СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формы и методы работы по подготовке учащихся к ГИА по информатике».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способно­стей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколе­ния в области информатики и ИКТ.

Просмотр содержимого документа
««Формы и методы работы по подготовке учащихся к ГИА по информатике».»

  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»










ДОКЛАД




«Формы и методы работы по подготовке учащихся к ГИА по информатике».




Подготовила

учитель информатики

МКОУ «СОШ№13»

Арлашкина Виталина Федоровна










2015г


  Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способно­стей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколе­ния в области информатики и ИКТ.

   Работая в 9- х классах, в сентябре желательно проводить диагностический тест за курс 8-9 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На ос­нове данной работы выявляются группы учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно сплани­ровать уроки, но и дополнительные занятия, н разрабатываются программы дополнитель­ных занятий в связи со спецификой работы с каждой группой учащихся. Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальной ГИА, чтобы закрепить тему.

   На первых занятиях проводится знакомство учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой пере­вода баллов в отметки. Показываются справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, CD-диски и даются рекомендации школьникам, какими  Internet-ресурсами они могут вос­пользоваться.

   В ходе подготовки к ГИА ученики  повторяют основы информатики. Тестирование учеников, позволяет выявить, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения.  После дополнительной теоретической работы с использованием лекций можно переходить к тренингам учени­ков. В практической работе демонстрируется, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что де­лать, если ответ неизвестен. Учащиеся выполняют практические задания по ка­ждой лекции.

Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к эк­замену по информатике являются:

- работа с тестовыми заданиями;

- дифференцированный подход в обучении и подготовке;

- индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

   Для формирования у учащихся умений, навыков, развития компетенций, необ­ходимых для успешной сдачи экзамена регулярно проверяется качество знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных тренажеров.

На сегодняшний день единственной формой аттестации выпускников 11-х классов является единый государственный экзамен. Экзамен по информатике как и все экзамены проводится в форме ЕГЭ , поэтому актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену.

В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) и рассчитано на выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.  Но так ли это на самом деле? На интуитивном уровне учителя, конечно же, догадываются, какой ответ будет. Это экзамен не только для ученика, но и для учителя.

Первое, что необходимо сделать – это повысить свою квалификацию на всевозможных курсах, семинарах, форумах учителей. Много полезной информации на сайтах Константина Полякова, где предлагаются различные методы решения задач. Для удобства необходимо создать рабочую коллекцию полезных ссылок на интернет – источники. Периодически просматривать методические пособия, рекомендованные ФИПИ. Систематизировать задания ЕГЭ по информатике разных лет работы. Необходимо выделить некоторые приоритетные направления подготовки темы «Логика», «Системы счисления», «Кодирование информации» и «Алгоритмизация и программирование».

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ЕГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий.

Работу по подготовке к ЕГЭ по информатике можно разбить на две части. Первая состоит в том, что, начиная с восьмого класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке предусмотрено время на мини - тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Для меня важно научить школьников технике сдачи теста, используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно с учетом последних демоверсий и рекомендаций.

Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. В рабочей программе для десятого и одиннадцатого классов курса информатики стоит предусмотреть блок обобщения и систематизации материала в конце учебного года, где целенаправленно заниматься подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ. При 35 часах за год на систематизацию и подготовку к экзамену могу выделить лишь 2 часа в 10 классе и 5 часов в 11 классе. Этого, конечно, не достаточно. Как быть?

Одним вариантом подготовки является посещение элективных курсов по подготовке к ЕГЭ. За основу можно взять элективный курс, разработанный на основе одноимённого курса Н.Н. Самылкиной, С.В. Русаковой, А.П. Шестакова, С.В. Баданиной «Готовимся к ЕГЭ по информатике», предложенного в учебном пособии издательства «Бином» Лаборатория знаний, 2010 года. Данная книга представляет собой универсальное пособие для учителя и учащихся, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. 1 и 2 варианты предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. 3 и 4 варианты предназначены для изучающих предмет на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа, курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.

Для подготовки учащихся я провожу следующие мероприятия:

  1. Дополнительные (факультативные )занятия, занятия-консультации, занятия по решению задач в течение года.

  2. Организация учебной деятельности на уроках. Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей А и В,  обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. При этом работа учащихся организовывается следующим образом: для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.

  3. Домашнее задание по принципу «массив заданий» (тематические разноуровневые домашние задания). Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку учителю. Я анализирую результаты, сообщаю их каждому учащемуся.. Предлагаемые задания должны быть разноуровневыми и разнотипными, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся.

  4. Работа в системе СтатГрад Московского института открытого образования. Тренировочные работы – очень важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика. Эта работа проводится по желанию учащихся.

  5. Курс интенсивной подготовки. Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Причин и поводов для этого бывает достаточно это и запоздалое осознание учеником того, что экзамены грядут, и обнаружение пробелов в знаниях в результате проведения очередной диагностической работы, и растерянность, неорганизованность и т. п. В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.

Кроме школьной подготовки и частного репетиторства возможна самостоятельная и дистанционная подготовка обучающихся. Дистанционная подготовка для школьников выглядит более привлекательной и может стать довольно результативной, ведь каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд.

В Internetе много различных тестовых заданий и подготовительных материалов, помогающих сдать ЕГЭ по информатике. Ресурс videoege.ru, который предлагает видеоуроки с решениями по различным разделам информатики, не остался не замеченным выпускниками школы. Предлагаемые видеоролики освещают задания различных категорий (А1 - А13, В1 - В15, C1-C4) и с различной степенью сложности. Примеры подобранных задач находятся в полном соответствии с банком заданий по ЕГЭ и демоверсией ЕГЭ. Понятное и простое объяснение сложных тем и заданий обусловило популярность видеоуроков, как альтернативной формы традиционному обучению под началом репетитора.

Работа с родителями предполагает выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников с целью информированности родителей о порядке и сроках проведения ЕГЭ. А также о ходе подготовки к итоговой аттестации.

Необходимо объяснить родителям о создании домашней атмосферы, и даже о том, что домашнее меню должно несколько отличаться от обычного в дни сдачи ребенком выпускных экзаменов. Самое главное, на мой взгляд, в работе с родителями – постараться убедить их принять результаты ЕГЭ ребенка какими бы они не были.

Какой путь подготовки к ЕГЭ по информатике выбирают выпускники - зависит от их желания и мнения родителей. При этом надо учитывать, что на результаты экзамена влияют не только уровень предметной подготовки, но и уровень тестовой культуры выпускника, его психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении длительного времени. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки. В кабинете информатики оформлен стенд, на котором находятся памятки для учеников (Прил. I) и родителей (Прил. II) по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. Такие рекомендации выложены также на школьном сайте.

Таким образом, могу сделать вывод, что ученики, обучающиеся по базовому курсу информатики, могут успешно сдать экзамены при систематической дополнительной подготовке.

Современный старшеклассник относится к ЕГЭ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами  свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.  Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ  во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс  подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку. 



Литература.


  1. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н.Н. Самылкина, С. В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. -2-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.

  2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования

  3. http://www.ege.edu.ruсайт поддержки единого государственного экзамена

  4. www.videoege.ru -сервис интерактивной подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по различным дисциплинам

  5. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014.  Под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. (2014, 272с.) 

  6. Информатика. ГИА. Учебно-справочные материалы для 9 класса. Авдошин С.М., Ахметсафина Р.З., Максименкова О.В. и др. (2014, 252с.)

  7. Материалы и видеозанятия по подготовке к ГИА ( с ЕГЭ портала)

  8. Материалы по подготовке к ГИА (с Учительского портала)

  9. Курс самоподготовки к ГИА по информатике

  10. Информатика. Подготовка к ГИА в 2013 году.  Н.В.Вареникова, В.Э.Шереметьев (213, 132с.)

  11. ГИА 2013. Информатика: тематические тренировочные задания: 9 класс. Е.М.Зорина, М.В.Зорин (201, 176с.)

  12. ГИА-2013. Инфрорматика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. С.С.Крылов, Т.Е.Чуркина (2013, 144с.)

  13. ГИА-2014. Информатика: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Д.П.Кириенко, П.О.Осипов, А.В.Чернов (2014, 79с.)



Список
ресурсов Интернет по подготовке и проведению ЕГЭ

  1. URL: http://www.fipi.ru/

Владелец сайта: Официальный сайт Федерального института педагогических измерений

  1. URL: http://ege.edu.ru/, Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.

Владелец сайта: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

  1. URL: http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование».

Владелец сайта: ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»)

  1. URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал.

Владелец сайта: Издательство «Просвещение».

  1. URL: http://window.edu.ru/, Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Владелец сайта: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», Федеральное агентство по образованию.

  1. URL: http://www.egeinfo.ru/, Все о ЕГЭ.

Владелец сайта: Институт современных образовательных программ.

  1. URL: http://www.gosekzamen.ru/, Российский образовательный портал Госэкзамен.ру.

Владелец сайта: Госэкзамен.Ру.

  1. URL: http://www.gotovkege.ru/, Готов к ЕГЭ.

Владелец сайта: Центр Интенсивных Технологий Образования.

  1. URL: http://www.ctege.org/.

Владелец сайта: www.ctege.org

  1. URL: http://www.videoege.ru/

Владелец сайта: www.videoege.ru

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам http://inf.reshuege.ru/

  2.   Все для экзамена по Информатике и ИКТ http://www.examens.ru/otvet/11/9/

  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/

  4.   Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

  5. Образовательные ресурсы портала Информатика http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm

  6.   Сообщество творческих учителей информатики http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com

  7.   Ссылки по информатике http://marklv.narod.ru/inf/links.htm 

  8.   Тесты-online на портале Клякса.Net http://www.klyaksa.net/test_online/

  9.   Методические материалы и программное обеспечение http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

  10.   Сообщество "ЕГЭ по информатике" http://www.openclass.ru/communities/7166

  11.   Методическая помощь учителям Информатики и ИКТ http://www.openclass.ru/node/128/

  12.   Сообщество учителей информатики http://oivt.ru/group/internet-resursy-dlya-uroka-informatiki

  13.   Для учителя информатики http://www.uroki.net/docinf.htm

  14.   Сайты для учителей информатики http://ipk.edu.ru/links/obr_res/inform/comp1.htm

  15.   Сообщество педагогов http://www.openclass.ru/node/347/

  16.   Методическая копилка учителя информатики http://www.openclass.ru/blogs/29751

  17.   Подготовка к ГИА http://www.gotovkege.ru/aboutgia.html\

  18. Сообщество учителей информатики и ИКТ http://pedsovet.su/load/7

  19.   Подборка ссылок для учителей информатики по подготовке учащихся к ГИА http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=62318