поведения.

Ведущий: на ваших карточках осталась последняя колонка, это поступки, которые характерны для учащихся с аутодеструктивным поведением, попрошу вас ее заполнить и через1- 2 минуты зачитать свои записи.

Каждая группа по очереди зачитывает свои записи.

Хорошо. Аутодеструктивное поведение это---

Слайд 7

Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.

Проявлением такого проведения являются: курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен; алкоголизм; суицид.

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НЕБОЛЬШОЙ РОЛИК.

РОЛИК Суицид ( 2 минуты)

Ведущий: Наконец-то мы разобрались с формами девиантного поведения. Следующий этап нашей работы — виды девиантного поведения. Коллеги, перед вами на столах лежат конверты, откройте их и внимательно прочитайте ситуацию. Вам необходимо определить к какому виду девиантного поведения относится описанная ситуация.( Время выполнения 3 минуты.)

Ведущий: И так, я вижу, что все группы уже справились с заданием. Давайте посмотрим, что у нас получалось .Начнём с первой группы

(Каждая группа выступает по своему вопросу)

Слайд8

Задание для первой группы.

На уроке два ученика разговаривали, мешая всему классу. После сделанного классным руководителем замечания, один из учащихся выбежал из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия - асоциальное поведение).

Слайд 9

Задание для второй группы.

Группа учащихся с 9 класса постоянно издеваются над учениками 4-5 классов, подстерегая их в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие - Антисоциальное поведение).

Слайд 10

Задание для третьей группы.

Подросток нюхает токсичные вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Учащимся становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания - аутодеструктивного поведение).



Ведущий: Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Солоухин: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать…Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист». Попрошу каждого из вас взять в руки лист бумаги на котором в центре нарисован круг, и отрывать от него кусочек, когда вы посчитаете это нужным.



Слайд 11

Упражнение «Чистый лист».

Ведущий: Представим себе, что это душа ребенка.

Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.

Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.

Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!

Когда ученик теряет веру в себя и свои способности - ........

Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?

Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он чувствует крах, безысходность, отчаяние.

Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.

Принято выделять следующие факторы риска:

Слайд 12

  • Первый фактор -Семья

Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье ученик делает те или иные умозаключения.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и

низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания,

снижение интереса к воспитанию, угнетающий образ жизни, раздоры,

конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.


СЛЕДУЮЩИЙ фактор -Нарушение физического и психологического здоровья как следствие конституционной склонности. Сюда входит:

-Поражение нервной системы при родах;

-Проблемы с психическим и физическим здоровьем

- разного рода психопатии;

-Физические дефекты;

-Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика

СЛЕДУЮЩИЙ Фактор Проблемы в подростковом возрасте:

Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Перемены, которые происходят с учеником, откладывают определенный отпечаток на его поведении. Особо сильное влияние оказывают его переживания, отношение окружающих, а также самооценка. Именно в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание всем изменениям в поведение ученика, корректировать его, наставлять на верный путь.

И ЕЩЁ ОДИН ФАКТОР- Отсутствие прочных социальных связей.

У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.

Слайд 13

СУЩЕСТВУЮТ Основные направления работы с девиантными детьми


  • нарушения в обучении,

  • нарушения в поведении,

  • нарушения в общении,

  • нарушения в самосознании,

  • смешанные формы нарушений.


Слайд 14


Рассмотрим эти направления.

В направлении нарушения в обучении работа строится на:

  • Предоставление учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

  • В первую очередь мы обращаемся к наблюдениям за изменением психологического состояния ученика во время индивидуальной методической помощи .

Слайд 15

СЛЕДУЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ - Нарушения в поведении. Здесь работа строится в


  • Индивидуальной работе классного руководителя, учителя с родителями и ребенком.

  • Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения.

  • Создание комфортных условий ребенку в коллективе.


Слайд 16

ЕЩЁ ОДНО НАПРАВЛЕНИЕ -Нарушения в общении:Это направление предполагает


Формирование навыков конструктивного общения. Здесьпредлагается проведение классных часов по темам: «Конфликты», «Права ребенка», «Законы общения».


Слайд 17


В НАПРАВЛЕНИИ Нарушения в самосознании:

Мы должны научить ребёнка вести здоровый образ жизни, чтобы он почувствовал себя уверенным, здоровым и сильным, умел справиться с ситуацией самостоятельно.

Большое влияние на формирование дружеских контактов предоставляет создание благоприятного фона пребывания ребёнка в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще всего, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.


Слайд 18


Существуют некие принципы и шаги в работе с трудными подростками.

Первое и самое главное условие успешной работы: ребенок должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.


Слайд 19

ПОГОВОРИМ О Шагах к установлению отношений с подростками.

1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: Что мы испытываем? гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. В первую очередь педагог должен уметь контролировать сое психологическое состояние, контролировать свои чувства. Необходимо запомнить  свое состояние, когда вы злитесь.

Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ завоевать доверие со стороны ребенка.

2 шаг

Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого нам необходимо научиться не только  слушать, но и слышать.

Для этого существует техника активного слушания.

Цель этой техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка.

Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

- повтор услышанного от собеседника;

- «отзеркаливание эмоций»;

- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.

СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ ЭТО..

Слайд 20

3 шаг. Понять ребенка.

4  шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.


ЕЩЁ ОДИН НЕ МАЛО ВАЖНЫЙ ШАГ это Предложение помощи (поддержки).


 5 шаг.

Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом

Детям, растущим в неблагополучной семье, часто бывает негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Стесненные жилищные условия, нелюбящие, вечно ругающие родители, двор, компания, где нужно постоянно доказывать свою значимость. Живя такой напряженной жизнью, не мудрено совершать глупые поступки.

Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ

6 шаг. Психологическое состояние педагога»

Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе. Сделайте несколько глубоких вдохов.

Скажите ребенку, что Вы очень раздражены и поэтому сейчас не будете с ним разговаривать, и назначьте время беседы. Держите себя в руках.


НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ШАГ- Разделения ребёнка и его поступков.

Слайд 21

7 шаг. Трудные дети привыкли к тому, что они не нравятся другим людям.

  • Если отделить негативное поведение от действительного характера и потенциала ребенка, то мы избавляемся от стереотипов.

  • И тогда мы начинаем ждать положительных изменений, даже если раньше нам казалось, что положительные изменения никогда не настанет.

Покажите ребенку, что он вам нравится. В можете сказать: «Ты мне нравишься, но я не одобряю твоего поведения. По - моему, ты способен на большее».

И НАКОНЕЦ,

Слайд 22

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.



Ведущий Упражнение «Пожелания»

Перед вами карточки с изображениями различных предметов (ластик, кружка кофе, лестница, мольберт, мобильный телефон).Вам необходимо вытянуть любую карточку на которой нарисован предмет.

Итак всем кто выбрал карточку на которой изображён:

Ластик – Желаю чтобы все ваши проблем стерлись из ваших жизней.

Кружка кофе – Желаю всегда горячих идей.

Лестница- Смело идите вперёд и препятствия отступят сами!!!

Мобильный телефон – Желаю всегда быть на связи.

Мольберт- Этот солнечный день пусть рисует улыбку на Вашем лице!

Слайд 23

Ведущий: Вот и закончилось наше занятие. В завершение хочется пожелать вам Терпения, сил, творчества .Всегда находить подход к учащимся с девиантным поведением. А также возьмите памятки для работы с девиантными учащимися (приложение).

Спасибо!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!