Семинар РМО «ШКОЛА успешного учителя» 29.12.2018
Корнеева Н.и. учитель английского языка МБОУ «Гимназия» г. Бахчисарай Республика Крым
«ИНОВАЦИОННЫЕ формы работы с одарёнными детьми»
Одаренные дети: поиск, проблемы, решения.
Таланты создавать нельзя ,
Но можно создавать почву, на которой растут
И процветают таланты
Г.Нейгауз

Сохранение и развитие одаренных детей является актуальной проблемой в настоящее время. У таких детей зачастую слабо развита социальная компетенция, которая является составляющей коммуникативной компетенции, что в свою очередь определяет цель обучения иностранным языком.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Интеллектуальные ресурсы общества рассматриваются сейчас как единственный надежный гарант национального процветания.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Психологи выделяют три категории одаренных детей:
Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Общую одаренность в зарубежной литературе обычно отожествляют с интеллектом.
Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
И дети, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)
Психологические исследования, проводимые в средних школах, свидетельствуют об уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах. Причина этого – в не эффективности среднего образования, а так же в тех психологических трудностях, с которыми сталкиваются подростки во время взросления. Непринятие их одаренности на среднем этапе обучения приводит к нежеланию выделяться, заниматься дополнительно, развивать свои способности. Одарённые дети в силу личностных особенностей с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. В процессе обучения одаренных детей иностранному языку можно способствовать развитию их социализации, так как социальная компетенция является одним из компонентов коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения иностранному языку.
Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много свойственных ему преимуществ, как в содержательном, так и в практическом плане.
Практическое владение языком базируется на сформированности навыков иноязычной речевой деятельности, для формирования которых необходимы теоретические знания. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации, самоутверждения, самоопределения. Поэтому сегодня является актуальной проблема разработки и применения на практике условий для развития одаренности учащихся как создание своего рода пространства для творческого саморазвития.
Обучение с помощью компьютера включает в себя проведение тестирования грамматического и лексического материала, компьютерные презентации проектных работ, использование Интернета для нахождения нужной информации.
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.
Например, широкое распространение получило использование презентаций ( Power Point и Prezi). В своей практике я часто обращаюсь к созданию электронных презентаций по различным темам.
Вместе с учащимися мы подготовили презентации “Amazing entertainment”,“ What is love?”,“ My favorite things” “Scotland”, “Continents and countries of the world”, “Holidays”, “London”, “Sport”, “Animal life in America”, “Australia”, “Earth is in Danger” и многие другие, в том числе и по грамматике. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.
Широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.
Олимпиады подобного рода дают практически любому школьнику возможность проследить развитие своих творческих способностей и уровня владения английским языком, а также получить объективную оценку знаний и сравнить работы учащихся разных регионов с собственными. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.
Страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка.
Мои ученики принимают участие в международных конкурсах «Британский бульдог», дистанционной олимпиаде «Лингвист»( сайт videurok), конкурсе сочинений ( сайт media),конкурсе переводов ( региональная ассоциация учителей английского языка- Крым)

Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. Моя позиция такова, что ценна именно новизна развития идеи, а не ее представление. Представление проекта осуществляется в различных формах: компьютерная презентация, кроссворд с помощью компьютера, ролевая игра, постер, реферат, диалог-интервью, групповой проект , видеопроект и т.д.
Ни что лучше, как внеурочная деятельность помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
В работе с одаренными детьми использую следующие формы: предметные недели, олимпиады (разных уровней), конференции, конкурсы, провожу индивидуальные занятия с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам.
Чтобы достичь должного результата учитель должен кропотливо работать. Может не всё сразу получаться у ученика, но мы должны воспитывать в нём уверенность в своих знаниях
Нельзя забывать, что от преподавателя, работающего с одаренными детьми, требуется хорошее владение современными методами и технологиями иностранного языка, в том числе:
информационными компьютерными технологиями
коммуникативными методиками
проектными и исследовательскими технологиями
индивидуальным подходом к учащимся
Это позволяет преподавателю в значительной степени усилить мотивацию к учебной деятельности, повысить эффективность учебного процесса, стимулировать каждого учащегося на достижение максимально возможных для него результатов.
В этом плане ИННОВАЦИОННЫМ подходом в обучении иностранному языку являются разнообразные формы медиасредств.

Медиаобразование (англ. media education) — изучение средств массовой коммуникации — печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком.
Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Как вы видите, все выше обозначенные составляющие тесно взаимосвязаны.
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышлении, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию — первоочередная задача в реализации данной модели.
Активное и уместное применение медиа на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму.
Медиаобразование – процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа. Оно эффективно в детской журналистике (для школьной газеты, альманаха или др. печатного издания), учебных видеороликов, школьных видеоновостей.
Если эти процессы идут в правильном русле, то приобретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.
Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания!

В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научится управлять им.
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.
Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.
Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
С моими учениками МБОУ «Гимназия» были освоены следующие формы детской журналистики:
-Школьная газета “The school times” для 4-6 классов

-Фотожурнал с информационным комментированием для 9-11

-Тематические брошюры
-Поэтический сборник « Дыхание души»

Также функционирует видеомастерская «Юный Спилберг», где в мультимедиа копилке находятся:
-Экскурсионный фильм «Добро пожаловать в Бахчисарай»
-Тематические видеоклипы ( кулинария, моя одежда, место проживания)
-Учебное кино «Чарли Чаплин», « Крымский Стоунхендж»
-Школьные видеоновости «Ветер вестей»
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:
- повышает интерес учащихся к языку;
-формирует у них коммуникативные навыки;
-расширяет кругозор учащихся;
-способствует развитию творческой личности;
-стимулирует переход от традиционно пассивной формы восприятия учащимися информации к ее активному поиску;
-позволяет реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения, сместив акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу;
- активизируют познавательную деятельность, развивают мышление и творческие способности.
-побуждает детей к исследованию, самостоятельному поиску информации, формирует самооценку,
-повышает эффективность процесса обучения английскому языку.
Одаренные дети требуют особого педагогического подхода, использования при их обучении активных методических технологий. Это станет гарантией того, что наделенные особенными способностями к изучению иностранных языков дети смогут использовать свой потенциал на полную мощность, и позволит раскрыть их лингвистические таланты.
