ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
С внедрением ФГОС учебно-познавательная деятельность младших школьников становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника. Поэтому так важно поставить перед учащимся как можно раньше вопрос профориентации. Каждый из них уже генетически наделён определенными способностями, талантами, что в дальнейшем может стать основой будущей профессии. Но для этого необходимо правильно выстроить работу с учащимися, подобрать формы и методы способствующие ненавязчиво помочь вести их в мир профессии. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, правильно дал ответ на вопрос «Кем быть?». Не мало важно расширять в этот момент его представления о различных профессиях, создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Конечно, в силу возраста не все элементы профессиональной деятельности легки для понимания, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе конкретных жизненных ситуаций, историй, впечатлений, наглядных образов. При наличии достаточного количества полученной информации младший школьник уже на первой ступени обучения начинает ясно представлять себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Следует уже на первом этапе следить за тем, чтобы профориентационные занятия были направлены на создании у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Формировать представление о профессии на основе существенных, главных признаков, такие как описание условий труда специалистов, необходимых качествах для успешного овладения профессией, орудий труда.
Для эффективности форм и методов работы с младшими школьниками по профориентации необходимо учитывать их возрастные особенности. Например для первоклассников не приемлемы долгие диспуты о профессиях в силу быстрой утомляемости, их лучше заменить сюжетно ролевыми играми или играми, связанными с узнаванием профессий. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм: «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?». При помощи развивающих игр можно изучить сферу научного интереса, особо интересующую ребёнка: математика, окружающий мир, астрономия, чтение, спорт и внести корректировку в дальнейшую работу с ним. Во время игр младшие школьники учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. В игре совершенствуются не только ручные движения и умственные операции. Так как игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью младшего школьника в профориентационные занятия необходимо включать две, три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися их темы. Желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления одни их игр это: «Угадай профессию по жестам», «Ассоциация», «Выбери орудия труда, связанные с профессией». Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, проявлять себя и свои качества, получать коммуникативные и организаторские навыки. Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Оценивая, на сколько усвоены основные элементы профессии, можно использовать ещё одну форму профориентационной работы это рисуночная методика, особо актуальную для учащихся плохо владеющих письменной речью, 1-2 классов. Дети рисуют по представлению человека заданной профессии в левой части листа, в правой свои представления о нём, после проведенного занятия. Эта методика позволяет оценить качество знания о профессии и судить о эффективности занятия.
Если для первоклассника свойственно произвольное внимание в течении 30 - 35 минут, то начиная со 2 класса это время увеличивается до 40-45 минут. К окончанию 4 класса учащиеся могут быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Поэтому начиная со 2 класса можно вводить мини-лекции о содержании профессий, просмотр презентаций, фильмов с последующим обсуждением, дискуссией. Лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.) содержание труда, профессионально-важные качества, ограничения при работе по этой профессии. Информация о профессии может быть разделена на фрагменты, отрывки, но при этом сообщать необходимо лишь самое главное из содержания труда, профессионально-важных качеств.
Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Этому способствуют такая из форм, как профессиональные пробы в виде проведения ярмарок профессий, где младшие школьники пробуют себя в роле продавцов своих изделий, стилистов, мастеров маникюра, косметологов, могут продемонстрировать способности на открытых мастер классах.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям основанный на участии в различных видах познавательной, общественно-полезной, игровой, трудовой деятельности, возникает интерес к людям ближайшего окружения, профессиям родителей. Вот на этом этапе развития и необходимо познакомить младших школьников с профессиями родителей, но не просто на словах. А с приглашением родителей, бабушек, дедушек, специалистов местных организаций: участкового, фельдшера, работников МЧС, библиотек, ДК на классные часы, внеклассные мероприятия, праздники посвященные людям труда. Беседы должны быть ориентированы на младших школьников, знакомить учащихся с особенностями профессий, историей происхождения и развития, значимость для людей. Быть не только полезными, но и интересными. Поэтому необходимо включать биографические данные, интересные истории и случаи, использовать наглядность, фото и видео материалы, демонстрацию орудий труда и их применение. Результатом подобных мероприятий могут стать гордость учеников за родителей, новые знания о профессиях, служить основой для будущих проектов, а интересные фотографии, украсят не только классный уголок, но и «Профессиональное портфолио» (систематизация и сбор информации о интересующей профессии) учеников.
Уголок профессий как как один из форм работы с учащимися немаловажен в пространстве класса. Для его оформления можно использовать фотоматериалы, агитационные плакаты, книги, связанные с профессией и их особенностями. Материал должен систематически обновляться, дополняться информацией из истории профессий, профессиональных праздниках, тематическими газетами по профессиям, творческими работами, репортажами учащихся после экскурсий на предприятия.
Экскурсия на предприятия и в музей являются основной формой профориентационной работы в начальной школе. Её главная задача– показ детям значимости и важности той или иной профессии. Интерес к экскурсии повышается, если заранее детям предложена проблемная ситуация, способ решения которой должен быть в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Необходимо заранее продумать путь эмоционального воздействия на младших школьников через рассказы, интересных историй, показ плакатов, фотовыставок, доски почёта лучших работников, оборудования, снаряжения, результатов труда. Весь информационный материал должен содержать только самое существенное, учитывать мнения и интересы учащихся, отвечать на их вопросы. Следует заранее продумать, как объяснить школьникам незнакомые понятия. Для поддержания внимания ставить определенные задачи, давать ориентиры, разъяснять интересующие детали.
В музее можно познакомить младших школьников с профессиях, орудиями труда, которые утратили свою значимость в современном мире. Подобные посещения знакомят младших школьников с историей родного края, людьми труда, местными умельцами, прививают гордость и уважение к землякам-труженикам.
Список использованной литературы:
1.Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст] / Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 33-37.
2.Ятманкина Л. М. Организация профориентационных экскурсий для младших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 109-111.
ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Седова Д.А., Милованова Л.А. ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия FORMS OF CAREER GUIDANCE IN ELEMENTARY SCHOOL Sedova D.A., Milovanova L.A. Shadrinsk state pedagogical University Shadrinsk, Russia В настоящее время актуален вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям в современном мире. Одной из важных задач школьного обучения и воспитания является подготовка учащихся к будущему, к выбору профессии. Именно поэтому необходима профориентационная работа как часть программы повышения качества образования. Профессионально ориентированная работа – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение школьниками необходимого объёма знаний о мире профессий [1, с.34]. Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Профориентационные мероприятия могут быть представлены в виде оформления классного уголка профессий или школьного стенда, беседы и встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия или в музей, ведения «профессионального портфолио», классного часа по профориентации, сочинения, конкурсов, защиты проектов и психологических игр. Учащиеся совместно с учителем могут оформить классный уголок профессий, либо одной профессии. Интерес будет вызван к уголку, если в него поместить фотоматериалы, организовать выставку книг и другой материал, связанный с профессиями. Необходимо, чтобы учитель постоянно акцентировал внимание детей на оформленный уголок профессий, для того чтобы он был рабочим. Беседы и встречи с людьми разных профессий. Важное правило для учителя и специалиста – информация должна быть доступной и направленной на усвоение или понятие ее детской аудиторией. Обычно педагоги обращаются к родителям, которые могут прийти на занятие и рассказать детям о своей профессии. На классные часы по профориентации можно приглашать сотрудников полиции и других организаций для проведения бесед о значимости той или иной профессии [2, с.40-43]. Рассказ о профессии должен быть не более 5-8 минут с сопровождением наглядных материалов: орудий труда, рисунков, фотографий и др. Беседу стоит начинать в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, беседа должна быть ориентирована на учеников начальных классов и включать в себя такие моменты, как историю профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), интересные случаи, день празднования. Следующей формой является организация экскурсии на предприятие или поездка в музей. В проведении экскурсии главное – сконцентрироваться на одной профессии или группе взаимосвязанных профессий (например, спасатели). Главная задача проведения экскурсии – показ детям важности и значимости той или иной профессии. В музее при проведении тематических выставок экскурсовод может показать орудия труда и различные экспонаты, рассказать младшим школьникам о старинных профессиях, которые утратили свою значимость в современном мире. Например, рассказывая про пахаря, можно обратить внимание детей на орудия труда пахаря: соха, плуг, борона, коса, грабли, фонарщика – лестницы, керосиновые лампы и пр. Для проведения профориентационного занятия с детьми начальной школы можно использовать такую форму, как ведение учениками «Профессионального портфолио», т.е. папку документов, содержащую вырезки из газет, письменные работы, рисунки, интервью с родителями, отзывы, фотоматериалы и репортажи с места событий [3, с.33-37]. Формировать представление младших школьников о профессиях можно и нужно при помощи психологических игр. Например, игра «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др. Профориентационное занятие может сопровождаться наглядными методами обучения в виде иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин и т.д., что позволит обучающимся не только узнать о профессиях, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает. Благодаря таким формам профориентированной работы, можно дать ребёнку возможность попробовать себя и свои силы в разных видах деятельности, творчества. Список литературы: 1. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] /Т.Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно- воспитательном процессе школы и педвуза / Отв. ред. Т.И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 221. – С.34-36 2. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2002. – № 12. – С. 40-43 3. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст] / Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 33-37.