СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и виды организации самостоятельной работы учащихся при изучении литературы Алтая в 5-6 классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы обратились к незаслуженно забытой литературе Алтая и хотим предложить вам некоторые задания, которые, на наш взгляд, способствуют формированию и развитию личностных (самооценка), регулятивных (самоконтроль через сравнение собственного способа  действия и его результата с заданным эталонов), познавательных(осознанное построение речевого высказывания, поиск информации), коммуникативных (умение точно выражать свои мысли) учебных действий.ы обратились к литературе Алтая 

Просмотр содержимого документа
«Формы и виды организации самостоятельной работы учащихся при изучении литературы Алтая в 5-6 классах»

Формы и виды организации самостоятельной работы учащихся при изучении литературы Алтая в 5-6 классах

МБОУ СОШ № 126:

Шлюнько Елена Михайловна

Вступительное слово:

Известный философ Древней Греции Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Чтобы увидеть ребёнка, надо дать ему возможность сказать. Где как не на уроке литературы (уроке говорения и слушания) можно это сделать, сказать так и то, за что тебя не будут ругать (это ведь не правило русского языка, в воспроизведении которого можно ошибиться, а в ответ услышать смех одноклассников или замечание учителя). Именно на уроках литературы создаётся форма деятельности ученик-учитель, т.е. диалог, требующий понимать и принимать позицию друг друга. Обучающийся имеет возможность обратиться к своему небольшому жизненному опыту, озвучить своё понимание, своё видение каких-то категорий, пусть по-детски, «коряво» высказать своё мнение о чём-нибудь, может быть, изменить своё представление о чём-то хорошо знакомом.

Мы обратились к незаслуженно забытой литературе Алтая и хотим предложить вам некоторые задания, которые, на наш взгляд, способствуют формированию и развитию личностных (самооценка), регулятивных (самоконтроль через сравнение собственного способа действия и его результата с заданным эталонов), познавательных(осознанное построение речевого высказывания, поиск информации), коммуникативных (умение точно выражать свои мысли) учебных действий.

Задания составлены с учётом того, что детям предстоит работа над сочинением на ГИА ( и не только), а результат работы зависит и от того, умеет ли ученик правильно понимать тему, находить ключевые слова, понимать смысл прочитанного или услышанного. А для этого нужно уметь читать «между строк», формулировать вопросы по содержанию текста, определять главное и второстепенное, выделять значимые эпизоды, к месту

использовать литературоведческие термины.

Задания, на наш взгляд, способствуют формированию таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость, активность читательского воображения, постижение содержания произведения на аналитическом уровне, осмысление художественной формы на уровне композиции.

1. При изучении творчества Шукшина В. М. мы провели цикл занятий, посвящённых решению нравственных проблем, поиску ответов на вечные вопросы бытия.

2. Слайд 2. В качестве эпиграфа к изучению рассказа «Горе» взяты слова самого В. М. Шукшина:

«Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке».

Отталкиваясь от эпиграфа, предлагаем сформулировать вопросы, которые были бы важны для обсуждения:

• Что такое добрый поступок?

• Что такое доброта?

• Как проявляются сила и ум человека?

Как сказал Элисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Особенности урока-диалога, как сказала Наталья Юрьевна, научить школьников задавать вопросы - это умение пригодится для понимания тем сочинений.

3. Слайд 3 Обращение к опыту ребёнка. Работа над значением слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. (Работа над значением слова)


- Соотнесите понимание слова с позицией автора.

«Что с нами происходит?»

«Будь человеком!»

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту».


Шукшин постоянно проводит мысль о том, что мера всех ценностей жизни в своих произ-х своей сокровенной темой он считал раскрытие чистоты и нравственности, глубокой духовной красоты людей». И прославляются эти человеческие ценности в обыденном).


4. Слайд 4. Особенностью урока-диалога является развёрнутость, «опрокинутость» в культуру. Так как рассказ «Горе» воспринимается как рассказ-воспоминание, учащимся даётся задание


- Какие произведения подобного рода вы знаете? (даёт возможность развивать умение соотносить разные тексты одной жанровой особенности (Показатель знания теории литературы)

(«Конь с розовой гривой» В.Астафьева, «Уроки французского» В.Распутина)

5. Слайд 5. Устные рассуждения по проблемному вопросу.

Многие говорят, что жалость унижает человека.

А вы как считаете? (обращение к опыту)


На самом деле, в народном понимании «жалеть» означает «любить». Русские писатели В.Белов, В.Астафьев, В.Распутин (представители деревенской прозы) вернули этому слову первозданное значение. В.М.Шукшин наиболее последовательный защитник идеи ж а л о с т и.


Подберите синонимы к слову жалость. (обращение к лингвистическому опыту, умение подобрать синонимы)

(Сострадание, соболезнование, сочувствие, соучастие, милосердие. В русском языке приставка со имеет значение «вместе»).


«Жалость – светлая чистота этого чувства.

В словаре Добровольского отмечено: « жалость – любовь, сожаление, грусть. Жалеть – любить (Всякая матка ребёночка своего жалеет.)

Жалкий – ласкательное слово

Жалкий – внушающий к себе любовь, возбуждающий к себе сожаление» )


Жалости нельзя обучить, её можно впитать с молоком матери. В жалости кроется человеческая сила.


6. Слайд 6. Работа с текстом как обязательный элемент урока литературы.

Найдите в тексте строчки, которые характеризуют мальчика как доброго и отзывчивого человека.


• («Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжело бывает одинокому человеку».

• «Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже

плакал…»

• «Жалко было дедушку Нечая».

• «Не было для меня в эту минуту ни ясной тихой ночи, ни мыслей никаких, и радость непонятная, светлая умерла. Горе маленького старика заслонило прекрасный мир».)


7. Слайд 7 Многоплановость - погружение ученика в атмосферу создания собственных рассуждений.


Согласны ли вы с высказыванием: «Нравственные ценности, вынесенные человеком из мира детства, сохраняются на всю жизнь»?

«Хорошие поступки облагораживают нас» М. Сервантес

«Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг» Ж.-Ж. Руссо

«Не делай того, что осуждает твоя совесть» М. Аврелий


- Какие высказывания, на ваш взгляд, можно соотнести с проблемами в рассказе «Горе»?


8. Слайд 8 Работа с литературоведческими понятиями с привлечением текста (пейзаж, композиция, портрет).

Например:

- найдите пейзаж в рассказе и попытайтесь определить его роль в организации композиции рассказа.

- роль портрета деда Нечая


9. Слайд 9 и далее Творческое домашнее задание. (задания по выбору):


Выберите вопрос, который вас заинтересовал и дайте письменный ответ:

- Почему события рассказа переданы через восприятие мальчика?

- Проследите за развитием чувств подростка, ставшего свидетелем трагедии. Найдите слова, передающие его восприятие жизни, сострадания к людям. (работа с текстом)

- Составьте синквейн

- Напишите тест на электронном носителе

Тест:


1. О каких цветах пишет автор: 1) подснежники,

2) одуванчики

3) ландыши,

4) незабудки?

2. Сколько времени тратили ребятишки, чтобы выследить Бухона?

1) дни и ночи,

2) целые дни-

3) недели,

4) сутки.

3. Что можно было увидеть в Бухоновой бороде?

1) живых...мух,

2) комаров,

3) мошек,

4) муравьев?

4. Кем числился Бухон ?

1) инспектором по....качеству,

2) количеству,

3) по успеваемости

4) по посещаемости?

5. На сколько классов строили новую школу в селе?

1) на 4.

2) 7.

3) 8.

4) 10?

6. Сколько детей было у Бухона?

1) 1.

2) 2.

3) 3.

4) 4?

7. Кем устроился в городе сын Бухона?

1) сварщиком,

2) печником,

3) токарем,

4) пожарником ?

8. Что принес Бухон для солдат Красной Армии?

1) шубу,

2) тулуп,

3) пальто,

4) валенки?

9. Сколько пар теплых рукавичек связала мать мальчика для посылки на фронт?

1) 2.

2) (3 пары)

3) 4.

4) 5?

10. Какие грибы попались мальчику в лесу?

1) (сморчки)

2) рыжики,

3) лисички,

4) опята?

11. Каким словом заканчивает автор свое повествование?

1) Здравствуйте,

2) будьте здоровы,

3) пожалуйста,

4) спасибо?





7