СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип 1 № 12133 

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2. Тип 2 № 35143 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  пижма обыкновенная

Б)  риккетсия Провачека

В)  рядовка скученная

Г)  планария белая

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35155 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Редька

2)  семейство Крестоцветные

3)  класс Двудольные

4)  вид Редька дикая

5)  отдел Покрытосеменные

4. Тип 4 № 12238 

Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у  — запас глюкозы (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.

2)  Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.

3)  При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.

4)  На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.

5)  Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.

5. Тип 5 № 859 

Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительные нервные окончания

3)  чувствительный путь

4)  участок ЦНС

5)  исполнительный путь

6. Тип 6 № 8399 

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

 

1)  его осуществляют квалифицированные учёные

2)  в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)  он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)  он более продолжителен по времени проведения

7. Тип 7 № 2379 

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

8. Тип 8 № 1915 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

 

Объект Процесс
нервная клетка передача возбуждения
мышечная клетка ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

9. Тип 9 № 1145 

Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дыхание атмосферным кислородом

2)  преобразование конечностей в ласты

3)  наличие диафрагмы

4)  толстый слой подкожного жира

5)  обтекаемая форма тела

6)  выкармливание детёнышей молоком

10. Тип 10 № 1985 

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 858 

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

 

A)  глазное яблоко удлинённой формы

Б)  чёткое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удалённые предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

 

 

 

ЗАБОЛЕВАНИЕ

 

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 984 

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 925 

Рассмотрите фотографии собаки породы афганская борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35175 

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15. Тип 15 № 48 

Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворённое вещество

4)  звук

16. Тип 16 № 35322 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «строение головного мозга». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Строение головного мозга

 

 

1)  лобная доля

2)  мозжечок

3)  спинной мозг

4)  затылочная доля

5)  теменная доля

6)  височная доля

17. Тип 17 № 1561 

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

18. Тип 18 № 16412 

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает:

к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

 

А)  работа сердца

Б)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

В)  сокращение скелетной мускулатуры

Г)  восприятие внешних раздражений

Д)  работа пищеварительной системы

 

 

 

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

1)  соматический

2)  вегетативный

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35257 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.

 

1)  продуцент

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  одомашненный вид

6)  паразит

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35207 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35267 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность сов Численность растительности

 

22. Тип 22 № 12245 

Рассмотрите рентгенограмму с изображением кисти человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили лёд? Назовите одну из причин.

23. Тип 23 № 20959 

Учёные изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель  — пищу  — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй  — звуковой сигнал  — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.

Какой физиологический процесс изучали учёные? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?

24. Тип 24 № 735 

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2)  Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3)  В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

 

 

ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

25. Тип 25 № 2322 

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

 

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

 

Группы профессий Средние затраты энергии в сутки (в кДж)
1 Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги) До 12 600
2 Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики) От 12 600 до 14 700
3 Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие) От 14 700 до 16 800
4 Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы) От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

26. Тип 26 № 12962 

Пятнадцатилетний Николай вместе со своими родителями утром посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 60 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака Николая с учётом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в жирах?

3)  В каком отделе пищеварительной системы происходит основное всасывание питательных веществ?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 2

 

Калорийности при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 13»

 Тип 1 № 12133 

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2. Тип 2 № 35143 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  пижма обыкновенная

Б)  риккетсия Провачека

В)  рядовка скученная

Г)  планария белая

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35155 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Редька

2)  семейство Крестоцветные

3)  класс Двудольные

4)  вид Редька дикая

5)  отдел Покрытосеменные

4. Тип 4 № 12238 

Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у  — запас глюкозы (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.

2)  Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.

3)  При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.

4)  На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.

5)  Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.

5. Тип 5 № 859 

Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительные нервные окончания

3)  чувствительный путь

4)  участок ЦНС

5)  исполнительный путь

6. Тип 6 № 8399 

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

 

1)  его осуществляют квалифицированные учёные

2)  в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)  он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)  он более продолжителен по времени проведения

7. Тип 7 № 2379 

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

8. Тип 8 № 1915 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

Объект

Процесс

нервная клетка

передача возбуждения

мышечная клетка

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

9. Тип 9 № 1145 

Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дыхание атмосферным кислородом

2)  преобразование конечностей в ласты

3)  наличие диафрагмы

4)  толстый слой подкожного жира

5)  обтекаемая форма тела

6)  выкармливание детёнышей молоком

10. Тип 10 № 1985 

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 858 

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

A)  глазное яблоко удлинённой формы

Б)  чёткое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удалённые предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

ЗАБОЛЕВАНИЕ

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 984 

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 925 

Рассмотрите фотографии собаки породы афганская борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35175 

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15. Тип 15 № 48 

Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворённое вещество

4)  звук

16. Тип 16 № 35322 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «строение головного мозга». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Строение головного мозга

 

1)  лобная доля

2)  мозжечок

3)  спинной мозг

4)  затылочная доля

5)  теменная доля

6)  височная доля

17. Тип 17 № 1561 

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

18. Тип 18 № 16412 

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает:

к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

А)  работа сердца

Б)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

В)  сокращение скелетной мускулатуры

Г)  восприятие внешних раздражений

Д)  работа пищеварительной системы

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1)  соматический

2)  вегетативный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35257 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.

 

1)  продуцент

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  одомашненный вид

6)  паразит



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35207 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35267 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность сов

Численность растительности



22. Тип 22 № 12245 

Рассмотрите рентгенограмму с изображением кисти человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили лёд? Назовите одну из причин.

23. Тип 23 № 20959 

Учёные изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель  — пищу  — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй  — звуковой сигнал  — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.

Какой физиологический процесс изучали учёные? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?

24. Тип 24 № 735 

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2)  Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3)  В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?



ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

25. Тип 25 № 2322 

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

Группы профессий

Средние затраты энергии в сутки (в кДж)

1

Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги)

До 12 600

2

Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики)

От 12 600 до 14 700

3

Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие)

От 14 700 до 16 800

4

Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы)

От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

26. Тип 26 № 12962 

Пятнадцатилетний Николай вместе со своими родителями утром посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 60 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака Николая с учётом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в жирах?

3)  В каком отделе пищеварительной системы происходит основное всасывание питательных веществ?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 2

Калорийности при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!