СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы организации краеведческой работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Формы и методы организации краеведческой работы.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

• Историческое краеведение

• Естественнонаучное краеведение

• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение

• Туристско - краеведческая деятельность

•  Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода) • Музейное краеведение

• Экскурсионное краеведение

Воспитательно-развивающие и оздоровительные аспекты краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительном образовании, призванные содействовать решению приоритетных задач воспитания.  Краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы воспитанников, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ребенка.

Краеведение, как вид деятельности  имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений:

• приоритет воспитательных задач; • возможности реализации принципов адаптивной педагогики; • интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион; • самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона; • реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности; • внешняя привлекательность деятельности для воспитанников, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию обучающихся; • практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Краеведческая работав в дополнительном образовании отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности воспитанников.

Одной из самых распространенных  форм краеведческой работы, наряду со спортивным туризмом и музейными делами,  является  «историческое краеведение».

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края История родного края  близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

Следующей составляющей системы  краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с воспитанниками:

  • Учебное (уроки, занятия)
  • Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах)
  • Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).

Работая по этим направлениям, педагог использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в занятие:

  1. Краеведческое вступление к занятию или к одному из вопросов занятия.
  2. Краеведческая конкретизация.
  3. Краеведческое дополнение основных вопросов.
  4. Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов занятия.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения.

Краеведческий материал может излагаться на занятии, как  педагогом, так и воспитанниками. Самое главное, чтобы педагог стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у воспитанников сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых методах, используемых для организации работы по краеведению. Самые распространенные из них — это лекция учителя, занятие-экскурсия и исследовательская работа. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для воспитанников) содержит большие возможности для исследовательской работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит педагога  и ребят в положение исследователей.

Так как материалы, для исследовательской работы,  можно обнаружить как в письменных источниках в архивах, музеях, так и в общении с очевидцами, то наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование.

Следующий метод- занятие- лекция. На занятиях — лекциях педагог сам рассказывает ребятам об истории края, но, на мой взгляд, этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится.

Занятие - экскурсии.  Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы — все это пробуждает интерес к истории. Воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для педагога.

Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и самим педагогом. «Наибольшего эффекта учебная экскурсия достигает, если педагог  ведет её сам. Он знает силы класса, материал, который он давал на занятии, степень его усвоения».

Краеведческие экскурсии можно разделить на несколько типов:

  1. Вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Ребята на таком мероприятии накапливают фактический материал, делают выводы, что очень помогает при изучении темы в классе.
  2. Экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.
  3. Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.
  4. Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации воспитаников.

 

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало, прежде всего, познанием человека

 и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский