Технологическая карта урока
Дата:___19.02.2021__________________________________________________________________________________________
Класс:__9а_________________________________________________________________________________________________
Предмет: ____Химия___________________________________________________________________________________
Учитель: _Мелещенко Надежда Григорьевна, Казачишина Ирина Ивановна. _
Тема: ___Фосфор и его роль в живой природе
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный, использование компьютерных технологий
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", индивидуальные карточки – задания, карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, реактивы (фосфат калия, фосфат натрия, вода , азотнокислое серебро, ), пробирки
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Цели:
Образовательные:
Актуализировать знания о фосфоре как химическом элементе, аллотропии.
Сформировать знания о строении и свойствах аллотропных видоизменений фосфора и его соединений.
Раскрыть роль фосфора в живой природе и механизм его круговорота.
Развивающая:
Устанавливать причинно-следственные связи между положением в ПСХЭ и строением атома, строением атома и формами простых и сложных веществ, между строением, свойствами и применением.
Развивать логическое мышление и память учащихся;
совершенствовать умения доказывать, сравнивать анализировать.
Формирование целостности природных явлений на основе межпредметных связей.
Воспитательная:
повышение интереса к предмету;
воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
воспитание важности и необходимости знаний в сбережении здоровья и экологической культуры.
воспитание культуры поведения при фронтальной и групповой работе.
Планируемые результаты:
Предметные
Знание строения, физических и химических свойств фосфора, способов его получения, биологическое значения, применения.
Умение характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, определять его возможные степени окисления, формы соединений и их свойства.
Умение составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.
Личностные
Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения
Метапредметные :
Умение использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели,
поиск и выделение информации,
анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные УУД:
мотивация учения,
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", индивидуальные карточки – задания, карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, реактивы (фосфат калия, фосфат натрия, вода , азотнокислое серебро, ), пробирки
Технологическая карта изучения темы
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. отвечают на вопросы. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой. | | | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: смыслообразование |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества | Высказывают свои предположения о теме урока, отгадывая загадку: «Познакомьтесь все со мной! Я свечусь во тьме ночной. Разным быть могу на вид: Белый – очень ядовит. Если я по цвету красный – то, друзья, - я безопасный». Учащиеся формулируют тему и цель урока. | Предлагает определить тему урока по загадке, озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися. Рассказывает об истории открытия фосфора: «Фосфор открывали несколько раз. И всякий раз из … мочи. Есть упоминания о том, что еще в 12 веке арабский алхимик Альхильд Бехиль впервые получил фосфор. Но все же годом открытия считается 1669. Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд (1669г.), разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках «философского» камня, проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого осадка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает «светоносец». Способ получения фосфора держался в секрете. В результате развернувшейся «фосфорной лихорадки» Бранд продает секрет дрезденскому алхимику Крафту, который изготовив большое количество фосфора, отправился по Европе, где демонстрируя его свойства перед богатыми, извлекал большую выгоду. Выведав у Крафта секрет получения фосфора, английский химик Роберт Бойль начал изучать свойства элемента». | Отвечают на вопрос, формулируют цель урока | делать выводы и умозаключения | Познавательные УУД: логические: анализ, синтез Коммуникативные УУД: определение цели Регулятивные УУД: прогнозирование |
III. Изучение нового материала (10 мин) Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению | Составляют кластер, работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления, знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде. | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, составляет кластер. Для этого центре доски записывает слово «фосфор», отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяются пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить и формулируется цель и задачи урока. Организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение. | Работа в группах: 1 группа: составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают атомы азота и фосфора; уточняют нахождение фосфора в природе. 2 группа: зачитывают отрывок из романа А. Конан Дойля «Собака Баскервилей», знакомятся с аллотропными видоизменениями фосфора, используя учебник, ЭОР. 3 группа: знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР. 4 группа: определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде. | давать определения изученных понятий; делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Познавательные УУД: поиск и выделение информации. анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Интегративные УУД: связь с биологией, литературой. |
IV. Проверка правильности усвоения нового материала (10 мин.) | Представители каждой группы отчитываются о проделанной работе. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради аллотропные видоизменения фосфора, их свойства. Биологическая роль фосфора. Круговорот и применение | Предлагает отчитаться о проделанной работе. Дополняет, если это необходимо, учащихся. Уточняет тип кристаллической решетки белого фосфора (молекулярная), красного и черного (атомная). Спрашивает: «Прав ли был А. Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей?». Уточняет физиологическое действие белого фосфора: « Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей. Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги». Предлагается на основе текста учебника и дополнительного материала отвтить на вопросы | Защита выданных заданий. Ответы на вопросы | давать определения изученных понятий; делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников Устаеавливать межпредметные связи | Личностные УУД: самоопределение Познавательные УУД: общеучебные, логические универсальные действия Регулятивные УУД: Прогнозирование, коррекция |
V. Закрепление нового материала (10 мин) Цель: осознание и осмысление учебного материала, умение на практике использовать полученные знания | выполняют итоговый тест | Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний | Индивидуальная работа | На практике применять полученные знания | Познавательные УУД: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания |
VI. Домашнее задание (2 мин.) | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | 1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”. 2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод. 3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора. 4.Индивидуальные творческие задания. Подготовить сообщения: 1) об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений; 3) легенды и суеверия, связанные с фосфором и его соединениями; 4) составить синквейн о фосфоре. | Делают выбор уровня и вида Д/З. | Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения) |
VII. Подведение итогов (2 мин.) | | Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок). | | | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин) Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность | Оценивают свою деятельность на уроке | Создает условия для оценки деятельности на уроке. Благодарит за урок. | Оценивают свою работу на уроке по схеме: Я узнал сегодня…. Я понял сегодня… Я удивился, что… Мне понравилось… Я задумался о… | | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
Приложение
Вариант №1 1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора: а) 2,8,3; б) 2,5; в) 2,8,5; г) 2,8,8,5. 2. Высшая степень окисления фосфора равна: а) +1; б) +2; в) +3; г) +5. 3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора: а) R2O; б) RO; в) R2 O3; г) R2O5. 4. Формула летучего водородного соединения фосфора: а) RH3; б) RH4; в) H2R; г) HR. 5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: фосфора или серы? а) фосфора; б) серы. 6. Порошок красно – бурого цвета, не ядовит. Без запаха. Не растворяется в воде и сероуглероде. Не светится. а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор. 7. При горении фосфора образуется: а) оксид фосфора (III); б) оксид фосфора (V); в) фосфин; г) фосфорная кислота 8. В организме человека больше всего фосфора содержится: а) в мышцах; б) в головном мозге; в) в печени; г) крови. 9. Фосфор был открыт в 1669 году: а) Брандом; б) Шееле; в) Лавуазье. 10. Тип кристаллической решетки красного фосфора: а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая. | Вариант №2 1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора: а) 2,8,8,2; б) 2,8,5; в) 2,8,1; г) 2,8,8,5. 2. Степень окисления – 3 фосфор проявляет в а) фосфидах; б) ортофосфатах; в) белом фосфоре; г) красном фосфоре. 3. Бесцветное и очень ядовитое вещество, с чесночным запахом. Получается конденсацией паров фосфора. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор. 4. Заряд ядра атома фосфора: а) +15 б) +31 в) +16 г) +32 5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: азота или фосфора? а) фосфора; б) азота. 6. Тип кристаллической решетки белого фосфора: а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая. 7. При горении фосфора образуется: а) фосфин; б) оксид фосфора (III); в) оксид фосфора (V); г) ортофосфорная кислота 8. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кремния или фосфора? а) кремния; б) фосфора. 9. Фосфор является окислителем, реагируя: а) с кислородом; б) с кальцием; в) с хлором. 10. Оксид фосфор (V) является: а) амфотерным; б) основным; в) кислотным. |
Вариант №1 1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора: а) 2,8,3; б) 2,5; в) 2,8,5; г) 2,8,8,5. 2. Высшая степень окисления фосфора равна: а) +1; б) +2; в) +3; г) +5. 3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора: а) R2O; б) RO; в) R2 O3; г) R2O5. 4. Формула летучего водородного соединения фосфора: а) RH3; б) RH4; в) H2R; г) HR. 5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: фосфора или серы? а) фосфора; б) серы. 6. Порошок красно – бурого цвета, не ядовит. Без запаха. Не растворяется в воде и сероуглероде. Не светится. а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор. 7. При горении фосфора образуется: а) оксид фосфора (III); б) оксид фосфора (V); в) фосфин; г) фосфорная кислота 8. В организме человека больше всего фосфора содержится: а) в мышцах; б) в головном мозге; в) в печени; г) крови. 9. Фосфор был открыт в 1669 году: а) Брандом; б) Шееле; в) Лавуазье. 10. Тип кристаллической решетки красного фосфора: а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая. | Вариант №2 1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора: а) 2,8,8,2; б) 2,8,5; в) 2,8,1; г) 2,8,8,5. 2. Степень окисления – 3 фосфор проявляет в а) фосфидах; б) ортофосфатах; в) белом фосфоре; г) красном фосфоре. 3. Бесцветное и очень ядовитое вещество, с чесночным запахом. Получается конденсацией паров фосфора. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. а) Белый фосфор; б) Красный фосфор; в) Чёрный фосфор. 4. Заряд ядра атома фосфора: а) +15 б) +31 в) +16 г) +32 5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: азота или фосфора? а) фосфора; б) азота. 6. Тип кристаллической решетки белого фосфора: а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая. 7. При горении фосфора образуется: а) фосфин; б) оксид фосфора (III); в) оксид фосфора (V); г) ортофосфорная кислота 8. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кремния или фосфора? а) кремния; б) фосфора. 9. Фосфор является окислителем, реагируя: а) с кислородом; б) с кальцием; в) с хлором. 10. Оксид фосфор (V) является: а) амфотерным; б) основным; в) кислотным. |
Карточки заданий для самостоятельной работы
Вариант №1
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:
а) 2,8,3;
б) 2,5;
в) 2,8,5;
г) 2,8,8,5.
2. Высшая степень окисления фосфора равна:
а) +1;
б) +2;
в) +3;
г) +5.
3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:
а) R2O;
б) RO;
в) R2 O3;
г) R2O5.
4. Формула летучего водородного соединения фосфора:
а) RH3;
б) RH4;
в) H2R;
г) HR.
5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: фосфора или серы?
а) фосфора;
б) серы.
6. Порошок красно – бурого цвета, не ядовит. Без запаха. Не растворяется в воде и сероуглероде. Не светится.
а) Белый фосфор;
б) Красный фосфор;
в) Чёрный фосфор.
7. При горении фосфора образуется:
а) оксид фосфора (III);
б) оксид фосфора (V);
в) фосфин;
г) ортофосфорная кислота.
8. В организме человека больше всего фосфора содержится:
а) в мышцах;
б) в головном мозге;
в) в печени;
г) крови.
9. Фосфор был открыт в 1669 году:
а) Брандом;
б) Шееле;
в) Лавуазье.
10. Тип кристаллической решетки красного фосфора:
а) атомная;
б) молекулярная;
в) ионная;
г) металлическая.
Вариант №2
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:
а) 2,8,8,2;
б) 2,8,5;
в) 2,8,1;
г) 2,8,8,5.
2. Степень окисления – 3 фосфор проявляет в
а) фосфидах;
б) ортофосфатах;
в) белом фосфоре;
г) красном фосфоре.
3. Бесцветное и очень ядовитое вещество, с чесночным запахом. Получается конденсацией паров фосфора. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте.
а) Белый фосфор;
б) Красный фосфор;
в) Чёрный фосфор.
4. Заряд ядра атома фосфора:
а) +15
б) +31
в) +16
г) +32
5. У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: азота или фосфора?
а) фосфора;
б) азота.
6. Тип кристаллической решетки белого фосфора:
а) атомная;
б) молекулярная;
в) ионная;
г) металлическая.
7. При горении фосфора образуется:
а) фосфин;
б) оксид фосфора (III);
в) оксид фосфора (V);
г) ортофосфорная кислота.
8. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства: у кремния или фосфора?
а) кремния;
б) фосфора.
9. Фосфор является окислителем, реагируя:
а) с кислородом;
б) с кальцием;
в) с хлором.
10. Оксид фосфор (V) является:
а) амфотерным;
б) основным;
в) кислотным.
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | | | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | | | |
3. Актуализация знаний. | | | |
4.Первичное усвоение новых знаний. | | | |
5. Первичная проверка понимания | | | |
6. Первичное закрепление | | | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | | | |
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | | | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | | | |
3. Актуализация знаний. | | | |
4.Первичное усвоение новых знаний. | | | |
5. Первичная проверка понимания | | | |
6. Первичное закрепление | | | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | | | |