СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и приемы обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и приемы обучениюграмоте.

Просмотр содержимого документа
«Формы и приемы обучению грамоте»

«Приемы формирования элементарных навыков чтения в период обучения грамоте».   Подготовила: Заводина светлана 2021 год.

«Приемы формирования элементарных навыков чтения в период обучения грамоте».

Подготовила: Заводина светлана

2021 год.

Цель:  Сформировать навыки чтения в период обучения грамоте.

Цель:

Сформировать навыки чтения в период обучения грамоте.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы.  Организуя работу над развитием навыка чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения. Согласно исследованиям психолога Т.Г. Егорова , чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах», другая – «в движении мыслей, чувств, намерений, читающего вызванных содержанием читаемого» .  Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа формирования данного навыка: аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действий, и этап автоматизации. 07/24/2021

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы. Организуя работу над развитием навыка чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения. Согласно исследованиям психолога Т.Г. Егорова , чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах», другая – «в движении мыслей, чувств, намерений, читающего вызванных содержанием читаемого» . Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа формирования данного навыка: аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действий, и этап автоматизации.

07/24/2021

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Хороший  навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
  • Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
  • Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
  • Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
 Чтение  — один из важнейших видов  речевой   деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать  информацию ,  записанную  (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими  устройствами . В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества :  правильность беглость сознательность выразительность

Чтение  — один из важнейших видов  речевой   деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать  информациюзаписанную  (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими  устройствами .

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества :

  • правильность
  • беглость
  • сознательность
  • выразительность
 Cознательность чтения Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Для развития сознательности чтения: беседа по прочитанному; работа над планом прочитанного  произведения; творческий пересказ различные виды словарной работы;

Cознательность чтения

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.

Для развития сознательности чтения:

  • беседа по прочитанному;
  • работа над планом прочитанного

произведения;

творческий пересказ

  • различные виды словарной работы;
Выразительность чтения сила голоса (громко – тихо); темп чтения; тембр чтения; паузы; логическое ударение; повышение или понижение интонации.

Выразительность чтения

  • сила голоса (громко – тихо);
  • темп чтения;
  • тембр чтения;
  • паузы;
  • логическое ударение;
  • повышение или понижение интонации.
Правильность чтения Правильность чтения  – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Беглость чтения Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Правильность чтения

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без

ошибок, влияющих на смысл читаемого.

Беглость чтения

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Приёмы развития полноценного навыка чтения   Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата 1. Дыхательные упражнения * Вдох через нос, выдох через рот. * Вдох – задержка дыхания – выдох. * Вдох - выдох порциями. * Вдох – задуваем свечку. * Вдох – задуваем 1000 свечей. * Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….

Приёмы развития полноценного навыка чтения

 

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата

1. Дыхательные упражнения

* Вдох через нос, выдох через рот.

* Вдох – задержка дыхания – выдох.

* Вдох - выдох порциями.

* Вдох – задуваем свечку.

* Вдох – задуваем 1000 свечей.

* Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….

- с ударением на заданный слог. * Самолеты взлетают: у-у-у-у. Машины едут ж-ж-ж. Лошадки поскакали цок-цок-цок. Рядом ползет змея ш-ш-ш. Муха бьется в стекло з-з-з. 2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем. а) подряд и выборочно И Э О А У Ы б) в различных сочетаниях И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.

- с ударением на заданный слог.

* Самолеты взлетают: у-у-у-у.

Машины едут ж-ж-ж.

Лошадки поскакали цок-цок-цок.

Рядом ползет змея ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло з-з-з.

2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.

а) подряд и выборочно

И Э О А У Ы

б) в различных сочетаниях

И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы

Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.

3. Упражнения в чтении букв парами: Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И Чтение слов с ними: Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер А-Я аист, армия, яма О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз 4. Произношение чистоговорок Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчика шары. Ро-ро-ро- у нас новое ведро. 5. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:  мал-мял, слёзы-слово, луна-люди. -  Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.

3. Упражнения в чтении букв парами:

Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И

Чтение слов с ними:

Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер

А-Я аист, армия, яма

О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз

4. Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

5. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:

мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.

- Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.

6. Скороговорки с движениями рук  текст скороговорки  движения рук  Мимо маленькой Марины  Пробежал медведь с малиной. Пальцы рук поочередно  сжимать, разжимать. В такси таксе тесно.  Пальцы рук переплетены в замок, руки  возле груди.  Поочередно то вытягивая руки перед  собой со сцепленными  пальцами, то подносить к груди . От топота копыт Пыль по полю летит.  Руки сжаты в кулачки, движения ими  по столу.  Пальцы разводим в разные стороны,  как бы пускаем пыль .

6. Скороговорки с движениями рук

текст скороговорки движения рук

Мимо маленькой Марины

Пробежал медведь с малиной. Пальцы рук поочередно

сжимать, разжимать.

В такси таксе тесно. Пальцы рук переплетены в замок, руки

возле груди.

Поочередно то вытягивая руки перед

собой со сцепленными

пальцами, то подносить к груди .

От топота копыт

Пыль по полю летит. Руки сжаты в кулачки, движения ими

по столу.

Пальцы разводим в разные стороны,

как бы пускаем пыль .

Скороговорки 1)  Быстро Егорка говорит скороговорку. 2)  Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться. 3)  Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула. 4)  Проворонила ворона воронёнка. 5)  Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 6)  Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.

Скороговорки

1) Быстро Егорка говорит скороговорку.

2) Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.

3) Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.

4) Проворонила ворона воронёнка.

5) Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

6) Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям. 1. Читай плавно. Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи. 2. Кто самый внимательный . а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами: косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи; б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв: вслух-глух, слух; город-голод, горох, грохот; вьют-вьюн, вьюга, бьют; в) слова с твердым и мягким согласным: ест-есть; галка-галька; полка-полька.

Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям.

1. Читай плавно.

Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.

2. Кто самый внимательный .

а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:

косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;

б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

вслух-глух, слух;

город-голод, горох, грохот;

вьют-вьюн, вьюга, бьют;

в) слова с твердым и мягким согласным:

ест-есть;

галка-галька;

полка-полька.

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

  • обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений
Работа над правильностью дыхания «В цветочном магазине»  Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).  «Задуйте свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Работа над правильностью дыхания

«В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его. Одно яблоко Лёва отдал товарищу. Лёва и Витя играли в шашки. За дверью послышались шаги. Это пришла мама Лёвы. Мама улыбнулась и похвалила сына. Мама достала два яблока и дала сыну.

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.

  • Одно яблоко Лёва отдал товарищу.
  • Лёва и Витя играли в шашки.
  • За дверью послышались шаги.
  • Это пришла мама Лёвы.
  • Мама улыбнулась и похвалила сына.
  • Мама достала два яблока и дала сыну.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения « Словесная пирамида»   Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе: кол ма укол мал знать уколол уколоть мама узнать марка укололся познать маркиз опознать опознанный

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

« Словесная пирамида» Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:

кол

ма

укол

мал

знать

уколол

уколоть

мама

узнать

марка

укололся

познать

маркиз

опознать

опознанный

Чтение первого и последнего слогов на строке. Барсучий нос (отрывок) К. Паустовский … Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос ,  по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал  от  жаднос ти …

Чтение первого и последнего слогов на строке.

Барсучий нос

(отрывок)

К. Паустовский

Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал от жаднос ти

 Упражнения на развитие ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ  Прочитай предложение с разными интонациями:  удивления, сомнения, радости. Хорошо в лесу весной! Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.   Ты пойдешь сегодня в театр? Ты пойдешь сегодня в театр? Ты пойдешь сегодня в театр? Ты пойдешь сегодня в театр ?

Упражнения на развитие ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

  • Прочитай предложение с разными интонациями:

удивления, сомнения, радости.

Хорошо в лесу весной!

Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

  • Ты пойдешь сегодня в театр?
  • Ты пойдешь сегодня в театр?
  • Ты пойдешь сегодня в театр?
  • Ты пойдешь сегодня в театр ?
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова. Испугались зайца Мы ходили по грибы , Зайца испугались . Схоронились за дубы, Растеряли все грибы. А потом смеялись – Зайца испугались. Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:  медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо .

Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы ,

Зайца испугались .

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись

Зайца испугались.

Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:

медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо .

Ребусы

Ребусы

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову Найди среди букв слова и подчеркни их :  Оа солнце тиоь стол пои Кино ыаел муха орлф сы р опр мама рп машина  Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.  СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову

Найди среди букв слова и подчеркни их :

Оа солнце тиоь стол пои

Кино ыаел муха орлф сы р опр мама

рп машина

Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

 Упражнения на развитие памяти . Прием фотографирования слов.  Лев, мак, слон, тигр.  На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить. . Повтори скороговорку, предложение. . Заучи четверостишье.

Упражнения на развитие памяти .

Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр. На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

. Повтори скороговорку, предложение.

. Заучи четверостишье.

 Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.  Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Заключение  Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.  Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звукослухоречедвигательные механизмы,  И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Заключение

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных

сторон – смысловой и технической, охватывающих

зрительный и звукослухоречедвигательные механизмы,

И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!