СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы слова. Окончание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы слова. Окончание»

Урок 45
ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ

Педагогические
цели

Создать условия для обобщения знаний учащихся о признаках окончания как части слова; способствовать развитию умения находить в слове окончание

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение окончания как части слова, умеют выделять окончание в слове; находят формы одного
и того же слова

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, осознают цель чтения; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; ориентируются
на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные
слова, разбор слова по составу, правило «Как найти окончание в слове»

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Запишите пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Повторение – мать учения

Выполняют письмо
по образцу

П – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Парная.

Словесный. Чтение

– Мы не будем отступать от народной мудрости и начнем наш урок
с повторения пройденного: для начала проверим домашнее задание. Проверку выполните в парах.

Организует взаимопроверку
домашнего задания

Зачитывают партнеру составленные
предложения, назы-вают окончания
и предлоги

Р – осуществляют взаимопроверку, контролируют работу партнера; адекватно воспринимают оценку
своей работы

Письменное упражнение

IV. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный, практический.

– Вспомните, что такое окончание и для чего оно служит?

Устно отвечают
на вопросы упражнения, формулируют

Пр. – знают определение окончания, умеют выделять окончание в слове;

Устный монологический ответ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6


Беседа, письмо

– Выполните устно упражнение 106 (рабочая тетрадь).

– Выполните упражнение 146
в учебнике

определение окон-
чания.

Самостоятельно выполняют упр. 146, после чего производится проверка

находят формы одного

и того же слова.

П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме


V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

Практический. Письмо

– Выполните упражнение 147
в учебнике (по рядам).

– Как определяли окончания? Трудно было? Нужно еще потренироваться? Попробуйте сформулировать цель работы на уроке

Выделяют в словах своего ряда окончания, понимают
недостаточность знаний для выполнения этого действия.

Формулируют цель работы на уроке

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями,
товарищами.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Беседа
по вопросам

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Работа с определением (учебник, с. 81)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Познакомьтесь с правилом определения окончания слова (учебник, с. 81). Прокомментируйте это правило на приведенных
примерах

Знакомятся с правилом в учебнике, показывают его действие на предложенных примерах

П – осознают цель чтения; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

Беседа
по вопросам, монологический ответ

2. Упражнения
в определении окончания

Коллективная. Словесный, проблемный.

– Выполните упр. 148.

– Объясните смысл пословиц. Что представлено в пословицах:

Выполняют упраж-
нение, объясняют смысл пословиц.

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Устный монологический ответ,


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

в слове (учебник, упр. 148)

Чтение, беседа, письмо

формы одного и того же слова или однокоренные слова?
Докажите

Находят формы одного и того же слова, объясняют свой ответ

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи

беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Упр. 107 в рабочей тетради

Фронтальная. Словесный. Практический. Письмо

Объясняет задание, контролирует выполнение

Самостоятельно
выполняют упраж-
нение

Р – оценивают свои достижения, определяют труд-ности, осознают причины успеха

Правильное письменное выполнение
задания

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Как найти в слове окончание?

– Закончите предложения:

••Урок помог мне…

••Для меня было сложным…

••Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (подготовка
к словарному диктанту по упр. 150 учебника)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Правильная запись домашнего
задания