СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фосфор и его роль в живой природе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении урока по теме Фосфор и его соединения

Просмотр содержимого документа
«Фосфор и его роль в живой природе»


Технологическая карта урока


Дата:___19.02.2021__________________________________________________________________________________________

Класс:___________________________________________________________________________________________________

Предмет: ____Химия___________________________________________________________________________________

Учитель: _Мелещенко Надежда Григорьевна, Казачишина Ирина Ивановна. _

Тема: ___Фосфор и его роль в живой природе

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный, использование компьютерных технологий

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", индивидуальные карточки – задания, карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, реактивы (фосфат калия, фосфат натрия, вода , азотнокислое серебро, ), пробирки

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Цели:

Образовательные:

  • Актуализировать знания о фосфоре как химическом элементе, аллотропии.

  • Сформировать знания о строении и свойствах аллотропных видоизменений фосфора и его соединений.

  • Раскрыть роль фосфора в живой природе и механизм его круговорота.

Развивающая:

  • Устанавливать причинно-следственные связи между положением в ПСХЭ и строением атома, строением атома и формами простых и сложных веществ, между строением, свойствами и применением.

  • Развивать логическое мышление и память учащихся;

  • совершенствовать умения доказывать, сравнивать анализировать.

  • Формирование целостности природных явлений на основе межпредметных связей.

Воспитательная:

  • повышение интереса к предмету;

  • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;

  • воспитание важности и необходимости знаний в сбережении здоровья и экологической культуры.

  • воспитание культуры поведения при фронтальной и групповой работе.

Планируемые результаты:


Предметные

Знание строения, физических и химических свойств фосфора, способов его получения, биологическое значения, применения.

Умение характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, определять его возможные степени окисления, формы соединений и их свойства.

Умение составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные

Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные :

Умение использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • формулирование познавательной цели,

  • поиск и выделение информации,

  • анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия,

  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,

  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,

  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,

  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные УУД:

  • мотивация учения,

  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

  • Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", индивидуальные карточки – задания, карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, реактивы (фосфат калия, фосфат натрия, вода , азотнокислое серебро, ), пробирки






Технологическая карта изучения темы



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

отвечают на вопросы.


Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой.



Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные: смыслообразование


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока, отгадывая загадку:

«Познакомьтесь все со мной! Я свечусь во тьме ночной. Разным быть могу на вид:

Белый – очень ядовит. Если я по цвету красный – то, друзья, - я безопасный».

Учащиеся формулируют тему и цель урока.


Предлагает определить тему урока по загадке,

озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися. Рассказывает об истории открытия фосфора: «Фосфор открывали несколько раз. И всякий раз из … мочи. Есть упоминания о том, что еще в 12 веке арабский алхимик Альхильд Бехиль впервые получил фосфор. Но все же годом открытия считается 1669. Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд (1669г.), разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках «философского» камня, проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого осадка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает «светоносец». Способ получения фосфора держался в секрете. В результате развернувшейся «фосфорной лихорадки» Бранд продает секрет дрезденскому алхимику Крафту, который изготовив большое количество фосфора, отправился по Европе, где демонстрируя его свойства перед богатыми, извлекал большую выгоду. Выведав у Крафта секрет получения фосфора, английский химик Роберт Бойль начал изучать свойства элемента». 

Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

делать выводы и умозаключения

Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез

Коммуникативные УУД:

определение цели

Регулятивные УУД:

прогнозирование


III. Изучение нового материала

(10 мин)

Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению 






Составляют кластер, работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления, знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде.


Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора,

составляет кластер. Для этого центре доски записывает слово «фосфор», отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяются пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить и формулируется цель и задачи урока.

Организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение.


Работа в группах:

1 группа: составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают атомы азота и фосфора; уточняют нахождение фосфора в природе.

2 группа: зачитывают отрывок из романа А. Конан Дойля «Собака Баскервилей», знакомятся с аллотропными видоизменениями фосфора, используя учебник, ЭОР.

3 группа:

знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР.

4 группа:

определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде.


давать определения изученных понятий;

делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;



Познавательные УУД:

поиск и выделение информации.

анализ с целью выделения признаков,

установление причинно-следственных связей



Интегративные УУД: связь с биологией, литературой.

IV. Проверка правильности усвоения нового материала (10 мин.)


Представители каждой группы отчитываются о проделанной работе. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради аллотропные видоизменения фосфора, их свойства.



















Биологическая роль фосфора. Круговорот и применение

Предлагает отчитаться о проделанной работе. Дополняет, если это необходимо, учащихся. Уточняет тип кристаллической решетки белого фосфора (молекулярная), красного и черного (атомная). Спрашивает: «Прав ли был А. Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей?». Уточняет физиологическое действие белого фосфора: « Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.

Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги».

Предлагается на основе текста учебника и дополнительного материала отвтить на вопросы


Защита выданных заданий.





































Ответы на вопросы


давать определения изученных понятий;

делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников











Устаеавливать межпредметные

связи

Личностные УУД: самоопределение

Познавательные УУД: общеучебные, логические универсальные действия

Регулятивные УУД:

Прогнозирование, коррекция


V. Закрепление нового материала (10 мин)

Цель: осознание и осмысление учебного материала, умение на практике использовать полученные знания




выполняют итоговый тест

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Индивидуальная работа

На практике применять полученные знания








Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания


VI. Домашнее задание (2 мин.)

Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник

Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание.


1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4.Индивидуальные творческие задания.

Подготовить сообщения:

1) об истории спичек;

2) о биологической роли фосфора и его соединений;

3) легенды и суеверия, связанные с фосфором и его соединениями;

4) составить синквейн о фосфоре.


Делают выбор уровня и вида Д/З.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

VII. Подведение итогов (2 мин.)


Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок).



Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин)

Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке. Благодарит за урок.


Оценивают свою работу на уроке по схеме:

  • Я узнал сегодня….

  • Я понял сегодня…

  • Я удивился, что…

  • Мне понравилось…

  • Я задумался о…





Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор























Приложение



Вариант №1

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,3; б) 2,5; в) 2,8,5; г) 2,8,8,5.

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

а) +1; б) +2; в) +3; г) +5.

3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

а) R2O; б) RO; в) R2 O3; г) R2O5.

4. Формула летучего водородного соединения фосфора:

а) RH3; б) RH4; в) H2R; г) HR.

5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: фосфора или серы?

а) фосфора; б) серы.

6. Порошок красно – бурого цвета, не ядовит. Без запаха. Не растворяется в воде и сероуглероде. Не светится.

а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор.

7. При горении фосфора образуется:

а) оксид фосфора (III); б) оксид фосфора (V);

в) фосфин; г) фосфорная кислота

8. В организме человека больше всего фосфора содержится:

а) в мышцах; б) в головном мозге; в) в печени; г) крови.

9. Фосфор был открыт в 1669 году:

а) Брандом; б) Шееле; в) Лавуазье.

10. Тип кристаллической решетки красного фосфора:

а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая.



Вариант №2

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,8,2; б) 2,8,5; в) 2,8,1; г) 2,8,8,5.

2. Степень окисления – 3 фосфор проявляет в

а) фосфидах; б) ортофосфатах; в) белом фосфоре; г) красном фосфоре.

3. Бесцветное и очень ядовитое вещество, с чесночным запахом. Получается конденсацией паров фосфора. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте.

а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор.

4. Заряд ядра атома фосфора:

а) +15 б) +31 в) +16 г) +32

5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: азота или фосфора?

а) фосфора; б) азота.

6. Тип кристаллической решетки белого фосфора:

а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая.

7. При горении фосфора образуется:

а) фосфин; б) оксид фосфора (III);

в) оксид фосфора (V); г) ортофосфорная кислота

8. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кремния или фосфора?

а) кремния; б) фосфора.

9. Фосфор является окислителем, реагируя:

а) с кислородом; б) с кальцием; в) с хлором.

10. Оксид фосфор (V) является:

а) амфотерным; б) основным; в) кислотным.

Вариант №1

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,3; б) 2,5; в) 2,8,5; г) 2,8,8,5.

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

а) +1; б) +2; в) +3; г) +5.

3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

а) R2O; б) RO; в) R2 O3; г) R2O5.

4. Формула летучего водородного соединения фосфора:

а) RH3; б) RH4; в) H2R; г) HR.

5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: фосфора или серы?

а) фосфора; б) серы.

6. Порошок красно – бурого цвета, не ядовит. Без запаха. Не растворяется в воде и сероуглероде. Не светится.

а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор.

7. При горении фосфора образуется:

а) оксид фосфора (III); б) оксид фосфора (V);

в) фосфин; г) фосфорная кислота

8. В организме человека больше всего фосфора содержится:

а) в мышцах; б) в головном мозге; в) в печени; г) крови.

9. Фосфор был открыт в 1669 году:

а) Брандом; б) Шееле; в) Лавуазье.

10. Тип кристаллической решетки красного фосфора:

а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая.



Вариант №2

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,8,2; б) 2,8,5; в) 2,8,1; г) 2,8,8,5.

2. Степень окисления – 3 фосфор проявляет в

а) фосфидах; б) ортофосфатах; в) белом фосфоре; г) красном фосфоре.

3. Бесцветное и очень ядовитое вещество, с чесночным запахом. Получается конденсацией паров фосфора. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте.

а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор.

4. Заряд ядра атома фосфора:

а) +15 б) +31 в) +16 г) +32

5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: азота или фосфора?

а) фосфора; б) азота.

6. Тип кристаллической решетки белого фосфора:

а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая.

7. При горении фосфора образуется:

а) фосфин; б) оксид фосфора (III);

в) оксид фосфора (V); г) ортофосфорная кислота

8. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кремния или фосфора?

а) кремния; б) фосфора.

9. Фосфор является окислителем, реагируя:

а) с кислородом; б) с кальцием; в) с хлором.

10. Оксид фосфор (V) является:

а) амфотерным; б) основным; в) кислотным.

Карточки заданий для самостоятельной работы

Вариант №1



1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,3;
б) 2,5;
в) 2,8,5;
г) 2,8,8,5.

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

а) +1;
б) +2;
в) +3;
г) +5.

3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

а) R2O;
б) RO;
в) R2 O3;
г) R2O5.

4. Формула летучего водородного соединения фосфора:

а) RH3;
б) RH4;
в) H2R;
г) HR.

5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: фосфора или серы?

а) фосфора;

б) серы.

6. Порошок красно – бурого цвета, не ядовит. Без запаха. Не растворяется в воде и сероуглероде. Не светится.

а) Белый фосфор;

б) Красный фосфор;

в) Чёрный фосфор.

7. При горении фосфора образуется:

а) оксид фосфора (III);

б) оксид фосфора (V);

в) фосфин;

г) ортофосфорная кислота.

8. В организме человека больше всего фосфора содержится:

а) в мышцах;

б) в головном мозге;

в) в печени;

г) крови.

9. Фосфор был открыт в 1669 году:

а) Брандом;

б) Шееле;

в) Лавуазье.

10. Тип кристаллической решетки красного фосфора:

а) атомная;

б) молекулярная;

в) ионная;

г) металлическая.





Вариант №2



1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,8,2;
б) 2,8,5;
в) 2,8,1;
г) 2,8,8,5.

2. Степень окисления – 3 фосфор проявляет в

а) фосфидах;
б) ортофосфатах;
в) белом фосфоре;

г) красном фосфоре.

3. Бесцветное и очень ядовитое вещество, с чесночным запахом. Получается конденсацией паров фосфора. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте.

а) Белый фосфор;

б) Красный фосфор;

в) Чёрный фосфор.

4. Заряд ядра атома фосфора:

а) +15
б) +31
в) +16
г) +32

5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: азота или фосфора?

а) фосфора;

б) азота.

6. Тип кристаллической решетки белого фосфора:

а) атомная;

б) молекулярная;

в) ионная;

г) металлическая.

7. При горении фосфора образуется:

а) фосфин;

б) оксид фосфора (III);

в) оксид фосфора (V);

г) ортофосфорная кислота.

8. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кремния или фосфора?

а) кремния;

б) фосфора.

9. Фосфор является окислителем, реагируя:

а) с кислородом;

б) с кальцием;

в) с хлором.

10. Оксид фосфор (V) является:

а) амфотерным;

б) основным;

в) кислотным.





  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап




2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся




3. Актуализация знаний.




4.Первичное усвоение новых знаний.




5. Первичная проверка понимания




6. Первичное закрепление




7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




8. Рефлексия (подведение итогов занятия)








  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап




2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся




3. Актуализация знаний.




4.Первичное усвоение новых знаний.




5. Первичная проверка понимания




6. Первичное закрепление




7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




8. Рефлексия (подведение итогов занятия)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!