ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«ФОТОЭФФЕКТ»
-
Цель урока: формирование знаний о квантовой природе света на примере явления - фотоэффект.
-
Задачи:
- обучающие: формировать у учащихся понятие о явлении фотоэффекта, познакомить с опытами по наблюдению фотоэффекта, его законов.
- воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся.
-развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: изложение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Структура и ход урока
Конспект урока:
Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним Ф.И.Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушен лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык.
-
Актуализация знаний
Телевидение ( передача движений , звук в кино )
Контроль размеров изделий
Автоматическое включение и выключение маяков и уличного освещения
Автоматизация станков на заводах
«Видящие» автоматы метро
Солнечные батареи
Как все эти понятия связаны ?
ФОТОЭЛЕМЕНТЫ , а значит ФОТОЭФФЕКТ ……
Устная работа и решение задач
2.Введение нового материала
В 1865 году Максвелл показал теоретически, что свет представляет собой электромагнитные волны порядка 400-800 нм. Теория Максвелла, подтвержденная опытами Генриха Герца, связывает оптические, электрические и магнитные свойства вещества. Однако по мере развития физики стали накапливаться и такие факты, которые не согласовывались не с классической теорией излучения, ни с волновыми представлениями о природе света. Одно из таких явлений, фотоэффект, был открыто Генрихом Герцем. Фотоэффект - явление вырывания электронов из металла под действием света. В России исследованием этого явления занимался Столетов.
А теперь давайте выясним на опытах в чем суть этого явления. (Просматриваются видеоролики).
Выводы.
-
Тело теряет заряд только в том случае, если оно заряжено отрицательно.
-
Причиной ухода зарядов в цинковой пластине является свет, причём под действием квантов света выбиваются только электроны.
-
Интенсивность выбивания электронов зависит от рода металла.
3. Выполнение заданий учащимися
А сейчас нам предстоит узнать, от чего зависит число вырванных светом с поверхности вещества фотоэлектронов, какова зависимость количества электронов от интенсивности световой волны.
Я предлагаю провести компьютерный эксперимент и ответить на вопросы после его просмотра:
-
Как двигаются фотоэлектроны.
-
От чего зависит величина фототока.
-
Какие лучи вызывают фотоэффект.
-
От чего зависит кинетическая энергия фотоэлектронов.
-
Что называется красной границей фотоэффекта.
В результате фотоэффекта возникает ток, который называется фототоком. Фототок – движение вырванных светом из катода электронов.
Силу фототока измеряют миллиампером или гальванометром; напряжение между электродами измеряется вольтметром.
С помощью такой установки можно измерить число ежесекундно вырванных светом электронов, а так же максимальную кинетическую энергию вырванных электронов.
Исследуя зависимость фототока от приложенного напряжения, А.Г. Столетов установил, что он не подчиняется закону Ома. Из графика видно, что фототок сначала растёт, а затем при сравнительно не большом напряжении перестаёт расти.
Максимальное значение фототока называют фототоком насыщения.
Если изменить полярность источника напряжения, то сила тока уменьшится и при не котором задерживающем напряжении она станет равной нулю. В этом случае электрический ток тормозит фотоэлектроны до полной остановки, а затем возвращает их на катод.
Фотоэлектрон – электрон, вырванный светом из вещества.
И еще одно очень важное замечание, на которое я хочу обратить ваше внимание.
Если электроны, вырванные светом, покидают вещество, то такой фотоэффект называют внешним.
Выводы
Законы фотоэффекта
1. Фототок насыщения прямо пропорционален интенсивности света , падающего на катод
2. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов прямо пропорциональна
частоте света и не зависит от его интенсивности
3. Для каждого вещества существует минимальная частота света, называемая красной границей фотоэффекта, ниже которой фотоэффект невозможен.
Объяснение законов фотоэффекта дал в 1905 году Альберт Эйнштейн на основе гипотезы Планка.
1905 г. Эйнштейн – объяснил законы фотоэффекта
Исходя из закона сохранения и превращения энергии, Эйнштейн математически записал уравнение для энергетического баланса при внешнем фотоэффекте:
– энергия фотона, которая идет на работу выхода А электрона из металла и сообщение ему кинетической энергии.
Работа выхода – минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества.
За уравнение для фотоэффекта в 1921 году Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия.
Квантовая теория дает следующие объяснения законам фотоэффекта.
При увеличении интенсивности монохроматического излучения растет число поглощенных металлом квантов, а следовательно и число вылетающих из него электронов, поэтому фототок прямо пропорционален интенсивности излучения (1 закон).
Из уравнения Эйнштейна видно, что кинетическая энергия вылетающих электронов зависит только от рода металла, состояния его поверхности и частоты (или длины волны) излучения, то есть величины энергии квантов и не зависит от интенсивности излучения (2 закон). Если величина энергии квантов меньше работы выхода, то при любой интенсивности излучения электроны вылетать не будут (3 закон).
К
расной границей фотоэффекта называют минимальную частоту света, ниже которой фотоэффект не наблюдается:
Эта граница для разных веществ различна, так как работа выхода зависит от рода вещества. При этом кинетическая энергия электронов равна нулю.
А теперь вы выступите в роли А.Г.Столетова и самостоятельно исследуете законы фотоэффекта, использую компьютерную модель.
4. Первичный контроль знаний учащихся
Сопоставить тексты столбцов:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ |
1 | Фототок | 7 | Электрон, вырванный светом из катода |
2 | Фотоэлектрон | 8 | Максимальное значение фототока |
3 | Фототок насыщения | 9 | Минимальная частота света, ниже которой фотоэффект не наблюдается |
4 | Задерживающее напряжение | 10 | Движение вырванных светом из катода электронов |
5 | Красная граница фотоэффекта | 11 | Минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества |
6 | Работа выхода | 12 | Напряжение, при котором величина фототока равна нулю |
5. Решение задач
А) Электрон выходит из цезия с кинетической энергией 3,2·10-19 Дж. Какова максимальная длина волны света, вызывающего фотоэффект, если работа выхода равна 2,88·10-19 Дж?
Б ) Какова кинетическая энергия и скорость фотоэлектрона, вылетевшего из натрия при облучении его ультрафиолетовым светом с длиной волны 200 нм?
Работа выхода электрона из натрия 4·10-19 Дж.
В ) Какое запирающее напряжение надо подать на вакуумный фотоэлемент, чтобы электроны, вырванные ультрафиолетовым светом с длиной волны 100 нм из вольфрамового катода, не могли создать ток в цепи? Работа выхода вольфрама равна
7,2 ·10-19 Дж
6. Итог урока.
Вопросы: Что узнали?
Какую оценку можете себе поставить.
-
. Домашнее задание:
А ) §87, 88, стр 270 упражнение 12 № 3 или № 4 .