СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.»

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке Выполнила: Новикова О.В. учитель начальных классов  МОУ СОШ с. Варваровка

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке

Выполнила: Новикова О.В.

учитель начальных классов

МОУ СОШ с. Варваровка

В поисках путей более эффективного обучения особую значимость приобретает форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке [1]. Форма обучения — это внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая способ организации деятельности обучающихся, который зависит: количественного охвата обучающихся, характера взаимодействия субъектов обучения, степени самостоятельности обучающихся, специфики педагогической деятельности [2]

В поисках путей более эффективного обучения особую значимость приобретает форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке [1].

Форма обучения — это внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая способ организации деятельности обучающихся, который зависит: количественного охвата обучающихся, характера взаимодействия субъектов обучения, степени самостоятельности обучающихся, специфики педагогической деятельности [2]

Выделяют три формы познавательной деятельности учащихся на уроке: 1) индивидуальная работа; 2) фронтальная работа; 3) групповая форма работы. Рассмотрим подробнее каждую из форм…

Выделяют три формы познавательной деятельности учащихся на уроке:

1) индивидуальная работа;

2) фронтальная работа;

3) групповая форма работы.

Рассмотрим подробнее каждую из форм…

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее: 1) работа по карточкам; 2) работа с НПА; 3) работа у доски; 4) заполнение таблиц; 5) написание рефератов, докладов; 6) работа с учебниками и т. д.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:

1) работа по карточкам;

2) работа с НПА;

3) работа у доски;

4) заполнение таблиц;

5) написание рефератов, докладов;

6) работа с учебниками и т. д.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать: 1) для закрепления полученных знаний; 2) для обобщения и повторения пройденного материала; 3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д. Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:

1) для закрепления полученных знаний;

2) для обобщения и повторения пройденного материала;

3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.

Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.   Это может быть следующее:   1) беседа;  2) обсуждение;  3) сравнение;  4) диктант и т. д. 1

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее:

1) беседа;

2) обсуждение;

3) сравнение;

4) диктант и т. д.

1

Данная форма работы позволяет:   1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы; 2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся. Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д. У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

Данная форма работы позволяет:

1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;

2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:   1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно; 2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек); 3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:

1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);

3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки: 1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение; 2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:

1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;

2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Варианты групповой работы на уроке Статическая пара Динамическая Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой  пара Вариационная пара Объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. В группе из 4 человек каждый работает то с одним, то с другим.

Варианты групповой работы на уроке

Статическая

пара

Динамическая

Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой

пара

Вариационная пара

Объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

В группе из 4 человек каждый работает то с одним, то с другим.

Заключение Форма организации познавательной деятельности учащихся ˗ это внешняя сторона организации образовательного процесса, в основе которых лежит степень организации и управления учителем познавательной деятельности учащихся. Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п. Реализация единства форм организации познавательной деятельности позволяет обеспечить не только их целостность, но и целостность самого урока, а значит, и целостное развитие ребенка на уроке.

Заключение

Форма организации познавательной деятельности учащихся ˗ это внешняя сторона организации образовательного процесса, в основе которых лежит степень организации и управления учителем познавательной деятельности учащихся.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.

Реализация единства форм организации познавательной деятельности позволяет обеспечить не только их целостность, но и целостность самого урока, а значит, и целостное развитие ребенка на уроке.

Список использованной литературы 1. Буздалова, Н. В. Триединство форм организации познавательной деятельности учащихся / Н. В. Буздалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 5-7. 2. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: [учеб. пособие для студентов сред. проф. образования] / Н. Н. Никитина, Железнякова, О. М.; О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — (Среднее профессиональное образование). — 281 с. 3. Шарохина, Е В Педагогика: конспект лекций — URL: https://https://psy.wikireading.ru/2832 (дата обращения: 23.10.2021).

Список использованной литературы

1. Буздалова, Н. В. Триединство форм организации познавательной деятельности учащихся / Н. В. Буздалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 5-7.

2. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: [учеб. пособие для студентов сред. проф. образования] / Н. Н. Никитина, Железнякова, О. М.; О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — (Среднее профессиональное образование). — 281 с.

3. Шарохина, Е В Педагогика: конспект лекций — URL: https://https://psy.wikireading.ru/2832 (дата обращения: 23.10.2021).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс