СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы самостоятельной работы на уроках математики в условиях введения ФГОС основного общего образования.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы самостоятельной работы на уроках математике.

Просмотр содержимого документа
«Формы самостоятельной работы на уроках математики в условиях введения ФГОС основного общего образования.»

Формы самостоятельной работы на уроках математики в условиях введения ФГОС основного общего образования.

Одним из важнейших аспектов современного школьного образование является организация самостоятельной деятельности школьников. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться. Важно не только вооружать учащихся современными знаниями и умениями, но и формировать у них навыки самостоятельной работы, потребность в непрерывном самообразовании. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников в ходе выполнения которой не только закрепляются умение и навыки, но и развивается их творческое мышление и способной к решению теоретических и практических задач .Опираясь на требования образовательного стандарта можно выделить следующие виды самостоятельных работ: закрепление пройденного материала, систематизация и обобщение знаний, получение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие творческой деятельности учащихся.

В ходе анализа своих уроков и успеваемости школьником, мною были сделаны выводы, что наиболее продуктивными видами самостоятельных работ для большинства учащихся являются закрепление и обобщение знаний. Оптимальное количество времени на данный вид работы составляет до 30 % времени урока. Однако, наиболее продуктивная самостоятельная работа на уроках математики считаю, это через осуществление индивидуального подхода к учащимся. Так, самостоятельная работа предполагающая развитие творческой деятельности и освоения нового материала в основном направлена на учащихся с высоким качеством мыслительной деятельности, как с положительным, так и с отрицательным отношением к учебе; а закрепление пройденного материала и систематизация знаний повышает уровень усвоения знаний у учеников с низким и средним уровнем мыслительной деятельности.

Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащихся:

  • -по заданному образцу. т.е. работа, которая основана на подражании. На уроках математики это могут быть упражнения в вычислениях, решении простейших уравнений

  • -по правилу или целой системе правил

  • -конструктивные, требующие творческого подхода

Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС.

Пример математического диктанта(5 кл):

Деление с остатком.

  1. При делении числа 54 на 5 получаем остаток….

  2. При делении числа 44 на 7 неполным частным является число…

  3. Запишите все остатки, которые могут получиться при делении различных чисел на 9.

  4. Найди делимое, если делитель равен 7, неполное частное -12, а остаток 2.

  5. Ручка стоит 75 рублей. Какое наибольшее количество ручек можно купить , имея 600 рублей.

  6. Найдите неполное частное и остаток при делении:

а)84 на 10; б) 51 на 12.



Математический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения).



Мне помогают еще мини-самостоятельные работы. Их можно проводить в начале (как повторение пройденного материала) или в конце урока (как обобщение). Вопросов должно быть немного, но касающихся основных понятий темы.

Например, на уроках геометрии можно проводить такие самостоятельные работы:

7 класс (раздел «Основные геометрические сведения»)

             

Вариант 1.

1.Начертите и обозначьте прямую.

2.Изобразите 2 точки, принадлежащие данной прямой, и 2 точки, не

принадлежащие данной прямой.

3.Начертите отрезок CD длиной

7 см 3 мм.

Вариант 2.

1.Начертите и обозначьте луч.             

2.Изобразите 2 точки, принадлежа-

щие данному лучу, и 2 точки, не

принадлежащие данному лучу.

3.Начертите отрезок АВ 

длиной4см5мм.                                                    








 

8 класс (раздел «Четырехугольники»)

              Вариант 1

1.Начертите и обозначьте трапецию.     

   Выпишите параллельные друг  другу стороны. 

2.Найдите периметр

   ромба со стороной 3 см.           

   

Вариант 2

1.Начертите и обозначьте ромб.

Начертите диагонали ромба, измерьте и напишите, чему   равен угол между ними.

2.Найдите периметр равнобедренной трапеции

с основаниями 2см,8 см и

высотой 4 см.



По алгебре можно выдать такие самостоятельные работы:

7,8 классы (на уроке любой темы как повторение)



Вариант №1

  1. Вычислите

а) 1,3 – (6/8)

б) 3,3 + (1,6 – 4,9).

2.Решите уравнение

2х +5 = 8х – 3+2   

Вариант №2


  1.Вычислите

а) 0,7-3(1/5) 

б) -2,8 - (0,1+ 2,1) 

2. Решите уравнение


 11у – 7 +3у = -12 +4у






Которые можно использовать как взаимопроверку, и самопроверку работ самими учениками по заранее написанным учителем ответам на отворачивающихся половинках доски.

Такие работы позволяют детям работать самостоятельно, развивают навыки самоконтроля и взаимоконтроля, занимают немного времени и позволяют учителю оценить усвоение основных понятий темы каждым учащимся класса.

Групповая самостоятельная работа – класс делиться на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы. ( Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.)

Изложение любого теоретического вопроса курса математики опирается на ранее изученный материал, строится на известных учащимся фактах, правилах, выводах, которые являются частью новой информации. Это позволяет начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы учащихся. Она не должна быть большой. В ходе ее выполнения я могу внести дополнительные разъяснения. Упражнения к таким работам составляю так, чтобы в процессе их выполнения школьники:

  • повторили определения, правила, математические факты, знание которых необходимо для понимания нового материала;

  • выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила;

  • предугадали существование неизвестного для них алгоритма, формулы, понятия.

Таким образом, в процессе упражнений ученики уже изучают новый пункт программы. Во время проверки работы делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение. 

Примеры:

Игра «Соревнование художников».

Процесс игры: учащимся предлагаются карточки с заданными координатами точек. Если на коорднатной плоскости соединить точки отрезками, то получится определенная «картинка».

Имеются заранее приготовленные «картинки», которые получатся у учащихся в результате работы над карточками, таким образом, на проверку и оценивание не требуется дополнительного времени. Оценивается работа каждого учащегося. Например:

а) (-5; 3); (-3,5; 3); (-3; 3,5); (-3; 3);(-1; 1); (2; 1); (3; 0); (3,5; 0);(3; 0,5); (3; -4); (2; -4); (2; -1);(-2; -1);

(-2; -4); (-3; -4); (-3; 1);(-3,5; 2); (-5; 2).

б)(-8; -1); (-7; -1); (-5; 1,5); (-5; 3);(-4; 4); (-2; 4); (-1,5; 3); (-1; 4);(-2,5; 4); (4; 2,5); (4; 1); (5; 0);(4; 0);

(4; -4); (1,5; -4); (0; -1);(-2; -1); (-2; -4); (-4; -4); (-4; 0); (-4,5; 0,5); (-7; -2); (-8; -2).

Основной целью обучающей работы является изучение нового материала, а не оценка знаний. Поэтому при выполнении задания допускаю индивидуальные консультации. Внимательно слежу за выполнением работы и если обнаруживаю, что учащиеся допускают ошибки в упражнениях, то отсылаю их к объяснительному тексту, предлагаю вновь выполнить вычисления или даю разъяснения.

Тема: «Прямоугольник, ромб, квадрат».

1. Найти углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 30 градусов меньше другого.

2. Угол между диагоналями прямоугольника равен 80 градусов. Найти углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.

3. В ромбе АВСD биссектриса ВАС пересекает сторону ВС и диагональ BD соответственно в точках M и N. Найти ANB, если AMC=120 градусов.

4. Постройте прямоугольник ABCD по стороне АВ и АОВ, где О – точка пересечения диагоналей.

Тема: «Равнобедренный треугольник».

  1. а) Дан равнобедренный СDE с основанием DE. Укажите боковые стороны, углы при основании и угол, противолежащий основанию этого треугольника. б) В СDE сумма всех углов 180. Найти углы этого треугольника, если известно, что один из них равен 1)105;2) 38.

  2. а) В равнобедренном MDK, KM=KD. Укажите боковые стороны, основание, угол, противолежащий основанию, и углы при основании этого треугольника. б) В MDK сумма всех углов 180. Найти углы этого треугольника, если известно, что один из углов равен 1)62;

2) 98.



Вывод.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».

Литература

     Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М. 2010.

6.        Грецова Р.Г.  «Организация самостоятельной работы с учащимися на уроках математики», – М., 2017.

7.        Демидова С.И., Детищева Л.О. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике: формирование умений самостоятельной работы», - М.: Просвещение, 2005..

8.        Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: книга для учителя», - М. 2008.

Электронные ресурсы:

https://novatika.org/ru/8-klass-algebra/ математические тренажеры 8 кл

https://контрользнаний.рф/matematika-vse-klassy/algebra-8-klass/

https://vk.com/wall-213288606_2685

https://vk.com/wall-213288606_2660

https://vk.com/math_ladder?z=photo-215444435_457239162%2Fwall-213288606_2653.

https://file.11klasov.net/3025-algebra-7-8-klassy-trenazher-tematicheskie-testy-i-itogovye-raboty-pod-red-lysenko-ff-kulabuhova-syu.html читать в онлайн

https://multiurok.ru/files/trienirovochnyie-uprazhnieniia-8-klass-alghiebra.html

набор тренировочных упражнений по алгебре 8 класс тема:"Рациональные дроби"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!