Одарённый ребёнок. Формы и методы работы с одарёнными детьми
( из опыта работы учителя начальных классов Косыревой И. В.)
Если дети – национальное достояние страны, то одарённые дети-
её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель
обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет
создать условия для развития , тем больше надежд на то, в будущем
эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди других с точки зрения какой-либо деятельности, имеет высокий уровень или потенциал развития (например, спортивного, интеллектуального, коммуникативного, музыкального и так далее). Одаренность – это результат симбиоза удачных генов и благополучной социальной среды, в которой ребенок растет.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей обучающихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Прежде, чем планировать работу с одарёнными детьми, я попробовала составить портрет одарённого ребёнка. Вот, что у меня получилось:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонный к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
7. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
8. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Для поддержки одаренных детей я использую:
• индивидуальный подход на уроках;
• дополнительные занятия;
• участие в предметных олимпиадах;
• психологические консультации, тренинги, тестирование;
• конкурсы, интеллектуальные игры,, спортивные соревнования;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
• использование современных средств информации.
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:
- своевременное выявление одарённых детей;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях
Методы и формы работы с одарёнными детьми:
Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность- это:
- проблемно-развивающее обучение
(На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями.)
- проектно-исследовательская деятельность
(Одной из форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование, когда ребенок включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.)
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
- предметные недели (при проведении предметных недель начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.)
- театрализованные праздники (дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.)
- олимпиады и конкурсы по предметам (для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.)
В нашей школе с одаренными детьми ведутся такие виды работы как:
1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества
4. дискуссия;
5. игры.
Так же проходят: предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, ролевые игры, индивидуальные творческие задания.
Ну и конечно же для успешного развития способностей одаренных детей учитель должен быть:
- талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-интеллигентным, нравственным и эрудированным;
-владеть современными педагогическими технологиями;
-психологом, воспитателем и умелым организатором;
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
И для того, чтобы достичь этого необходимо постоянно работать и повышать свой уровень знаний.
В своей работе на уроке использую следующие методы:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
Своё выступление хочу закончить словами Блум « …каковы бы не были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот , покорив которые , они и стали знаменитыми».