СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы внеклассной работы по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно расматриваются вопросы по организации внеклассной работы по истории

Просмотр содержимого документа
«Формы внеклассной работы по истории»

























Формы внеклассной работы по истории











Учитель истории

МОУ "Журавлёвская СОШ"

Старченко Светлана Викторовна







































2017 год



В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов  учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло  по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы  содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий  решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием  действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

.

Массовые формы внеклассной работы по истории

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так исторический конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями.

Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, по мнению заслуженных педагогов, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель — вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Еще одной формой массовой работы по истории с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью учебной и воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Распространенной формой массовой внеклассной работы по истории являются встречи с интересными людьми. В современных условиях такая форма внеклассной работы по истории используется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели, художники.

Встречи учащихся с интересными людьми могут проводиться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с детьми какого возраста и образовательного уровня предстоит встреча.

Широкое распространение среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому эти формы внеклассной работы приобретают ярко выраженное воспитательное и коррекционное значение.

Содержание конкурсов, олимпиад, викторин может ограничиваться школьной программой по истории или выходить за ее пределы, но она должна быть доступна учащимся, а предлагаемые им вопросы и задания должны быть доступны для выполнения.

В конкурсах по истории могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут сочинения о своем городе, селе, описывают исторические памятники, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы во время подготовки, проводит консультации.

Олимпиады проходят в несколько туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Викторины по истории ближе стоят к игровой форме (в методической литературе их нередко относят к группе исторических игр), они могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике широкое применение нашли краеведческие викторины.

Таким образом, массовые формы внеклассной работы по истории являются самыми распространенными в силу ряда характерных особенностей: 1. они охватывают наибольшую аудиторию школьников, которые становятся участниками общего яркого действа; 2. разнообразие средств подачи информации и их взаимодействие усиливают восприимчивость детей к историческим фактам, делают их более яркими и понятными; 3. они аккумулируют в себе все многочисленные формы внеклассной работы, являясь своего рода конечным логическим этапом закрепления знаний, которые было бы невозможно усвоить в обычной урочной форме преподавания истории.

Групповые формы внеклассной работы

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко  приводит  к  созданию  в  школах   историко-краеведческих   музеев.

В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам исторической науки, а также в сочетании с литературой и искусством. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность, с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.

Такая форма внеклассной работы по истории, как экскурсии пользуются особой популярностью среди учащихся. Экскурсия - это особая форма совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников.

При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.

Особое место во внеклассной работе занимают дальние экскурсии, или экспедиции. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными трудностями, поэтому должны быть тщательно подготовлены.

Групповые или кружковые формы внеклассной работы носят более локальный характер, они рассчитаны на меньшее количество учеников или на менее узкую тему изучения, что касается, например, экскурсий. В то же время использование во внеклассной работе групповых форм выявляет круг школьников, наиболее заинтересованных в предмете, и способствует более углубленному изучению истории.

Индивидуальная форма обучения истории в школе

Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Задачей хорошего педагога является не сообщение истины, а обучение школьников тому, как находить ее самостоятельно. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. В настоящее время появляется острая необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа — это, прежде всего, умение, необходимая мотивация, наличие творческих начал, присущих каждому ребенку, радость открытий.

Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но в большей степени для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная, а именно самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность – многогранное понятие. Это и качество личности, и деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая, и выход творческим силам детской души.

В структуру индивидуальной работы ряд педагогов включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия, например, выполнения воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; выполнения конструктивных самостоятельных работ (воспроизведения не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширения сферы их применения, с собственными выводами и достижением уровня продуктивной деятельности); выполнения эвристических работ (разрешения проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретения опыта поисковой деятельности, овладения элементами творчества); и, наконец, выполнения исследовательских работ и приобретения опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

   На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала как на уроке и в последующем выполнении индивидуальных заданий – изучении источников, написании рефератов, а также к готовности к работе в библиотеке.

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

Организация  самостоятельной  работы учащихся  во внеурочной работе  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе внеклассных занятий по теме.

  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

  5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

Эффективность владения материалом во многом зависит от активизации индивидуальной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроках истории и во внеурочной работе различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение новых знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы и др.

Результаты самостоятельной работы должны обязательно обсуждаться и оцениваться в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.

Планомерная индивидуальная работа учеников под умелым руководством педагога должна способствовать снижению страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием; появлению у школьников уверенности в себе, в своих возможностях; формированию привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; развитию способности постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике; появлению такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения: развитию творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли; повышению активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера, достижению высокого уровня развития личности ученика.

Индивидуальная работа учащихся — одна из важнейших функций учителя. Она требует от преподавателя умения показать, где найти ту или иную информацию, но овладеть ей каждый ученик должен самостоятельно.

Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся.