СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы по экологическому воспитанию во внеурочное время

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы работы по экологическому воспитанию во внеурочное время»

Тема : « Формы работы по экологическому воспитанию во внеурочное время»

Экология – наука об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой. Экологическое воспитание - важное направление развития детей школьного возраста. Человек созидает и разрушает природу, тем самым убивает все живое и себя. Воспитанники должны понять, что охрана природы - это наша жизнь. . При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картинку мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.

Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И. Тургенев.. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью - вот наша задача.

С ребятами данного класса занимаюсь седьмой год. Успешному

решению поставленных задач, способствуют разнообразные формы работы. В

частности часто использую занятия - путешествия, различные экскурсии, которые

очень любят мои воспитанники. Экскурсия – форма учебно-воспитательного процесса,

которая позволяет наблюдать, а так же изучать различные объекты, явления и

процессы. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и

явления под непосредственным руководством. Экскурсии в природу представляет

собой конкретное изучения природы, то есть, изучение объектов и явлений природы.

Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы

учащихся. На экскурсиях формируются навыки самостоятельной работы, а так же

развиваются навыки изучения своего края. На экскурсиях создаются благоприятные

условия для выявления эстетической ценности мира природы, формирование грамотно

поведения в природной среде. Были проведены такие экскурсии в природу : в парк , к оврагу , по близ лежащим улицам ,в библиотеку на тематические беседы .

(Слайд экскурсии)

Работа по воспитанию экологического сознания у учащихся ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры. Наблюдения за природой проводятся ежедневно, на дневной и вечерней прогулках. Воспитатель привлекает внимание детей к изменениям, происходящим в природе.

Наблюдения должны проводиться исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года. Воспитатель беседует с воспитанниками на выбранную им тему. Совершенно недостаточно просто заметить какие-либо изменения, необходимо задавать вопрос «почему?», с целью добиться от воспитанников понимания происходящих процессов в природе. В ход беседы следует включать моменты коррекционной работы, носящей характер повторения знакомого материала. Воспитанникам предлагается вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор умственно отсталых школьников, развивает память, речь, мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания, способствует экологическому воспитанию. Такие беседы требуют тщательной подготовки воспитателя и подчиняются определенным требованиям:

1. Доступность.

В группах находятся дети разного возраста, поэтому вопросы должны быть понятны каждому ребенку, в противном случае умственно отсталые дети, не обладая нужной информацией, быстро теряют интерес к беседе, отказываются принимать в ней участие, иногда с трудом вовлекаются в подобный вид деятельности.

2. Содержание.

Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно.

Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируются более глубокие и полные представления об окружающем мире.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой доступной и конкретной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызывать интерес у детей к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном) .

Слайд (виды наблюдения )

С детьми проводила различные длительные наблюдения : За состоянием снега , Что произойдет если принести его в помещении и наоборот , сажали лук , поливали и следили за его ростом, а потом когда лук давал урожай кушали на обед , самостоятельно делали султанчики из ленты видеокасет и палки и наблюдали за ветром .

Беседа на прогулке.

Одно из важных условий правильной организации беседы– ее непродолжительность. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

4. Эмоциональный оттенок.

Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны уметь выражать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами.

Основные правила:

5. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

6. Не повреждай кору деревьев.

7. Не рви в лесу, в поле цветы.

8. Не сбивай грибы, даже ядовитые.

9. Не лови насекомых.

10.Не разоряй гнезда птиц.

Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

1. Береги ветки деревьев и кустарников.

2. Охраняй кору деревьев от повреждений.

3. Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.

4. Береги гнезда птиц от разорения.

Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление деревьев снегом, сбор скошенной травы, во время летней практики . Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие

(Слайд уборка территории)

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке территорий: интерната, близ лежащей территории памятника, погибшим землякам;

(Слайд субботник и у памятника.)

Вечернее занятие проводится ежедневно в соответствии с тематическим планированием и планом воспитательной работы. На занятии проводится работа по воспитанию экологической культуры у умственно отсталых детей с применением методов и форм работы, описанных выше. Воспитатель проводит работу, опираясь на сохранные функции детей, одновременно корригируя имеющиеся недостатки психической деятельности. Работая в данном направлении, воспитателю очень важно применять индивидуальный подход к воспитанникам .Было проведено много занятий на экологическую тематику такие как: «Будь природе другом», где в ходе занятия изучали правила поведения в природе и изготовляли экологические знаки, «Цветик – семицветик», атестационное занятие «В гости в лес к старичку лесовичку», «Экологическая конференция», которое было проведено в рамках экологической недели .Это занятие было проведено в форме деловой игры .Участниками занятия быули учащиеся двух 7 параллельных классов. Дети работали в командах, обсуждая экологические проблемы , самостоятельно искали пути их решения. Особо интересным моментом занятия были предложенные им проекты-ситуации, которые они самостоятельно разрабатывали и решали . Одной команде была предложена ситуация какую помощь вы можете оказать бездомной кошке ,а другой команде – как бы они решили проблему образовавшейся свалке мусора в неположенном месте. Дети в командах бурно обсуждали данные смтуации , составили план пути решения проблемы и защищали свои проекты .Ребята осознали свою значимость и гордились полученными результатами .Им удалось перенести результаты проекта за рамки занятия и на практике их применить (кормили бездомных котят)

Слаид кормят кошку.

.Практика показывает ,что обучающиеся положительно относятся к занятиям по ручному труду Используя на занятиях по ручному труду современные технологии позволяют не только включать обучающихся в творческую трудовую деятельностьно и параллельно прививать экологические знания. Например, во время работы над аппликацией «Ветка рябины », учащиеся дополнительно узнают об этом дереве какое имеют значение для человека, или аппликация из природного материала «Стрекоза» требует предварительной подготовки это сбор семян клена , их просушка .

(Слайд дети делают ветку рябины и стрекоза)

Дидактические игры также способствуют воспитанию экологиеской культуры. В нашем классе дети любят играть «заологическое лото» , «По тропинке в лес»

(Слайд игры)



Так же мои дети с удовольствием принимают

участия во всех творческих конкурсах, мини –проектах , акциях проходящих в рамках нашей школы . Ребята изготовляют разные поделки на

экологическую тему, и активно участвуют в практической природоохранной

деятельности: подвязывают сломанные веточки, собирают корм для зимующих птиц,

развешивают кормушки, изготовленные собственными руками. Вместе с классным руководителем покупали корм для животных и посещали приют для бездомных животных. Принимали активвное участие в сборе макулатуры.

(Слаид приюта и как кормим кошек )

Экологическое воспитание в коррекционной школе имеет важное значение для

формирования у детей бережного отношения к живым организмам, к природе.

Разнообразные формы проведения занятий способствуют формированию целостного

представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных

объектов, экологической ответственности школьников, тем самым

реализуются основные задачи экологического образования школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!