Формы и жанры танцевального искусства. Современный эстрадный танец
Характеризуя виды танцевального искусства нельзя не сказать о формах и жанрах.
Форма — это способ раскрытия содержания. Содержание и форма взаимосвязаны друг с другом, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через форму. Хореографическая форма складывается из танцевально-пластического языка, танцевальных и пантомимных эпизодов и сцен, организующихся в цельную композицию. Только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание не благим намерением, а действительной духовной силой искусства. Форма зависит от содержания, но она активна и сама влияет на него. Слабая, не соответствующая содержанию форма может испортить самое хорошее содержание. Форма – это метод изложения хореографического материала, и как он будет изложен – такую форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет. Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца. Есть формы специфические для каждого отдельного вида, есть общие для всех видов хореографического искусства.
К общим формам относятся сольные, массовые, ансамблевые танцы.
Специфических намного больше, поместим некоторые из них в небольшую таблицу:
Формы классического танца: па-де-де, па-де-труа, адажио, вариация и другие |
Формы народно-сценического танца: хоровод, пляска, кадриль. |
Формы историко-бытового танца: гавот, менуэт и другие |
Формы спортивно-бального танца — стандарт (венский вальс, танго, медленный фокстрот и др.) и латина (румба, самба, джайв и другие). |
Модерн представлен в классическом танце как балет и хореографическая миниатюра. |
Формы джазового танца — это в основном бессюжетный дивертисмент, хореографическая миниатюра. |
Эстрадный танец – сюжетно-танцевальная миниатюра, пластический этюд, композиция с использованием сложного реквизита и спецэффектов, шоу. |
Жанры в хореографии. Жанр – это внутренняя разновидность вида. Жанры способствуют более глубокому отражению действительности в искусстве. Деление на жанры существует во всех видах искусства. Содержание и форма определяют жанры хореографии. Специфика разновидностей жанров танцевального искусства заключена также в предмете изображения, в отношении к нему исполнителей и балетмейстера, в методе развития конфликта и музыкально – пластического воплощения образов:
Название жанра | Характеристика |
Лирический | Раскрывает чувства, внутреннее состояние, их оттенки. |
Драматический | Сюжет, но не острый — действие протекает спокойно |
Трагический | Сюжет, где в конце произведения происходит несчастье, страдают герои |
Комический | Шуточный |
Героический, исторический | Сюжет чаще здесь патриотический |
Сатирический | Гротеск, преувеличение |
Мифический | На сцене мифические герои; часто философская обобщённость |
Сказочный | Изысканная красота; волшебный, сказочный сюжет, чаще всего адресованный детям |
Патетический | Возвышенный, эмоционально насыщенный, романтический |
Жанры бывают простые и сложные. Сложные – это объединение простых вместе: лирика — драматические, трагикомические и т. д.
2. Специфические особенности современного эстрадного танца
Эстрадный танец — вид сценического танца, чаще развлекательного характера, построенный на лаконичных средствах хореографической выразительности. Это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения. В отличие от других видов хореографического искусства, эстрадный танец не может считаться системой. Он отличается многожанровостью и разностильностью. Эстрадный танец — жанровая разновидность пластического искусства. Это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В нем могут присутствовать элементы классического танца, модерна, джаз-танца, хип-хопа, фанка и др.
Истоки эстрадного танца лежат в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских xopax, на народных гуляньях ещё с середины XIX века. В начале ХХ в. на эстраде появился сценический жанр танцевального лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от которого началась традиция комедийного номера на фольклорной основе. Перед Первой мировой войной (1914—1918гг.) на эстраде были популярны «салонные» и «декадентские» танцы, основанные на модных в то время бальных танцах (танго, кэк-уок и др.), усложнённые элементами акробатических поддержек.
Советская танцевальная эстрада унаследовала опыт дореволюционного искусства, но репертуар требовал обновления. С начала 20-х гг. появились новые разновидности эстрадного танца, в том числе сюжетная танцевальная миниатюра. Эти танцы отличались энергичными ритмами и такой же пластикой. Лучшие номера характеризовались драматургической завершённостью, идейностью, доходчивостью выразительных средств. Ставились спектакли-обозрения с танцевальными сценками, построенными на основе бытовой пластики, решенной эксцентрично. Интересна работа прославленного Касьяна Ярославовича Голейзовского в области развития эстрадного танца. В 1928 году он создал танцы герлс. Принято считать, что жанр «гёрлс» заимствован у западного мюзик-холла. На самом деле заимствовано было лишь слово «герлс» (от англ. girls – девушки). Основной же танцевальный приём этого жанра – синхронное повторение одних и тех же движений всеми участницами – всегда был присущ хореографии. В номере Голейзовского девушки, одетые в стилизованные купальники, построенные по росту, лесенкой, выходили друг за другом цепочкой. Движения их были очень простыми, но чёткими по ритму, и благодаря синхронности исполнения приобретали выразительность, сливались в пластический орнамент. Но орнамент этот постоянно менялся (поворот или наклон головы, раскрытие руки или только ладони и др.), цепочка то растягивалась, то сжималась. Движения танца имели в основном канканирующий характер. В финале номера исполнялась фигура, создающая иллюзию ползущей змеи. Отличие танца К. Я. Голейзовского заключалось в том, что он применил сложный ритмический рисунок танца, который требовал высокого профессионализма исполнительниц – музыкальности, идеального чувства ансамбля.
Одним из принципов, свойственных современному эстрадному танцу, является импровизация. Так же, как и в джазовом танце, исполнитель должен творчески подходить к танцу, просто механическое повторение определенных движений, в данном случае неуместно. Исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние путем танца.
В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя. Это неудивительно, ведь эстрадный танец - это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. И исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом.
К основным характеристикам эстрадных номеров относят легкую приспособляемость к разнообразным условиям, сосредоточенность и концентрированность художественно-выразительных средств и кратковременность. Иными словами, выделим принципиальные признаки в области выразительных средств, технологии и эстетике эстрадного танца:
- композиция эстрадного танца должна быть рассчитана на изменение сценических площадок, должна быть яркой, четкой на любой сцене, рисунок также должен быть лаконичен;
- предельная концентрация выразительных средств, позволяющая как можно ярче выразить индивидуальность исполнителю;
- ограниченность во времени, так как танец является элементом большой концертной программы.
В зависимости от применяемой техники жанра в эстрадном танце его классифицируют как бытовой, классический, ритмический (степ, чечетка), пластический, акробатический. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, света, вокала, музыки, сценографии, костюмов и декораций, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.