СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Нетрадиционные формы и виды организации обучения, направленные на реализацию ФГОС ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению дошкольников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В детском саду особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность детей. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания.

Слайд 2 - По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:

Классической — по старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи), т.е. объединять знания из нескольких областей. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Итоговое или контрольное.

Это — традиционная классификация.

Слайд 3

Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит активизация познавательного интереса, потому что ребенку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Слайд 4

Одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базoвых психических функций.

Порядок работы нетрадиционных занятий:

Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.

•        На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.

•        Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.

•        Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

Слайд 5

Понять главное в нетрадиционном занятии помогают творческие принципы.

Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении.

Необходимы максимальное вовлечение воспитанников в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения — как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Слайд 6 Н.В. Тимофеева и Ю.В. Зотова в своей работе приводят следующие нетрадиционные формы и виды организации обучения: кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, соревнования, КВН и другие.

Слайд 7 

Несмотря на многообразие таких занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.

Слайд 8

Нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке. Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, активном внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и методических рекомендаций.

Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к обучению, это всегда праздники, когда активны все дети, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.

Слайд 9.

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления занятий, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как дети имеют специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные занятия.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы опытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогут нам повысить активность детей на занятиях, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Нетрадиционные формы и виды организации обучения, направленные на реализацию ФГОС ДОУ»»

Методические рекомендации «Нетрадиционные формы и виды организации обучения, направленные на реализацию ФГОС ДОУ» Л. А. Пономарева

Методические рекомендации «Нетрадиционные формы и виды организации обучения, направленные на реализацию ФГОС ДОУ»

Л. А. Пономарева

Нетрадиционное занятие  отличается от традиционного: по подготовке и проведению по структуре занятия по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником по подбору учебных материалов по методике оценки деятельности

Нетрадиционное занятие отличается от традиционного:

по подготовке и проведению

по структуре занятия

по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником

по подбору учебных материалов

по методике оценки деятельности

Нестандартные занятия - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и тогда группа становится творческим коллективом. Цель этих занятий предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Задачи: - повышать уровень развития ребенка; - формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения; - при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Нестандартные занятия - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и тогда группа становится творческим коллективом.

Цель этих занятий предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности.

Задачи:

- повышать уровень развития ребенка;

- формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

- при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Творческие принципы: Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей. Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение. Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами. Принцип избирательности . Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности, наличия у них интересов к занятиям.

Творческие принципы:

Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.

Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.

Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами.

Принцип избирательности . Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности, наличия у них интересов к занятиям.

Н.В. Тимофеева и Ю.В. Зотова в своей работе приводят следующие нетрадиционные формы и виды организации обучения: кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, соревнования, КВН и другие.

Н.В. Тимофеева и Ю.В. Зотова в своей работе приводят следующие нетрадиционные формы и виды организации обучения: кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, соревнования, КВН и другие.

Формы проведения нетрадиционных занятий:

1. Экскурсия. В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

2. Коллективное творческое дело : коллективное рисование, коллективная аппликация и др.

3. Занятие–труд : посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

4. Занятие-игра : «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион «Кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает» и др.

5. Занятие-творчество : мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, поделки из бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

6. Занятия-посиделки : на фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

7. Занятие-сказка : все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

8. Занятие — пресс-конференция : дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки», и он отвечает на вопросы. Затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

9. Занятие-десант : неотложная помощь. (Например: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

10. Занятие комментированного обучения : всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Или воспитатель размещает на доске картинки, дети комментируют изображение, составляют рассказ. Вариантов можно придумать множество.

11. Занятие – путешествие : цель – развивать монологическую речь детей. Кто – то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселой математики», по «Красной книге» и др.

12. Занятие – эксперимент : это любимая детьми опытно – экспериментальная деятельность.

13. Занятия – рисунки – сочинения : воспитатель рисует, дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети пишут письмо – рисунок о событии в детском саду.

14. Занятие – конкурс: типа «Что, где, когда?». Это конкурс фантазеров, стихотворений, сказок. Спортивные конкурсы – соревнования.

15. Занятие – игра – школа : школы Космонавтов, Спортсменов, лесных жителей, школа юного пешехода и др.

16. Занятие – концерт .

Вывод: -использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей; -можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; -нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи ребят; -занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно; -в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры) -ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Вывод:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи ребят;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!