СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы воспитательной работы с учащимися

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как заместитель директора по воспитательной работе предлагаю подборку "СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ" в помощь классным руководителям основной и старшей школы.

Просмотр содержимого документа
«Формы воспитательной работы с учащимися»

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ярмарка солидарности - форма воспитательной работы с учащимися, организуемая с целью продажи изготовленных учащимися «товаров». Вырученные от продажи средства поступают в определенный фонд для нуждающихся в помощи.

Для организации ярмарки создается специальная комиссия из представителей органов самоуправления, педагогов, членов родительского комитета. Комиссия принимает и оценивает «товары», информирует об условиях проведения ярмарки.

Место проведения ярмарки украшено, звучит музыка, возможны выступления коллективов художественной самодеятельности, агитбригад. Завершает работу ярмарки выступление ее организаторов, в котором подводятся итоги, отмечаются особо отличившиеся, сообщается о сумме вырученных денег, зачитывается решение об их перечислении в определенный фонд.

Педагогическая ценность ярмарки солидарности не только в стимулировании проявления способностей учащихся, но и в ярко выраженной гуманистической направленности.

ДИСКУССИЯ

Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины (Российской педагогической энциклопедии. - М., 1993 , с. 273).

Дискуссия - исследование, разбор, заключающийся в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы, или в сопоставлении информации, идей, мнений, предложений (Дискуссия в научно-технической пропаганде и активном обучении. – М., 1990, с. 4).

Таким образом, можно выделить следующие признаки дискуссии:

• обсуждение, обмен мнениями, идеями между участниками;

• исследование какого-либо вопроса, проблемы с разных позиций;

• активное взаимодействие участников, в основе которого лежит
многосторонняя коммуникация;

• конструирование и присвоение нового знания.

В научной литературе и педагогической практике выделяют несколько видов дискуссии:

Дебаты. Это метод предполагает «борьбу словами», стремление к победе. Цель его - поиск лучших аргументов в защиту своей позиции, обострение и уточнение своей позиции, демонстрация слабой обоснованности противоположной позиции. Дебаты могут проходить как в устной, так и в письменной форме.

Переговоры. Данный вид дискуссии используется для обсуждения ситуации и поиска решения, нахождения компромисса, достижения консенсуса и налаживания сотрудничества между учащимися.

«Круглый стол». Беседа, позволяющая организовать обмен мнениями, идеями..

Заседание экспертной группы (панельная дискуссия). Организация и проведение этого вида дискуссии включают два этапа. Первый этап предполагает предварительную подготовку 5-6 участников по обсуждению намеченной проблемы, в процессе которой идет подбор материала и формирование собственного взгляда. На втором этапе они излагают свою позицию другим участникам группы. При этом их выступление не должно перерастать в монолог. У слушателей есть возможность задавать вопросы и получать на них ответы.

Симпозиум. Вид обсуждения, позволяющий выступить с сообщениями, представляющими их точки зрения, а затем ответить ни вопросы других участников симпозиума.

Этапы подготовки и проведения дискуссии

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовительный этап решает следующие задачи:

Формулирование темы и цели дискуссии. Эффективность дискуссии зависит от актуальности темы и четкой постановки цели.

Широко сформулированная тема предполагает сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, интерпретацию приводимых аргументов, примеров. Узко сформулированная тема заканчивается обычно принятием группового решения по обсуждаемым вопросам.

В качестве наиболее общих целей дискуссии могут быть:

• анализ имеющегося опыта, осмысление и рассмотрение обсуждаемых вопросов с разных сторон, критическое отношение к имеющимся знаниям, информации, а также явлению и ситуации;

. конструирование нового знания, нахождение компромиссных решений по проблеме, изменение установок;

• проверка на практике сформулированных гипотез при использовании полученной ранее информации.

Презентация программы совместной деятельности, распреде ление ролей. Ведущий знакомит участников с алгоритмом проведения дискуссии, распределяет при необходимости роли, например наблюдатели и участники дискуссии, сторонники и противники и т. д.

На этом этапе необходимо также организовать согласование по понятиям, терминам. Это является важнейшим условием взаимопонимания в процессе обсуждения, и будет способствовать глубокому и содержательному рассмотрению поднимаемой проблемы. В противном случае дискуссия может превратиться в ненужный спор, в котором большая часть времени будет потрачена на уточнение понимания высказываний каждого участника.

Определение норм работы группы в процессе дискуссии. Ведущий напоминает нормы организации совместной работы. Участники могут добавить, при необходимости, новые.

Постановка вопросов или утверждений для совместного об суждения. Утверждения для дискуссии должны быть сформулированы так, чтобы участники могли осмыслить их, найти аргументы в подтверждение или опровержение предлагаемого проблемного вопроса, актуализировать свои знания и опыт и использовать их в процессе обсуждения для достижения конечного результата.

ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ

Проведение дискуссии предполагает следующую деятельность:

Организация обсуждения темы, вопроса или проблемы. Демонстрация кинофильма, иллюстрационного материала, описание конкретного случая, использование текущих новостей, ролевое разыгрывание эпизода, приглашение экспертов позволят плавно перейти к обсуждению темы, активизировать внимание участников, настроить на продуктивное обсуждение поднимаемой проблемы.

Наблюдение за развитием групповой динамики, выполнением норм работы и атмосферой в группе; регулирование этих процессов. Выполнение регламента этапов дискуссии и регламента выступления каждого участника способствует его более активной, динамичной работе, выступлению большого количества участников, а также позволяет избегать ненужных пауз и затягивания процесса обсуждения.

Ведущему необходимо наблюдать за тем, чтобы участники дискуссии не отходили от темы, чтобы разговор строился на обсуждении темы (вопроса, проблемы), а не на обсуждении личностей самих учащихся.

Желательно тактично останавливать участников, отклоняющихся от темы, и с помощью вопросов, фиксаций или промежуточного анализа мыслей, идей направлять учащихся на обсуждение вопроса, проблемы.

Промежуточный анализ ведущим высказываний участников через определенные интервалы будет способствовать плавному переходу к следующему витку дискуссии, получению учащимися обратной связи.

Вопросы как средство организации и проведения дискуссии. При обсуждении проблемы вопросы являются составным и основным средством для организации содержательной работы. Их использование дает ведущему возможность организовать не автоматическое погружение в тему дискуссии, а сконцентрировать внимание ее участников на содержании высказываемых аргументов, тезисов, утверждений.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Заключительный этап предполагает решение следующих задач:

· подведение итогов дискуссии;

· выражение благодарности за участие в дискуссии.

Подведение итогов дискуссии. На этапе подведения итогов всей дискуссии ведущий может использовать методы организации оценочной деятельности, получения содержательной обратной связи (опросник, анкета, таблицы с критериями оценивания дискуссии, незаконченные предложения, письменное эссе и т. д.).

Высказывание благодарности за участие в дискуссии. Ведущий вербально и невербально высказывает свою благодарность участникам за участие в обсуждении вопросов.

(Материал подготовлен по книге: Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И. И. Губаревич, С. В. Петрусёв. – Мн.: «БИП-С», 2003. – 182 с.)

Определение роли в группе

Этот опросник был разработан для того, чтобы определить роли индивидов в групповой работе.

Предлагается 7 общих вопросов, каждый из которых включает в себя 8 подпунктов. Для каждого вопроса необходимо выделить пункты, относящиеся к вам. Затем нужно распределить 10 баллов в каждом вопросе по степени выраженности у вас данного утверждения. Можно оценить утверждение в 10 баллов, но обычно это делается следующим образом: 2, 3, 2, 3 и 4 нуля или 6, 3, 1 и 5 нулей. Необходимо проверять сумму баллов в каждом вопросе (она должна быть равна 10).

1. Как я полагаю, я могу внести следующий вклад в группу:

1.1 [ ] Я думаю, что быстро нахожу и применяю новые возможности

1.2 [ ] Я могу работать с широким кругом людей

1.3 [ ] Созидание новых идей — мое ценное качество

1.4 [ ] Еще одна моя особенность заключается в том, что я умею вытягивать

людей на разговор, если обнаруживаю, что они могут внести ценный

вклад своими идеями

1.5 [ ] Моя способность анализировать зависит от моего личного опыта

1.6 [ ] Я согласен потерпеть некоторую непопулярность, если это приведет

к стоящим результатам

1.7 [ ] Обычно я чувствую, что реально будет работать на практике

1.8 [ ] Я могу без предрассудков и предубеждений предложить новую

альтернативу

2. Если у меня возможен недостаток при работе в группе, то это на верное:

2.1 [ ] Я не чувствую себя спокойно до тех пор, пока собрание не организовано

должным образом и не находится под руководством

2.2 [ ] Я склонен быть великодушным по отношению к тем, кто имеет

устоявшуюся точку зрения, не получившую достойной поддержки.

2.3 [ ] Я имею тенденцию говорить очень много, если у группы появилась

новая идея

2.4 [ ] Мой субъективный взгляд не дает мне легко, с энтузиазмом

соглашаться с коллегами

2.5 [ ] Если это действительно необходимо, то я могу выглядеть сильным и

авторитарным

2.6 [ ] Мне трудно руководить с переднего плана, возможно потому, что я

слишком влияю на атмосферу в группе

2.7 [ ] Я склонен погружаться в идеи, которые приходят мне на ум и

отключаться от происходящего

2.8 [ ] Коллеги склонны считать, что я беспокоюсь о мелочах и о возможности

неправильного решения

3. Если я вовлечен в проект с другими людьми:

3.1 [ ] Я способен влиять на других людей, не оказывая давления

3.2 [ ] Моя общая бдительность предотвращает возможные ошибки и

оплошности

3.3 [ ] Я готов взывать к действию, чтобы быть уверенным, что собрание не

тратит время и не теряет главной темы

3.4 [ ] Я могу рассчитывать, что внесу что-то оригинальное

3.5 [ ] Я всегда готов вернуться к хорошей идее в общих интересах

3.6 [ ] Я склонен ожидать прошлый опыт в новых идеях

3.7 [ ] Я полагаю, что моя способность к рассуждениям способствует

правильному принятию решений

3.8 [ ] Я могу чувствовать себя уверенно, если вижу, что вся важная работа

хорошо организована

4. Мой обычный вклад в групповую работу это то, что:

4.1 [ ] Я заинтересован в том, чтобы лучше узнать своих коллег

4.2 [ ] Я охотно подвергаю сомнению взгляды других и поддерживаю

мнение меньшинства

4.3 [ ] Я обычно могу найти ряд аргументов, чтобы опровергнуть

необоснованные доводы

4.4 [ ] Я думаю, что у меня есть талант заставлять действовать сразу

же, как только план будет разработан

4.5 [ ] Я имею тенденцию избегать очевидного и прибегать к неожиданному

4.6 [ ] Все, что я делаю, я стремлюсь доводить до совершенства

4.7 [ ] Я готов самостоятельно прибегать к помощи со стороны

4.8 [ ] Когда меня что-либо интересует, я без колебаний принимаю

решение и не меняю его

5. Я получаю удовлетворение в работе потому, что:

5.1 [ ] Мне нравится анализировать ситуацию и взвешивать возможные решения

5.2 [ ] Я заинтересован в практическом решении проблемы

5.3 [ ] Мне нравится чувствовать, что я способствую созданию хороших

отношений в группе

5.4 [ ] Я имею стабильное влияние на принятие решении

5.5 [ ] Я могу найти людей с новыми идеями

5.6 [ ] Я могу заставить людей соглашаться с необходимым

образом действия

5.7 [ ] Я чувствую себя в своей стихии там, где могу в пси,

посвятить себя задаче полностью

5.8 [ ] Мне нравятся те сферы действий, которые возбуждают

воображение

6. Если мне необходимо решить с незнакомыми людьми сложную задачу с ограничением времени решения:

6.1 [ ] Я буду чувствовать себя загнанным в угол в поиска выхода из

тупика прежде, чем найду решение

6.2 [ ] Я буду готов работать с человеком, обнаружившим наиболее

верный подход к решению

6.3 [ ] Я попытаюсь сократить объем задачи, путем определения

способностей каждого и разделив задачу между всеми индивидами

6.4 [ ] Моя природная настойчивость гарантирует то, что решение не

отходит от намеченного плана

6.5 [ ] Я полагаю, что буду держаться хладнокровно и сохраню

способности трезво рассуждать

6.6 [ ] Я буду сохранять постоянство в цели, несмотря на давление

6.7 [ ] Я буду готов занять позицию лидера, если я почувствую, что

группа не делает прогресса

6.8 [ ] Я буду заводить дискуссии с целью стимулирования обсуждений новых

идей и движения к цели

7. Относительно проблем, которыми я занимаюсь в группе

7.1 [ ] Я склонен быть нетерпимым к тем, кто препятствует прогрессу

7.2 [ ] Другие могут критиковать меня за то, что я слишком увлекаюсь

анализом и мне не хватает интуиции

7.3 [ ] Мое желание обеспечивать выполнение работы должным образом,

поддерживает процесс решения

7.4 [ ] Мне скучно, если кто-то другой берет инициативу в свои руки

7.5 [ ] Мне трудно начать работу до тех пор, пока я не уясню цель

7.6 [ ] Иногда мне трудно объяснить и прояснить сложные мысли, которые

приходят мне на ум

7.7 [ ] Меня беспокоит, когда я не могу выполнить все требования,

выдвигаемые другими

7.8 [ ] Я колеблюсь, когда мне необходимо изложить свою точку зрения

cерьезной оппозиции

Обработка результатов определения групповых ролей

Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.

1


2


1.7 2.1 3.8 4.4 5.2 6.6 7.5

Сумма

[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

1.4 2.2 3.1 4.8 5.6 6.3 7.7

Сумма

[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

Тип

Персональные характеристики

Вклад в группу

Допустимые слабости

1. Исполнитель

Консервативные Дисциплинирован­ные Надежные

Организаторы Приводят в исполнение планы и идеи

Несколько негибкие Медленно реагируют на новые идеи

2. Председатель

Зрелые Уверенные Внушающие дове­рие

Уясняют цели и возмож­ности Мотивируют коллег Способствуют принятию решений

Не отличаются интеллектом и творческими способностями

3.Возбудитель 

активности

Взвинченные люди Легко остывающие Динамичные

Оспаривают что-либо Оказывают давление Находят обходные пути

Поддаются на провокации, мимолетные порывы горячности

4. Генератор идей

Умные Развито воображе­ние Оригинальные

Придумывают ориги­нальные идеи Решают трудные про­блемы

Слабы в общении руководстве среди ординарных людей

5.Исследователь 

ресурсов

Экстраверты Энтузиасты Любопытные Коммуникабельные

Исследуют новые воз­можности Развивают контакты Ведут переговоры

Теряют интерес к делу, как только исчезает энтузиазм

6. Критик- анали­тик

Рассудительные Интеллектуалы Объективны Скучные

Видят все альтернативы Анализируют Тщательно обдумывают возможные результаты

Испытывают недостаток энергии и способности воодушевлять других

7. Командный иг­рок

Общительные Кроткие Уступчивые Восприимчивые

Слушают и накапливают опыт Предотвращают разно­гласия Сговариваются со слож­ными людьми

Нерешительны в критических ситуациях

8. Завершитель

Старательные Добросовестные Тревожные

Разыскивают ошибки, оплошности Сосредотачивают себя и других на расписании и цели

Склонны чрезмерно беспокоиться Неохотно берутся за что-либо




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!