Овчинникова Екатерина Леонидовна, Учитель английского языка,, МБОУ «СОШ № 25», г.Абакан Формы взаимодействия классного руководителя с родителями
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.
Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.
С первого дня работы с классным коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.
В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в классном коллективе. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:
Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.
Счастливая семья. Какая она?
Единство семьи и школы.
Роль самооценки в формировании личности.
Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому оно проводилось в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.
В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, консультируюсь у социального педагога, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:
Адаптация пятиклассника.
Ребенок не делает домашнюю работу. Что делать?
Как развивать плохую память ребенка?
Как развивать внимание и внимательность?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Правда и ложь.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:
Если ребёнок лжёт?
Детская неблагодарность.
Мой ребёнок и его друзья.
На чём основано взаимопонимание.
Детская агрессия.
Тревожность детей. К чему она может привести?
Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей провожу не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываю и раздаю родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Мною были проведены конференции:
Вредные привычки и как с ними бороться.
Культура общения со сверстниками и взрослыми.
Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие:
Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С этой целью мною были проведены лектории:
Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
Как помочь ребёнку учиться.
Семейные традиции и праздники.
Трудовое воспитание в семье.
Компьютер в жизни семьи и школьника
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию прожитом дне, об успехах и тревогах.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.
Для организации совместной деятельности родителей и детей приглашаю родителей на школьные мероприятия; организуем совместный досуг.
Проводим семейные праздники:
Игровые и спортивные семейные конкурсы:
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря постоянному общению, проведению внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители – отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.
Анкеты показывают, что и дети, и взрослые остаются, довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.