МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №46»
Номинация 3
Фортепианное
творчество
П.И. Чайковского
выполнила:
Кананыхина Анастасия, ученица 7В класса
руководитель:
Росоха В.С., учитель музыки
Фортепианный цикл
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Петр Ильич Чайковский –
великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры, яркий представитель музыкального романтизма и один из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке.
Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью.
«…Могу, положа руку на сердце, сказать, что они все… (произведения) пережиты и прочувствованы мной и исходят из души моей».
Н.Д. Кузнецов.
Портрет Чайковского.
1893 .
Уголок кабинета Чайковского в Доме-музее в Клину.
Фортепиано было любимым и самым демократичным инструментом своей эпохи. Без него не обходилось ни домашнее музицирование, ни обучение детей музыке, ни семейные праздники, ни минуты меланхолии.
Во времена Чайковского получили распространение домашние фортепиано с мягким, как бы матовым звуком. С их помощью можно было выразить самые тонкие и теплые оттенки чувства. Отсюда — прекрасные образцы камерной музыки для фортепиано и множество превосходных детских фортепианных пьес в творчестве композитора.
Кабинет-гостиная Чайковского в Клину. Фото 1893 г.
«Летящие музыкальные зарисовки»
Работа закончена . Получились 12 разнохарактерных пьес. В них воплотились образы бескрайних русских просторов, деревенского быта, картины Петербургских городских пейзажей, сценки из домашнего музыкального быта русских людей. Как это близко и знакомо до глубины души и как это дорого сердцу каждого русского человека. (10 июня 1876 года. Письмо Чайковского)
«Листки
из музыкального
альбома»
- « Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Ответ композитора известен (письмо Н. М. Бернарду от 24 ноября 1875 года): «Получил Ваше письмо... Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский…»
"Нувеллист" № VII, 1894 г.
Нувеллист — музыкальный нотный ежемесячный журнал для фортепиано, выходил в Санкт-Петербурге с 1840 по 1906 гг.
«Знаменитый композитор П.И. Чайковский обещал редакции «Нувеллиста» свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций… характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале».
Анонс будущего фортепианного цикла в декабрьском номере журнала 1875 г.
Свое название —
«Времена года» — цикл получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала, когда Н. Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Сборнику присвоен
номер опуса — 37 bis .
опус 37 bis
ОПУС — (лат. opus дело, произведение) - отдельное музыкальное произведение, обозначаемое номером в ряду других произведений данного композитора.
Толковый словарь Ушакова
Обложка первого издания альбома «Времена года»
«Январь. У камелька»
И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонёк, И свечка нагорела.
А. С. Пушкин
«Февраль. Масленица»
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П. А. Вяземский
«Март. Песнь жаворонка»
Поле зыблется цветами, В небе льются света волны, Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны.
А. Н. Майков
«Апрель. Подснежник»
Голубенький, чистый
подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний
снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином.
А.Н. Майков
«Май. Белые ночи»
Какая ночь! На всём
какая нега!
Благодарю, родной
полночный край!
Из царства льдов, из царства
вьюг и снега,
Как свеж и чист твой
вылетает Май!
А.А. Фет
«Июнь. Баркарола»
Выйдем на берег, там
волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной
грустью
Будут над нами сиять.
А.Н. Плещеев
«Июль. Песня косаря»
Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!
А.В. Кольцов
«Август. Жатва»
Люди семьями принялися
жать, Косить под корень рожь высокую! В копны частые снопы сложены, От возов всю ночь скрипит музыка.
А.В. Кольцов
«Сентябрь. Охота»
Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А.С. Пушкин
«Октябрь. Осенняя песнь»
Осень, осыпается весь наш
бедный сад,
Листья пожелтелые
по ветру летят.
А.К. Толстой
«Ноябрь. На тройке»
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.
Н.А. Некрасов
«Декабрь. Святки»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
В.А. Жуковский
Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда.
Композитор-симфонист, автор замечательных опер, Петр Ильич, сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера.
В письме к брату Анатолию он писал:
«Нужно: 1) трудиться, трудиться и избегать праздности…2) очень много читать, 3) быть относительно себя как много скромнее».
ИСТОЧНИКИ
http://samlib.ru/k/kurlaewa_a_w/glawa07.shtml
http://tchaikovsky-house-museum.ru/
http://music-fantasy.ru/content/p-chaykovskiy-vremena-goda
https://ru.wikipedia.org/wiki/Времена_года_(Чайковский)#
https://lektsii.org/3-32530.html
http://slavyanskaya-kultura.ru/biografii/pyotr-ilich-chaikovskii.html
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. Справочное пособие.:Сост. Т.И. Коровина. -М.: Музыка, 1989.-222с.
Музыка 2 класс. Часть III: Сост. Ю.Д. Изместьева.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.-96 с.