«Разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями»
Автор: Еськова Татьяна Андреевна
Стаж работы- 26 года
МКДОУ детский сад «Сказка» пгт Тужа Кировская область
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить несколько уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении мероприятий ;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель старается оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей:
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские уголки, индивидуальные беседы,
групповые консультации, пособия.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
Основные принципы организации работы с семьей:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
Формы взаимодействия, которые используем с родителями :
Информационно-аналитические
-анкетирование,
-опрос,
-“почтовый ящик»
наглядно-информационные
-паспорт здоровья,
-открытые занятия для родителей,
-информационные стенды,
-дни открытых дверей;
познавательные
-нетрадиционные родительские собрания,
досуговые
-праздники,
-совместные досуги,
-участие родителей в конкурсах, выставках
В работе используются:
1. Анкетирование, тестирование, диагностика.
*Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
*Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ и т.д.
Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей
1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;
3. Беседы, консультации, рекомендации
*Рекомендации по использованию методических пособи
*Консультации учителя-логопеда;
*Консультации педагога-психолога и т.д.
Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.
1. Адаптация к школе;
2. На пороге школы;
3. Скоро в школу;
4. Нежелание идти в школу
5. Как развивать самостоятельность ребенка и т.д.
3. Организационные мероприятия.
*День открытых дверей;
*Родительские собрания по проблемам воспитания детей
Организационные мероприятия по подготовке к школе и т.д.
4. Выставки.
*Выставки детского творчества;
*Выставки творчества взрослых и т.д.
5. Наглядность.
*Рекламно-информационный стенд;
*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
*Подарки и приглашения к праздникам и т.д.
6. Организация праздников и развлечений.
*Подготовка детей;
*Изготовление костюмов и атрибутов;
*Исполнение ведущих ролей;
*Организация дней рождения детей;
*Участие в спортивных развлечениях;
*Фотографирование детей, видеосъемка.
7. Помощь группе.
*Оформление развивающей среды;
*Изготовление пособий и атрибутов для занятий;
*Ремонт мебели и оборудования;
*Ремонт групповой комнаты детей
*Организация экскурсий;
*Спонсорская помощь;
*Дежурства на участке.
.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Еще одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.
полную информацию о группе , педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки». Делаем видеозаписи из жизни группы, и родители имеют возможность брать эти ролики домой для просмотра.
В группе оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах.
Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “ “Что такое безопасность?”, “Еще раз о правах ребенка” и т.д.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге,( запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. )
Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д.
Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности . Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания , оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.