СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одарённый ребёнок. Формы и методы работы с одарёнными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы выступление на тему " Одарённый ребёнок. Формы и методы работы с одарёнными детьми".

Просмотр содержимого документа
«Одарённый ребёнок. Формы и методы работы с одарёнными детьми.»

Одарённый ребёнок. Формы и методы работы с одарёнными детьми

( из опыта работы учителя начальных классов Косыревой И. В.)

Если дети – национальное достояние страны, то одарённые дети-

её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель

обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет

создать условия для развития , тем больше надежд на то, в будущем

эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди других с точки зрения какой-либо деятельности, имеет высокий уровень или потенциал развития (например, спортивного, интеллектуального, коммуникативного, музыкального и так далее). Одаренность – это результат симбиоза удачных генов и благополучной социальной среды, в которой ребенок растет.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей обучающихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Прежде, чем планировать работу с одарёнными детьми, я попробовала составить портрет одарённого ребёнка. Вот, что у меня получилось:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонный к рискованным действиям.

5.Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

8. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей я использую:

• индивидуальный подход на уроках;

• дополнительные занятия;

• участие в предметных олимпиадах;

• психологические консультации, тренинги, тестирование;

• конкурсы, интеллектуальные игры,, спортивные соревнования;

• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

• использование современных средств информации.

Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:

- своевременное выявление одарённых детей;

- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях

Методы и формы работы с одарёнными детьми:

Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Урочная деятельность- это:

- проблемно-развивающее обучение

(На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями.)

- проектно-исследовательская деятельность

(Одной из форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование, когда ребенок включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.)

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

- предметные недели (при проведении предметных недель начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.)

- театрализованные праздники (дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.)

- олимпиады и конкурсы по предметам (для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.)

В нашей школе с одаренными детьми ведутся такие виды работы как:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5. игры.

Так же проходят: предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, ролевые игры, индивидуальные творческие задания.

Ну и конечно же для успешного развития способностей одаренных детей учитель должен быть:

- талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором;

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

И для того, чтобы достичь этого необходимо постоянно работать и повышать свой уровень знаний.

В своей работе на уроке использую следующие методы:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

Своё выступление хочу закончить словами Блум « …каковы бы не были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот , покорив которые , они и стали знаменитыми».