СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фортепианное искусство на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение фортепиано в системе общего музыкального образования очень велико, и вряд ли когда-нибудь какой-либо иной музыкальный инструмент сможет занять его место и стать базовым в системе общего музыкального образования. Соприкосновение детей с фортепианной музыкой, несомненно, будет способствовать более полному освоению ими мира классической музыки, расширению их художественного кругозора, развитие восприятия серьёзной музыки, воспитание качественного художественного вкуса и успешному личностному развитию.

Просмотр содержимого документа
«Фортепианное искусство на уроках музыки»

Рудзик М.Ф., к. п. н., доц. кафедры

музыкального образования и исполнительства

Курского государственного университета

(г. Курск),

Рыкова А.В., магистрантка 1 курса

факультета искусств и арт-педагогики

Курского государственного университета

(г. Курск)


Фортепианное искусство на уроках музыки


Музыкальное образование имеет важное педагогическое значение, оно направлено на развитие слухового восприятия, формирование интереса и любви к музыке, способности ценить её красоту, развитие музыкально-образного мышления, творческих музыкальных способностей, музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с музыкальными шедеврами и музыкальном самообразовании. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта многих поколений и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

В начальной школе предполагается закладывание основ музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с высшими образцами музыки, овладения опорными знания о музыкальном искусстве. В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений, закрепляются и развиваются приобретенные умения и навыки.

Основу уроков музыки составляет художественно-творческая деятельность, которая предполагают восприятие и исполнение музыки разных стилей и жанров. Особое место в репертуарном содержании предмета «Музыка» занимает фортепианная музыка, которая звучит буквально с первых уроков и в аудиозаписи, и в исполнении учителя.

В подавляющем большинстве случаев основным музыкальным инструментом в школьных кабинетах музыки является фортепиано. Именно с этим «взрослым» инструментом в первую очередь знакомятся дети на уроках, следовательно каждый квалифицированный учитель музыки должен быть подготовлен к игре на нем и владеть определенным объёмом педагогического репертуара.

Наиболее ценно на музыкальных занятиях живое общение обучающихся с музыкой. Учитель, которому практически ежеурочно приходится выступать перед детьми, как профессиональный исполнитель и аккомпаниатор, должен являть для них пример технического и высокохудожественного исполнительского мастерства. Непосредственный контакт с учителем и знакомство с содержательной музыкой в его исполнении пробуждают интерес школьников к музыкальному искусству, мотивируют их увлеченность музыкально-исполнительской деятельностью.

Однако, данный потенциал слабо реализуется сегодня школьными педагогами-музыкантами: в большинстве своем они не стремятся к расширению собственного фортепианного репертуара, ограничиваясь, как правило, озвучиванием аккомпанементов к разучиваемым и исполняемым учащимися песням. Классический пианистический репертуара крайне редко звучит на уроках в их исполнении, подменяясь воспроизведением музыки в записи. В этом нам видится первая проблема приобщения школьников к высоким образцам фортепианного искусства.

Другая проблема заключается в том, что история и достижения фортепианного искусства по-прежнему остаются недостаточно раскрытыми в школьных программах музыкального образования. Это уникальное явление мировой музыкальной культуры, к сожалению, не является сквозной содержательной линией предмета «Музыка».

Подвергнув сравнительному анализу учебные программы для общеобразовательной школы, мы заметили, что приобщение детей и подростков к фортепианному искусству в системе уроков музыки осуществляется вне структурной логики и последовательности, эпизодически и даже хаотично «всплывая», как образцы классического музыкального творчества в рамках тех или иных программных тем. Всё это становится факторами, снижающими эффективность общего музыкального образования, в первую очередь, достижения результатов в формировании музыкально-исторической компетентности обучающихся.

Анализ программ начального и основного общего музыкального образования также показал, что на уроках музыки крайне редко упоминаются величайшие достижения в области фортепианного исполнительства (всего однажды идет речь о Международном конкурсе им. П.И. Чайковского, в стороне остаются выдающиеся пианисты прошлого и современности, мало говорится о месте и роли фортепианной музыки в жизни современного человека). А ведь фортепианная музыка имеет многовековую историю, которая прославила множество имен великих композиторов и выдающихся исполнителей.

Клавирно-фортепианная культура имеет более, чем пятисотлетнюю историю. Сегодня человечество обладает богатейшей сокровищницей высокохудожественных образцов фортепианного искусства, представленной музыкой разных эпох, направлений, стилей и жанров. Свидетельством современной популярности фортепианной музыки является множество действующих музыкальных, в том числе клавирных фестивалей по всему миру; международные конкурсы пианистов, предназначенные, как для исполнителей-виртуозов, так и для любителей фортепианной музыки.

В организациях дополнительного образования и профессиональных учебных заведениях существуют многочисленные фортепианные отделения и факультеты. Но они способны охватить своей целенаправленной деятельностью лишь незначительную часть детской и молодежной аудитории, в первую очередь, одаренных и мотивированных обучающихся. Отсутствие общей доступности к высоким образцам фортепианного искусства составляет третью проблему в рассматриваемом нами вопросе.

Все обозначенные проблемы требуют серьезного изучения и нахождения путей их разрешения. Один из них видится нам в совершенствовании содержания общего музыкального образования и повышении инструментально-исполнительского уровня школьных учителей музыки. Мы считаем, что оптимизировать предметное содержание возможно путём систематизации педагогического репертуара (в данном случае, фортепианной музыки), подразумевающей логически выстроенное и последовательное обращение внимания школьников на уроках музыки на разные жанры фортепианного искусства, фортепианное творчество знаменитых композиторов, имена выдающихся пианистов, важнейшие события фортепианной жизни с опорой на музыкально-исторический принцип.

Мы выделяем несколько существенных причин целенаправленного обращения внимания обучающихся на инструмент фортепиано на уроках музыки:

- большая часть школьного музыкального материала переложена для фортепиано;

- каждый, кто учится музыке, в той или иной мере соприкасается с фортепианной музыкой;

- фортепиано часто выполняет роль аккомпаниатора для певцов и других музыкальных инструментов;

- фортепиано – самый показательный музыкальный инструмент для начала изучения музыкальной грамоты.

Для нас видится важным приобретение школьниками системных знаний о пианистическом искусстве, которые включают в себя его историю, создателей – композиторов, писавших фортепианную музыку различных направлений, стилей и жанров, исполнителей-пианистов разных национальных школ, актуальные события современной жизни, связанные с фортепианным искусством и исполнительством.

Не менее значимы для обучающихся накопление слушательского музыкального опыта в процессе эмоционально окрашенного восприятия аудиозаписей и живого звучания инструмента в классе, его активное использование учителями при формировании опорных знаний школьников в области теории музыки и семантики музыкальной речи, певческая деятельность детей в сопровождении фортепиано, а также их собственное музицирование на фортепиано в ходе импровизации и четырехручной игры «в ансамбле с учителем» (этот прием был предложен более 40 лет назад Д.Б. Кабалевским – автором программы предмета «Музыка», но, к сожалению, очень редко используется сегодня педагогами на практике).

Мы убеждены, что целенаправленное постижение обучающимися фортепианного искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе будет способствовать более полному освоению ими мира классической музыки, расширению их художественного кругозора. Оно может стать действенным фактором при решении таких задач общего музыкально-эстетического образования, как становление музыкальной культуры учащихся через приобщение к высоким образцам музыкального искусства; развитие восприятия серьёзной музыки, воспитание качественного художественного вкуса и пр. Соприкосновение детей с фортепианной музыкой, несомненно, будет способствовать их успешному личностному развитию.

Все вышеизложенное говорит о том, что значение фортепиано в системе общего музыкального образования очень велико, и вряд ли когда-нибудь какой-либо иной музыкальный инструмент сможет занять его место и стать базовым в системе общего музыкального образования.




Литература


  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: учебник. Чч. 1-2. 2-е изд. М.: Музыка, 1988. 415 с.

  2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании (к 100-летию со дня рождения выдающегося композитора, общественного деятеля, создателя уникальной отечественной системы массового музыкального образования). М.: Книга, 2004. 192 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!