Педагогические цели | Создать условия для обобщения знаний учащихся о признаках окончания как части слова; способствовать развитию умения находить в слове окончание |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые результаты (предметные) | Знают определение окончания как части слова, умеют выделять окончание в слове; находят формы одного и того же слова |
Личностные результаты | Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, осознают цель чтения; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные слова, разбор слова по составу, правило «Как найти окончание в слове» |
Образовательные ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь |
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Запишите пословицу и объясните ее смысл. На доске: Повторение – мать учения | Выполняют письмо по образцу | П – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания | Парная. Словесный. Чтение | – Мы не будем отступать от народной мудрости и начнем наш урок с повторения пройденного: для начала проверим домашнее задание. Проверку выполните в парах. Организует взаимопроверку домашнего задания | Зачитывают партнеру составленные предложения, назы-вают окончания и предлоги | Р – осуществляют взаимопроверку, контролируют работу партнера; адекватно воспринимают оценку своей работы | Письменное упражнение |
IV. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, практический. | – Вспомните, что такое окончание и для чего оно служит? | Устно отвечают на вопросы упражнения, формулируют | Пр. – знают определение окончания, умеют выделять окончание в слове; | Устный монологический ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Беседа, письмо | – Выполните устно упражнение 106 (рабочая тетрадь). – Выполните упражнение 146 в учебнике | определение окон- чания. Самостоятельно выполняют упр. 146, после чего производится проверка | находят формы одного и того же слова. П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме | |
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа. Практический. Письмо | – Выполните упражнение 147 в учебнике (по рядам). – Как определяли окончания? Трудно было? Нужно еще потренироваться? Попробуйте сформулировать цель работы на уроке | Выделяют в словах своего ряда окончания, понимают недостаточность знаний для выполнения этого действия. Формулируют цель работы на уроке | Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Беседа по вопросам |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с определением (учебник, с. 81) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Познакомьтесь с правилом определения окончания слова (учебник, с. 81). Прокомментируйте это правило на приведенных примерах | Знакомятся с правилом в учебнике, показывают его действие на предложенных примерах | П – осознают цель чтения; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу | Беседа по вопросам, монологический ответ |
2. Упражнения в определении окончания | Коллективная. Словесный, проблемный. | – Выполните упр. 148. – Объясните смысл пословиц. Что представлено в пословицах: | Выполняют упраж- нение, объясняют смысл пословиц. | П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. | Устный монологический ответ, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в слове (учебник, упр. 148) | Чтение, беседа, письмо | формы одного и того же слова или однокоренные слова? Докажите | Находят формы одного и того же слова, объясняют свой ответ | К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи | беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
VII. Закрепление знаний и способов действий. Упр. 107 в рабочей тетради | Фронтальная. Словесный. Практический. Письмо | Объясняет задание, контролирует выполнение | Самостоятельно выполняют упраж- нение | Р – оценивают свои достижения, определяют труд-ности, осознают причины успеха | Правильное письменное выполнение задания |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как найти в слове окончание? – Закончите предложения: ••Урок помог мне… ••Для меня было сложным… ••Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (подготовка к словарному диктанту по упр. 150 учебника) | Фронтальная. Словесный. Чтение | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения | Слушают учителя, делают записи | Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Правильная запись домашнего задания |