Просмотр содержимого документа
««Формы организации учебной работы по окружающему миру в начальной школе».»
Доклад : «Формы организации учебной работы по окружающему миру в начальной школе».
Форма — это внутренняя структура, строение, связь.
Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникает классно-урочная система обучения.
Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены.
Классно-урочная система существует более трехсот лет. Ее теоретическая разработка впервые была дана Я. А. Коменским.
Урок – основная форма организации учебной работы по окружающему миру, но она не ограничивается классным кабинетом.
Экскурсии – это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.
Выделяют вводные, текущие и обобщающие экскурсии.
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих уроках.
Главная цель вводных экскурсий – формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия.
Текущие экскурсии предполагают знакомство непосредственно в природе с конкретными объектами и явлениями, которые изучаются на текущих уроках.
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и систематизируются знания, полученные учащимися в процессе изучения темы.
Внеурочная работа по окружающему миру – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса.
Внеурочные работы могут быть предварительными и выполняться за несколько недель до урока, на котором используются результаты работы (проращивание семян, размножение растений), и непосредственными , которые требуется выполнить вне урока по изучаемой теме (уход за комнатными растениями). Некоторые задания, например, гигиенического характера, выполняются детьми с целью закрепления после изучения соответствующего материала на уроке.
Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.
Выделяют несколько групп домашних заданий.
1. По содержанию:
а) задания по формированию общих понятий.
б) задания, связанные с отработкой умений и навыков.
2. По дидактической цели:
а) закрепление полученных знаний.
б) систематизация знаний.
в) подготовка к восприятию нового.
3. По характеру деятельности:
а) репродуктивные.
б) творческие.
4. По способу выполнения:
а) устные – это чтение текстов учебника и дополнительной литературы, устные ответы на вопросы, пересказ статьи по плану и т. п.;
б) письменные задания и графические работы, которые чаще всего выполняются в рабочих тетрадях или в "Дневниках наблюдений";
в) практические задания. Это могут быть задания, требующие постановки простейших опытов или наблюдений за предметами и явлениями природы.
Внеклассная работа по окружающему миру – это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.
Выделяют три основных формы организации внеклассной работы:
- массовая работа
- групповая работа
- индивидуальная работа
Вывод:
Формы организации учебной работы по окружающему миру не ограничиваются стенами класса и рамками урока, а могут (и должны) продолжаться во внеурочной деятельности и домашней работе учащихся.