СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы слова. Окончание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы слова. Окончание»

Урок 44
ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ

Педагогические
цели

Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования пред-
ставлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании
и предложении

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают признаки и роль окончания; умеют выполнять разбор слова по составу; различают формы одного и того же слова и однокоренные слова

Личностные
результаты

Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения
русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе

Основное содержание темы, понятия
и термины

Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные
слова, разбор слова по составу

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что, когда звенит звонок,

Он зовет всех на урок.

Нам опаздывать нельзя,

Побыстрее в класс, друзья!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность
к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

– Напишите фразеологизм
и объясните его смысл.

На доске: черепашьим шагом

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Коллективная. Словесный. Чтение

– К вершинам науки под названием «Русский язык» мы тоже движемся не очень быстро, потому что эта наука довольно сложная.

Прежде чем приступить к новой

теме, предлагаю вам проверить
домашнее задание.

Читают текст домашнего упражнения, объясняют, какие
буквы и почему
вставили, находят сложное слово, выполняют его разбор

по составу.

П – строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р – осуществляют взаимопроверку, контролируют работу партнера; адекватно воспринимают оценку свой работы учителем,

Правильное выполнение домашнего упражнения (выборочная про-верка для


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Организует взаимопроверку
домашнего задания

(Часть работы может быть выполнена одним учеником
на обратной стороне доски.)

товарищами.

К – участвуют в диалоге, общей беседе.

Л – проявляют этические чувства (доброжелательность, отзывчивость)

индивидуального контроля). Устный ответ

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Найдите в каждом ряду лишнее слово:

••море, (в)море, моряк, моря;

••лес, лесник, (в)лесу, (о)лесе;

••ученик, ученики, ученица, учениками.

– Выполните разбор слов каждого ряда по составу (работа выполняется по рядам).

– Чем отличается состав лишних слов? (В них есть суффиксы.)

– Чем отличаются друг от друга
остальные слова в каждом ряду?
(Окончаниями.)

– Попробуйте предположить, что станет сегодня предметом нашего изучения?

Анализируют предложенный языковой
материал, находят «четвертое лишнее»
в каждом ряду; объясняют условия выбора лишнего слова.

Выполняют разбор слов каждого ряда
по составу, делают вывод: слова «моряк», «лесник» и «ученица» имеют суффиксы, чем отличаются от других слов в ряду.

Сравнивая остальные слова в ряду, отмечают, что они отличаются оконча-ниями. Формулиру-ют цель урока

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

К – строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи; ориенти-
руются на позицию парт-
нера в общении и взаимодействии

Беседа по вопросам, разбор слов по составу


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Наблюдение над формами одного и того же слова
(учебник,
упр. 142, 143)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте текст из упр. 142, выпишите выделенные слова, выделите изменяемую часть слова. Сделайте вывод: изменилось ли лексическое значение слова?
А что изменилось? (Форма слова.) Чем отличаются формы одного
и того же слова от однокоренных слов (например: осинник, осиновый)?

– В упр. 143 найдите формы слова «роса», выделите изменяемую часть слова

Читают текст, выписывают слова и вы-деляют окончания. Делают вывод о том, что лексическое значение слов не изме-нилось, изменилась лишь форма слова. Отмечают, что в однокоренных словах есть части, служащие для образования новых слов (например, суффиксы). Выполняют упр. 143

Пр. – знают части слова, умеют выполнять разбор слова по составу.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание

Развернутые монологические ответы, разбор слов
по составу

2. Ознакомление с признаками окончания
(учебник: теоретический мате-риал, с. 80,
упр. 144)

Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа

– Попробуйте сформулировать ответы на вопросы:

••Что называется окончанием?

••Что образуется при изменении
слова?

– Сравните вашу формулировку
с тем, что предложено в учебнике
(с. 80).

– Выполните упр. 144 учебника

Формулируют ответы на вопросы.

Зачитывают форму-лировку, данную
в учебнике.

Выполняют упраж-
нение

Пр. – знают признаки окончания, умеют выполнять разбор слова по составу.

П – используют ознакомительное и поисковое чтение; осознают цель чтения.

Р – принимают и сохра-
няют цель и учебную
задачу.

К – высказывают свое собственное мнение,
аргументируют его

Устные ответы на вопросы. Письменное выполнение упражне-ния


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка,

Раз, два, три.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

3. Определение значимости
окончания для связи слов в словосочетании
и предложении
(учебник,
упр. 144, 145)

Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, комментированное письмо

– Выполните упр. 144 и 145 учеб-ника.

Контролирует выполнение
задания.

– Попробуйте сделать вывод:
какова роль окончания?

Выполняют упражнения (144 – комментированное письмо; 145 – работа в парах).

Делают вывод о том, для чего служит
окончание

П – анализируют языковые объекты с точки зрения существенных и несущественных признаков.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой форме

Устное ком-ментирование выполняемых действий, письменное выполнение упраж-
нения, устный монологиче-ский ответ

4. Работа
с определением окончания

Коллективная. Словесный.

Беседа

– Все, что необходимо знать
об окончании, вы знаете. Осталось только соединить все эти

Читают определение окончания, повторяют его вслух.

П – осуществляют синтез как составление целого
из частей; воспринимают

Устное произнесение определе-


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

(учебник, с. 80)


знания в одно правило. Прочи-тайте его.

– Повторите определение окон-
чания.

– Какая часть речи, так же, как
и окончание, служит для связи слов в словосочетании и предложении? (Предлог.)

На основе выполненных упражнений делают вывод о том, что для связи слов
в словосочетании
и предложении служит еще и предлог

смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

ния окон-
чания

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

Выполнение упражнений
в рабочей тетради (упр. 104)

Фронтальная. Словесный. Практический. Письмо

Объясняет задание. Контролирует выполнение

Выполняют упражнение в рабочей тетради. Представляют выполненную работу

П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Р – оценивают свои достижения, определяют труд-ности

Выполнение упражнения
в рабочей тетради

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что же такое окончание?

– Закончите предложения:

••Урок помог мне…

••Для меня было сложным…

••Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 105)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Правильная запись домашнего
задания