СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и виды организации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы и виды организации»

НАМАНГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема: Формы и виды организации.

(Лекция) 2 часа



План:

  1. Понятие о формах организации обучения

  2. Эмпирическая типологизация средств обучения

  3. Классно-урочная система как основная форма организации обучения

  4. Классификация уроков как форм обучения



Опорные понятия и термины: Форма организации, урок, группа, Эмпирическая типологизация,совместно урок, фронтальная,индивидульная.современный урок.

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.

  2. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.

  3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.

  4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Допольнительная:

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.

  2. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.

  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

  4. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. - с. 42-47.



Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Определение 1

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

  1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

  2. Месту учебы - школьные и внешкольные.

  3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

  • индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

  • дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

  • Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

  • Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

  • американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

  • постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

  • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

  • учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

  • постоянное чередование уроков;

  • руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:

  1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

  2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

  3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.

  4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

  5. Полоролевое воспитание.

  6. Организация групповой деятельности.

  7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

Дидактические требования к уроку:

  • четкое определение образовательных целей и задач;

  • учет принципов обучения;

  • оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

  • опора на достигнутый уровень;

  • сочетание видов, методов и форм обучения;

  • сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

  • установление межпредметных связей;

  • тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

  • постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

  • формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;

  • внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

  • формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

  • занятия на «опережающем» уровне;

  • проектирование «зоны ближайшего развития»;

  • прогнозирование «скачков» в развитии;

  • оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Классификация уроков:

  • по содержанию;

  • способу проведения;

  • дидактическим целям.

Главные типы уроков:

  • урок изучения новых знаний;

  • урок формирования новых умений;

  • урок обобщения и систематизации;

  • урок контроля и коррекции;

  • урок практического применения знаний и умений;

  • комбинированный урок.

Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.

Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:

  1. Диагностика.

  2. Прогнозирование.

  3. Планирование.

Составляется план-конспект урока:

  1. Дата проведения и номер по тематическому плану.

  2. Название темы и класса, где он проводится.

  3. Цели и задачи образования, воспитания и развития.

  4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

  5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

  6. Реализация принципов обучения на уроке.

  7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.

  8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.

  9. Учебное оборудование, реквизит.

  10. Задание на дом.

  11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.

Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:

  • целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;

  • содержание обучения;

  • структура;

  • методы и приемы обучения;

  • отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;

  • работа на результат - педагогические технологии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя