СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы с текстом при изучении естественнонаучных предметов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с текстом при изучении естественнонаучных предметов»

Формы работы с текстом при изучении естественнонаучных предметов


«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

(К.Д. Ушинский)

Актуальная проблема

•Часть выпускников читает тексты «без точек и запятых», путает слова, додумывает окончания слов и проглатывает слоги

•Многие не умеют пересказывать текст, потому что у них отсутствует умение выделять ключевые слова, необходимые для пересказа

•Затрудняются в построении монологического высказывания

•Неумение давать ответ на предложенный вопрос в полном объеме

•Невнимательное прочтение вопроса

•Не умеют анализировать содержания текста, его интерпретировать и преобразовывать в иные формы

•У большинства школьников отсутствует критичность в восприятии информационного потока, исходящего от учителей, интернета, учебников.


Требования к учебным текстам

•обладать научно-познавательной ценностью

•соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников

•соответствовать образовательным целям предметного раздела учебной программы

•способствовать решению обозначенных в программе задач


Основные этапы работы с текстом

• Ознакомление

•Понимание

•Анализ информации

•Синтез информации

•Применение информации


Виды чтения:

•Просмотровое - поиск в тексте конкретной информации или факта

•Ознакомительное — определение в тексте главного смысла, ключевой информации

•Изучающее — поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация

•Рефлексивное — читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения


Основные этапы смыслового чтения

•Первая фаза (предтекстовая деятельность или работа с текстом до чтения)

•Вторая фаза (текстовая деятельность или работа с текстом во время чтения )

•Третья фаза (послетекстовая деятельность или работа с текстом после чтения)


Первая фаза (предтекстовая деятельность или работа с текстом до чтения)

Цель: развитие умений анализа объектов, обобщения предполагаемых фактов.

На этом этапе необходима:

•Постановка целей и задач чтения

•Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами.

•Актуализация предшествующих знаний

•Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий

•Мотивирование читателя

•Формирования умения и привычки думать над книгой до чтения


Прием "Мозговой штурм"

Алгоритм «Мозгового штурма» по теме «Соли» 8 класс

1. Индивидуальное задание: «Напишите в течение 3 минут все, что знаете или думаете о солях?».

2. Работа в парах – подготовить по 1 вопросу к изучаемой теме «Соли»

3. Работа в группах: выбор самых интересных вопросов, запись их на доске.

4. Работа в группах: распределение вопросов между группами, обсуждение ответов в группе, 1 член группы отвечает на поставленные вопросы перед классом.

5. Чтение параграф учебника, обсуждение неточностей, ошибок, допущенных до чтения текста


Прием "Глоссарий"

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.


Прием «Ассоциативный куст» или «Клубок ассоциаций»

Учитель пишет ключевое слово, например, «химический элемент» или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

Тема «Циклоалканы» 10 класс

Задание 1. На основе ассоциаций которые, у Вас возникают, составьте синквейн на тему «Циклоалканы», Сделайте рекламу, которая начинается со слов, а знаете ли Вы?

Задание 2. Игра: «Раскрой белые пятна»

учащиеся называют ассоциации, на доске открываются белые пятна, недостающие знания, учитель предлагает «добыть» читая текст.

•Межклассовая изомерия

•Изомеры алкенов

•Предельные углеводороды

•Имеют только сигма связи


Прием «Экспертиза ключевого слова»

Методика реализации приема:

•Проанализировать ключевое понятие, разбить его на смысловые части

•Проанализировать каждую часть.

•Предположить о чем пойдет речь, опираясь на факты своего анализа.

Примеры заданий:

9 класс Разбейте слово «гидролиз» на смысловые части, составьте план действий проверки вашей гипотезы: «Гидро»- вода, «лиз»- растворяю - растворение в воде

Проанализируйте текст задачи: Определить массу ртути, которую сожгли в атмосфере кислорода объемом 2,24 л кислорода.

Задание: Найдите ключевые слова в тексте задачи. Какое словосочетание отражает цель данной задачи? (масса ртути).

Массу ртути надо найти. Какие данные задачи помогут определить массу ртути? (объем кислорода)


Прием «Рассечение вопроса»

9 класс: Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста «Многоликий углерод» и предположить, о чем пойдет речь в тексте.


Прием: «Угадай слово (вещество)»

Например: Нам в тексте встретится название вещества. Попробуем его угадать, расширяя контекст.

•Он газообразный, имеет резкий запах, не имеет цвета.

•Его чаще всего получают из водорода и азота.

•Он взаимодействует с кислотами, с образованием солей

• Это вещество молекула, которого состоит из 1 атома азота и трех атомов водорода.

(Слово «Аммиак»)


Прием «Где логика?»

Методика реализации приема:

•Учащимся предлагается прокомментировать иллюстрации, объекты, ключевые слова.

•Высказать свои гипотезы

•Обосновать свои предположения логической связи объектов.

•Проверить свои гипотезы при прочтении текста

•Сделать вывод( умозаключение)


Вторая фаза (текстовая деятельность или работа с текстом во время чтения )

Цель: развитие умений выделять главную и второстепенную информацию, понимать смысл.

На этом этапе необходимо

•Подтверждение выдвинутой гипотезы о содержании читаемого материала или ее отклонение

•Размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное


Прием «Чтение с пометками» Прием « Инсерт» (авторы: Дж. Воган, Т. Эстес)

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«V» – уже знал

«+» - новое

«-» – думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее


Прием «Чтение по частям».

Форма работы - групповая. В каждой группе 4-5 человек

Текст делится на 4-5 частей

Алгоритм:

1. Каждый член группы читает свою часть текста

2. Передача содержания текста товарищам в группе

3. После обсуждения любой ученик вызывается к доске для передачи содержания текста

4. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы.

5. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы.

Урок в 9 классе по теме «Получение металлов»

Текст делится на части:

«Металлы в природе»

«Руды»

«Пирометаллургия»

«Гидрометаллургия»

«Электрометаллургия»


Приём «Чтение в паре»

1. Учитель текст параграфа делит на 4-6 частей.

2. Каждой паре даётся одна часть.

3. Учитель распределяет роли в паре: один из пары репортёр, второй отвечающий.

4. После чтения репортёр передаёт содержание текста отвечающему

5. Отвечающий слушает и задаёт наводящие вопросы.

6. Смена ролей

7. Каждая пара рассказывает свою часть перед всем классом.

8. Оценивание ответов каждой пары


Прием «Чтение в кружок»

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.


Приём «Урок взаимообучения»

В начале урока ученики разделяются на группы. Каждой группе выдаётся лист усвоения материала урока. На листе приведены как изученные данные, так ещё и не изученные.

У всех групп задания одинаковые. Лист усвоения знаний –это тот минимум знаний , который должен быть усвоен к концу урока.

Учитель может подойти, если у группы затруднения (помощь будет заключаться в том, что учитель посоветует где искать ответ в учебнике).

Можно попросить помощь у другой группы.

После проверяем задания с комментариями у доски.


Прием «Разрозненные факты»

Методика реализации:

Выделить необходимые графические объекты, понятия.

Выделить в тексте факты, имеющие отношения к данным объектам.

Установить между ними взаимосвязь.

8 класс Тема «Оксиды»

Задание: Опираясь на иллюстрацию, учащимся предлагается классифицировать оксиды на группы, выделить в тексте факты, подтверждающие их действия. Установить причинно-следственную связь, выделить признак, положенный в основу классификации.


Приём «Составление краткой записи задачи»

Формирует умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.


Прием «Смысловой конструктор текста»

Алгоритм реализации приема:

•Проанализировать представленный объект

•Преобразовать полученную информацию из одной формы в другую

Задание :

•Используя модель строения молекулы метана, опираясь на текст параграфа, преобразуйте графическую информацию в текстовую.

•Приведите примеры из текста характеризующие значение каждой части модели.

•На уроке «Азотная кислота» в 9 классе, учащиеся знакомятся с применением азотной кислоты. Ребятам дается задание выписать из учебника перечень продуктов, для изготовления которых используется кислота. Читая учебник, ученики составляют схему применения кислоты.


Приём «Кластер»


Прием «Обзор словаря»


Прием «Сравни рисунки»

Например, на уроке в 9 классе в ходе чтения текста анализируют рисунок «Влияние условий окружающей среды на коррозию металлов», где показано влияние сухого воздуха, воды, раствора хлорида натрия на железо.


Прием «Составь рассказ по рисунку»

По рис. «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», «Применение углерода», по схеме «Образование современной атмосферы», по диаграмме «Распространение химических элементов в земной коре» учащиеся могут составить рассказ


Третья фаза (послетекстовая деятельность или работа с текстом после чтения.)

Цель: организация деятельности по тексту, обеспечивающей смысловое восприятие и применение полученной информации в новой ситуации к новым примерам.

На этом этапе необходимо:

• применение и использование материала в различных ситуациях, формах, сферах.

•работа связана с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного

•провести корректировку читательской интерпретации авторским смыслом.


Приём «Заполнение таблицы»

•прочитанную информацию учащиеся интерпретируют в табличную форму, выделяя необходимую информацию для заполнения таблицы из текста.

Например:

в 8 классе данный приём можно использовать при изучении тем «Оксиды», «Кислоты», «Соли» (строение, физические свойства, химические свойства, примеры).

В 9 классе при изучении темы «Галогены», учащиеся заполняют таблицу, используя прочитанный текст параграфа (Физические свойства галогенов; Химические свойства галогенов; Примеры).


Прием «Составь диаграмму по таблице»


Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

После изучения темы «Электролитическая диссоциация» учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.


Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»

Вопросы разных типов по теме «Чистые вещества и смеси»

•Интерпретационные (объясняющие) вопросы: «Почему очистка веществ-важнейшая проблема химии?».

•Творческие вопросы: «Что бы изменилось если бы метод химического анализа не использовался на предприятиях?», «Как вы думаете, какими методами разделения смесей будут пользоваться в 22 веке, могут ли случиться изменения?».

•Оценочные вопросы: «Чем отличаются способы очистки веществ в 19 веке от современных способов?» и т.д.

•Практические вопросы: «Где вы в обычной жизни вы могли использовать некоторые методы разделения смесей?».


Приём «Создание викторины» (Вопрос-ответ)

•проводится в игровой форме

•учащиеся составляют вопросы, используя информацию из прочитанного текста.

•Этот приём целесообразен, как обобщение пройденной темы.

Задание:

•Быстро, внимательно прочитать текст.

•I вариант - задает вопросы, а II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует учащихся к чтению текста параграфа.


Прием « Таксономия вопросов»

Алгоритм действий:

1. Учащимся предлагается сформировать вопросы, которые начинаются со слов:

•Перечислите……..

•Назовите…………

•Раскройте особенности…….

•Предложите ………

•Обоснуйте………….

2. Обсуждение ответов


Прием «Разрешите представиться»

Алгоритм действия:

•выделение основных свойств

•теоретическое обоснование

•установление взаимосвязей и взаимозависимости.

10 класс Тема «Алкадиены»

Задание:

Прочитайте текст: важнейшие виды синтетического каучука

Выделите основное понятие, о котором идет речь, укажите основные свойства и их практическое применение, реакции, лежащие в основе химических свойств.


Приём «Заполнение пропусков»

• в тексте закрывается часть слов и понятий, дети подбирают спрятанные слова по смыслу, т.е. задача учащихся - восстановить текст.


Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий»

•учащимся предлагается сравнить несколько объектов (текстов, схем, картинок, формул химических веществ и т.д.).

8 класс «Строение кристаллических решёток».

•В параграфе учебника на рисунке изображены различные типы кристаллических решёток. Учащимся предлагается сравнить данные изображения, найти сходства и отличия и, исходя из строения кристаллических решёток, предположить свойства веществ, имеющих данное строение.


Прием конспектирования

•Умение кратко излагать основное содержание прочитанного текста для дальнейшего использования полученной информации. Данный метод хорошо подходит, например, для таких тем как «Методы научного познания в химии», «Источники химической информации», «Научный подвиг Д. И. Менделеева» и т.д.


Прием «Сенкан (синквейн)»


Прием «Создание интеллект-карты»

•Наглядное представление информации

•Обобщение и систематизация больших объемов информации

•Представление информации в виде конспекта, опорный схемы, которые могут быть использованы на этапе решения задач

•Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.


Работая с текстом ученик научится

•искать нужную информацию

•понимать целостность текста

•выделять главную мысль

•формулировать тезисы

•сопоставлять текстовые и внетекстовые компоненты

•формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции

•анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

•делать выводы из сформулированных посылок



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!