СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье указано какие формы можно использовать  для эффективной работы с родителями из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с родителями»

«Разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями»

Автор: Еськова Татьяна Андреевна

Стаж работы- 26 года

МКДОУ детский сад «Сказка» пгт Тужа Кировская область

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить несколько уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении мероприятий ;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель старается оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе,  причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей:

Первое направление – повышение уровня педагогической   компетентности    родителей через родительские уголки, индивидуальные беседы,

групповые консультации, пособия.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Основные принципы  организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Формы взаимодействия, которые используем с родителями :

Информационно-аналитические

-анкетирование,

-опрос,

-“почтовый ящик»

наглядно-информационные


-паспорт здоровья,

-открытые занятия для родителей,

-информационные стенды,

-дни открытых дверей;

познавательные

-нетрадиционные родительские собрания,

досуговые

-праздники,

-совместные досуги,

-участие родителей в конкурсах, выставках


В работе используются:

1. Анкетирование, тестирование, диагностика.

*Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;

*Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ и т.д.

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей

1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;

3. Беседы, консультации, рекомендации

*Рекомендации по использованию методических пособи

*Консультации учителя-логопеда;

*Консультации педагога-психолога и т.д.


Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.

1. Адаптация к школе;

2. На пороге школы;

3. Скоро в школу;

4. Нежелание идти в школу

5. Как развивать самостоятельность ребенка и т.д.

3. Организационные мероприятия.

*День открытых дверей;

*Родительские собрания по проблемам воспитания детей

Организационные мероприятия  по подготовке к школе и т.д.

4. Выставки.

*Выставки детского творчества;

*Выставки творчества взрослых и т.д.


5. Наглядность.

*Рекламно-информационный стенд;

*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

*Подарки и приглашения к праздникам и т.д.


6. Организация праздников и развлечений.

*Подготовка детей;

*Изготовление костюмов и атрибутов;

*Исполнение ведущих ролей;

*Организация дней рождения детей;

*Участие в спортивных развлечениях;

*Фотографирование детей, видеосъемка.

7. Помощь группе.

*Оформление развивающей среды;

*Изготовление пособий и атрибутов для занятий;

*Ремонт мебели и оборудования;

*Ремонт групповой комнаты детей

*Организация экскурсий;

*Спонсорская помощь;

*Дежурства на участке.

.

  • Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

  • Еще одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.

полную информацию о группе , педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки». Делаем видеозаписи из жизни группы, и родители имеют возможность брать эти ролики домой для просмотра.

В группе оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах.

Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “ “Что такое безопасность?”, “Еще раз о правах ребенка” и т.д.

  • Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге,( запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. )

  • Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д.

Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях


В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности . Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания , оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.