Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД)
Как можно больше спрашивать, спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.
Я.А.Коменский
Информация к размышлению…
«Форма»
в философском понятии-
«строение, устройство,
система организации,
внутренняя структура,
связанная с содержанием»
в педагогике-
«…целенаправленно формируемый
характер общения в процессе
взаимодействия учителя
и учащихся, отличающихся спецификой
распределения учебно-познавательных
функций, последовательностью
и выбором звеньев учебной работы
и режимом –временным
и пространственным»
В чём состоит роль форм организации познавательной деятельности в процессе обучения? Шесть позиций ФОПД
- Без организации определённой структуры отношений между участниками процесса обучения, без планирования этих отношений затруднена полноценная реализация целей учебного занятия во всех её аспектах;
Шесть позиций ФОПД
2. ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения;
- через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения;
Шесть позиций ФОПД
4. Разное сочетание в использовании ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер
деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями;
Шесть позиций ФОПД
5. ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса;
6. именно через ФОПД учащиеся овладевают определённым социальным опытом, навыками работы в коллективе.
Формы организации познавательной деятельности:
- Индивидуально-обособленная.
- Фронтальная.
- Групповая.
- Коллективная.
Индивидуально-обособленная форма.
- Условие: содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьником.
- Познавательная задача выступает перед классом как общая и решается индивидуально каждым учеником самостоятельно.
- Успешность при правильном подборе дифференцированных заданий и систематическом контроле учителя за их выполнением.
- Ценность: хорошо учитывает особенности каждого ученика сообразно его подготовке.
Индивидуально-обособленная форма.
- Учит индивидуальному труду (большие возможности для самост. работы), способствует воспитанию самостоятельности учащихся
1. Требует длительного времени и усилий учителя.
2.Не способствует развитию коллективизма в обучении.
- Способствует более сознательному и прочному усвоению ЗУН.
Фронтальная форма ПД предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса.
- Уроки
- Семинары
- Экскурсии
- Конференции…
- Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.
- Учитель - для всех (объясняет и руководит).
- Прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив .
- Каждый ученик «потребляет» информацию, стремится её усвоить.
Фронтальная форма ПД
Условия эффективности:
1.Заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие триединой цели урока.
2.Активное интересное объяснение учителя.
3.Продумана общая оценка результатов.
4.Умение учителя держать в поле зрения всех уч-ся класса, обеспечивать активную работу каждого из них.
Недостатки.
Резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности уч-ся в процессе их обучения ибо учитель обучает всех.
Групповая форма ПД : единая познавательная задача ставится перед группой учеников.
Составляющие:
1.Предварительная подготовка учащихся.
2.Обсуждение и составление плана выполнения уч.задания, определение способов его решения, распредел. обязанностей.
3.Работа по выполнению задания.
4.Наблюдения учителя, корректировка работы группы.
5.Взаимная проверка и контроль за выполнением задания.
6. Сообщение уч-ся о полученных результатах, дискуссия, дополнения и исправления.
7.Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Плюсы:
- Ученик ставится в положение учителя.
- Такая форма ПД порождает ответственность, внимательность,формирует интерес к работе товарища .
Коллективная форма ПД : «..все обучают каждого, и каждый обучает всех» В.К.Дьяченко
Признаки:
1.Наличие общей цели.
2.Разделение труда, функций, обязанностей между участниками.
3.Работа на сотрудничестве и взаимопомощи.
4.Участники учитывают и контролируют выполнение работы.
5.Равенство объективных условий для каждого.
6.Деятельность каждого общественно полезная.
7.Всей работой руководит педагог, а соцактивность уч-ся проявляется в учебных занятиях
- «Обучать – это значит всё усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».
Я.А.Коменский
Коллективная форма ПД : «..все обучают каждого, и каждый обучает всех» В.К.Дьяченко
Статическая
пара
Динамичес-
кая
пара
Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой
Вариационная пара
Объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.
В группе из4 человек каждый работает то с одним, то с другим.
Коллективная форма ПД : «..все обучают каждого, и каждый обучает всех» В.К.Дьяченко
Плюсы:
- Каждый оказывается в равных условиях.
- Каждый старается быть компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.
- Деятельность каждого общественно полезная, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей по учебной работе.
Подведём итоги…
- Главный источник воспитательной роли ФОПД заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме.
- Лидерство или соучастие в работе коллектива
- Соревнование в темпах выполнения работы
- Чувство ответственности за качество своего труда
- Увлечённость самостоятельным выполнением учебной работы
- Горячая заинтересованность…