СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы в шестой школьный день

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы работы в шестой школьный день 

 

Просмотр содержимого документа
«Формы работы в шестой школьный день»

Одна из наиболее эффективных форм дополнительных занятий с учащимися в шестой школьный день – кружок по учебному предмету. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Организуя его работу, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. Тематика кружков неодинакова для разных возрастных групп учащихся, она определяется учителем с учетом пожеланий ребят. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии.

Наряду с уроками учебная работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. Экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.

Параллельно с традиционными формами работы с учащимися в шестой школьный день необходимо использовать новые формы: диспуты, дидактические игры, конкурсы предметной направленности, интеллектуальные турниры, КВН, тренинги, праздники, фестивали и т.п. В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся по подготовке учебных проектов, экспозиции фотовыставки, выставок предметной направленности (например, изготовленного учащимися оборудования для химического кабинета, простейших приборов для уроков физики и др.), очередного выпуска стенной газеты, школьных научно- популярных журналов, сборников ученических статей, мультимедийных презентаций к учебным занятиям, обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-волонтѐры из числа старшеклассников проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам. В шестой школьный день рекомендуется также проведение итоговых мероприятий предметных недель, предметных дней (химии, математики и т.п.), школьных научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов, предметных олимпиад и вечеров, ученических спектаклей

Особое внимание следует обратить на возможности использования в субботу разнообразных игр. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающейся деятельности, форма освоения социального опыта. Игровой подход (имитационное моделирование) включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения в учебном процессе. Учащиеся учатся осуществлять и аргументировать выбор оптимального пути при наличии альтернативы, предусматривать последствия своего выбора, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, намечать цели и задачи (ведущие и промежуточные), объективно оценивать свою деятельность и ее результат.

Ролевая игра предусматривает исполнение еѐ участниками определѐнных ролей. Например, ассистентов, консультантов, оценщиков, учѐтчиков, организаторов и т.д. Деловая игра основывается на условном воспроизведении, имитации, моделировании реальной действительности, которую осваивают участники игры. Деловая игра - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Соревновательные игры основаны на принципе соревнования в организации игрового обучения.

Школьная практика свидетельствует и о продуктивности применения в шестой школьный день диспутов. Как известно, диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы). Главная ценность этой формы - формирование диалектического мышления школьников. В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, избегая тем самым формального похода к обучению; учит детей высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы. Для организации диспута создаются команды, придерживающиеся различных точек зрения, которые готовят доклад (выступление) в защиту своего мнения. После выступления команды, на которое отводится строго определенное время, команда-оппонент задает вопросы по его содержанию. Задача оппонента состоит в критическом анализе доводов команды-докладчика. На вопросы оппонентов может отвечать любой член команды-докладчика. Важным является оценка педагогом или группой судей работы команд по следующим критериям: содержание информации, доступность изложения, качество презентации, аргументированность и точность ответов на вопросы.

Школьные выставки – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей. Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным предметам и охватывать ряд учебных дисциплин. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моестраны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д.й стр

К планированию предлагаемых в субботу мероприятий, их организации и проведению необходимо привлекать самих обучающихся и их родителей, предоставлять им возможность проявлять инициативу, высказывать пожелания, вносить предложения. Совместное творчество в значительной мере может разнообразить работу в субботние дни, активизировать позицию самих детей и подростков. В учреждениях образования должны быть оформлены информационные стенды «Шестой школьной день», на которых размещены планы работы, графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, дворцов и домов культуры; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, а также педагогов- психологов, педагогов социальных. Данная информация должна быть размещена также на сайтах учреждений образования, доводиться до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях. Рекомендуется создать рубрику «Шестой школьной день» на главной странице интернет-сайта учреждения образования и обеспечить систематическое обновление информации о проводимых мероприятиях. С целью сокращения документооборота рекомендуется как можно шире использовать сайты, локальные сети учреждений образования для размещения информации в электронном виде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!