«Приемы формирования элементарных навыков чтения в период обучения грамоте».
Подготовила: Заводина светлана
2021 год.
Цель:
Сформировать навыки чтения в период обучения грамоте.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы. Организуя работу над развитием навыка чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения. Согласно исследованиям психолога Т.Г. Егорова , чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах», другая – «в движении мыслей, чувств, намерений, читающего вызванных содержанием читаемого» . Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа формирования данного навыка: аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действий, и этап автоматизации.
07/24/2021
- Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
- Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
- Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию , записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами .
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества :
- правильность
- беглость
- сознательность
- выразительность
Cознательность чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.
Для развития сознательности чтения:
- работа над планом прочитанного
произведения;
творческий пересказ
- различные виды словарной работы;
Выразительность чтения
- сила голоса (громко – тихо);
- темп чтения;
- тембр чтения;
- паузы;
- логическое ударение;
- повышение или понижение интонации.
Правильность чтения
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без
ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Приёмы развития полноценного навыка чтения
Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата
1. Дыхательные упражнения
* Вдох через нос, выдох через рот.
* Вдох – задержка дыхания – выдох.
* Вдох - выдох порциями.
* Вдох – задуваем свечку.
* Вдох – задуваем 1000 свечей.
* Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….
- с ударением на заданный слог.
* Самолеты взлетают: у-у-у-у.
Машины едут ж-ж-ж.
Лошадки поскакали цок-цок-цок.
Рядом ползет змея ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло з-з-з.
2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.
а) подряд и выборочно
И Э О А У Ы
б) в различных сочетаниях
И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы
Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.
3. Упражнения в чтении букв парами:
Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И
Чтение слов с ними:
Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер
А-Я аист, армия, яма
О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз
4. Произношение чистоговорок
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
5. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:
мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.
- Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.
6. Скороговорки с движениями рук
текст скороговорки движения рук
Мимо маленькой Марины
Пробежал медведь с малиной. Пальцы рук поочередно
сжимать, разжимать.
В такси таксе тесно. Пальцы рук переплетены в замок, руки
возле груди.
Поочередно то вытягивая руки перед
собой со сцепленными
пальцами, то подносить к груди .
От топота копыт
Пыль по полю летит. Руки сжаты в кулачки, движения ими
по столу.
Пальцы разводим в разные стороны,
как бы пускаем пыль .
Скороговорки
1) Быстро Егорка говорит скороговорку.
2) Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
3) Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
4) Проворонила ворона воронёнка.
5) Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
так и без Прокопа кипел укроп.
6) Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям.
1. Читай плавно.
Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.
2. Кто самый внимательный .
а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:
косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;
б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
вслух-глух, слух;
город-голод, горох, грохот;
вьют-вьюн, вьюга, бьют;
в) слова с твердым и мягким согласным:
ест-есть;
галка-галька;
полка-полька.
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
- обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений
Работа над правильностью дыхания
«В цветочном магазине»
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.
- Одно яблоко Лёва отдал товарищу.
- Лёва и Витя играли в шашки.
- За дверью послышались шаги.
- Это пришла мама Лёвы.
- Мама улыбнулась и похвалила сына.
- Мама достала два яблока и дала сыну.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения
« Словесная пирамида» Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:
кол
ма
укол
мал
знать
уколол
уколоть
мама
узнать
марка
укололся
познать
маркиз
опознать
опознанный
Чтение первого и последнего слогов на строке.
Барсучий нос
(отрывок)
К. Паустовский
… Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал от жаднос ти …
Упражнения на развитие ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
- Прочитай предложение с разными интонациями:
удивления, сомнения, радости.
Хорошо в лесу весной!
Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
- Ты пойдешь сегодня в театр?
- Ты пойдешь сегодня в театр?
- Ты пойдешь сегодня в театр?
- Ты пойдешь сегодня в театр ?
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.
Испугались зайца
Мы ходили по грибы ,
Зайца испугались .
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались.
Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:
медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо .
Ребусы
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову
Найди среди букв слова и подчеркни их :
Оа солнце тиоь стол пои
Кино ыаел муха орлф сы р опр мама
рп машина
Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО
Упражнения на развитие памяти .
Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр. На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.
. Повтори скороговорку, предложение.
. Заучи четверостишье.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Заключение
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных
сторон – смысловой и технической, охватывающих
зрительный и звукослухоречедвигательные механизмы,
И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.
Спасибо за внимание!