Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
(МОУ «СОШ № 9»)
140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07
E-mail: vosk-school9@mail.ru ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001
Выступление
на школьном методическом объединении
по теме самообразования
«Формы и средства организации познавательной деятельности учащихся »
Выступила:
учитель математики и физики
Казарцева А.В.
Воскресенск 2016 год
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательнее.
Блез Паскаль
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации;
не допускать учебных перегрузок, переутомлений и низкой плотности режима работы;
использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации.
1. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.
Это может быть следующее:
работа по карточкам;
работа с картой;
работа у доски;
заполнение таблиц;
написание рефератов, докладов;
работа с учебниками
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:
1) для закрепления полученных знаний;
2) для обобщения и повторения пройденного материала;
3) при самостоятельном изучении нового материала
Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.
Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.
2.Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее:
беседа;
обсуждение;
сравнение;
диктант
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы.
У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков.
Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.
3. Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения ( 1930 гг.) В ее основу положены идеи Ж-Ж Руссо, Дж Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. Они считали, что умелое сочетание индивидуальной и групповую учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению ЗУНами.
Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:
1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.
Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.
Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.
2. Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятиях.
3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству
4 Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей
5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными
Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной считают группу из 3-5 человек, так как в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей - сложно определить, какую работу проделал каждый ученик.
Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору
Группы могут быть гомогенными (однородными), т.е. объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями.
Учитель руководит работой каждого ученика косвенно, через задачи, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учащихся. Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за д помощью к учителю.
Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания время задачи в группе выполняются таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыт.
В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведение диалога.
Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:
Таблица 1
Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока.
Этап урока | Форма групповой деятельности |
повторительно-учебная работа | Парная, звеньевая |
Восприятие, осмысление и запоминание нового материала | Дифференцированное-групповая |
Закрепление, обобщение и систематизация | звеньевой, парная, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая |
Применение знаний | Парная, звеньевая, кооперативно-групповая |
Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехе, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношений.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.
О некоторых средствах повышения эффективности обучения, приемах активизации познавательной деятельности учащихся я хочу рассказать.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.
Занимательные задания способствуют развитию математического мышления детей.
Например:
Угадайте слово: «Первое предлог, второе - летний дом. А целое порой решается с трудом?» (Задача)
Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными числами. Сколько лет дедушке? (102 года)
Сколько всевозможных двузначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4? (16)
Задачи – шутки
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось?
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить учебный материал. Игра помогает ребёнку быть успешным, смышлёным, усидчивым, любознательным и смекалистым.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Доля игры в учебном процессе велика. Это может быть как игровая ситуация, этап урока, так и целый урок в игровой форме: урок-кроссворд, ролевая игра, заочная экскурсия, урок-сказка.
Практические работы:
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Приведу примеры.
Практическая работа
Тема: Прямоугольный параллелепипед.
У каждого на парте куб и прямоугольный параллелепипед.
Задание: 1. Измерьте длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда и куба. Данные занесите в таблицу. По данным таблицы высчитайте площадь полной поверхности, объем куба.
Организация вычислительных навыков:
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, повышается культура вычислений.
При объяснении материала можно привести нестандартные способы вычислений, например умножение на 11, на 9 на «Пальцах»
При умножении числа на 125 нужно приписать к нему три нуля и, получившиеся число, разделить на 8.
384 · 125 = 384000: 8 = 48000
749 · 125 = 749000: 8 = 93625
Умножение на 9, на 99, на 999.
для умножения многозначного числа на 9 надо приписать к нему справа нуль и вычесть из результата множимое число.
254·9= 2540-254=2286
324 · 99 = 32400 – 324 = 32076
546 ·999 = 546000 – 546 = 545454
Чтобы двузначное число умножить на 101, надо к этому числу приписать справа это же число.
32 х 101 = 3232;
48 х 101 = 4848;
56 х 101 = 5656.
Чтобы трехзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число.
324 х 1001 = 324 324;
648 х 1001 = 648 648;
999 х 1001 = 999 999.
Использование материала из истории математики.
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
8