СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фотография - искусство светописи

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках ИЗО по программе Б.М.Неменского. Тема: "Грамота фотокомпозиции и съемки"

Просмотр содержимого документа
«Фотография - искусство светописи»

ФОТОГРАФИЯ –  ИСКУССТВО  СВЕТОПИСИ 8 КЛАСС «В игре света и теней фотоснимок передает нам ощущение реальности натуры и дыхания жизни».

ФОТОГРАФИЯ – ИСКУССТВО СВЕТОПИСИ

8 КЛАСС

«В игре света и теней фотоснимок передает нам ощущение реальности натуры и дыхания жизни».

В.Поленов. У постели больной. Фрагмент Рембрант. Портрет Саскии. Фрагмент Во все времена художников интересовала магия света.  На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. 

В.Поленов. У постели больной. Фрагмент

Рембрант.

Портрет Саскии. Фрагмент

Во все времена художников интересовала магия света. На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. 

В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством. К.Коровин. Цветы и фрукты

В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством.

К.Коровин. Цветы и фрукты

Слово «фотография» буквально означает «светопись» , то есть рисование светом.   Фотография возникает в результате воздействия света на чувствительную поверхность (пленку или ее цифровой аналог – матрицу).   Благодаря способности предметов отражать и поглощать свет , мы можем получать их изображения на фотобумаге.

Слово «фотография» буквально означает «светопись» , то есть рисование светом. Фотография возникает в результате воздействия света на чувствительную поверхность (пленку или ее цифровой аналог – матрицу). Благодаря способности предметов отражать и поглощать свет , мы можем получать их изображения на фотобумаге.

Светотеневое соотношение плоскостей и линий снимка передает форму, объем, размер и расположение объектов.   Предметы на изображении характеризуются степенью яркости , которая зависит от того, насколько освещен предмет при съемке , и именно разница яркостей предметов влияет на различимость деталей изображения, их объемов и контуров.

Светотеневое соотношение плоскостей и линий снимка передает форму, объем, размер и расположение объектов. Предметы на изображении характеризуются степенью яркости , которая зависит от того, насколько освещен предмет при съемке , и именно разница яркостей предметов влияет на различимость деталей изображения, их объемов и контуров.

От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке.  Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого.   Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость.

От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке. Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого. Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость.

Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление.   Фактура  - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)   Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.

Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Фактура  - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.) Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.

Под светом в фотографии понимают не только свет как источник освещения, светом в фотографии называют также наиболее светлые участки снимка.   Наиболее темные, слабоосвещенные или неосвещенные участки поверхности называют тенями , а места, малодоступные для освещения, появляющиеся, когда объект освещен несколькими источниками света, – полутенями .

Под светом в фотографии понимают не только свет как источник освещения, светом в фотографии называют также наиболее светлые участки снимка. Наиболее темные, слабоосвещенные или неосвещенные участки поверхности называют тенями , а места, малодоступные для освещения, появляющиеся, когда объект освещен несколькими источниками света, – полутенями .

Существуют еще такие элементы светотеневого рисунка, как рефлекс и блик.   Рефлексом называется свет, отразившийся от рядом стоящего предмета.   Блик может отразиться от любого предмета, так как всё, что нас окружает, обладает отражающей способностью в той или иной степени.  Отблеск от предмета с хорошо отражающей поверхностью, например зеркала, называется бликом.   Постарайтесь найти эти составляющие светотени на фотоснимке .

Существуют еще такие элементы светотеневого рисунка, как рефлекс и блик. Рефлексом называется свет, отразившийся от рядом стоящего предмета. Блик может отразиться от любого предмета, так как всё, что нас окружает, обладает отражающей способностью в той или иной степени. Отблеск от предмета с хорошо отражающей поверхностью, например зеркала, называется бликом. Постарайтесь найти эти составляющие светотени на фотоснимке .

Кроме того, что свет является главной созидающей силой фотографии, «рисуя» светом и тенью изображение, свет имеет сложный спектральный состав и влияет на передачу цвета на снимке.   Цвет света характеризуется такими параметрами, как цветовой тон , есть оттенок цвета (желтый, синий и т.д.), и насыщенность цвета – интенсивность цветового тона.

Кроме того, что свет является главной созидающей силой фотографии, «рисуя» светом и тенью изображение, свет имеет сложный спектральный состав и влияет на передачу цвета на снимке. Цвет света характеризуется такими параметрами, как цветовой тон , есть оттенок цвета (желтый, синий и т.д.), и насыщенность цвета интенсивность цветового тона.

От цвета предмета зависит  его отражающая способность , которая также зависит и от характера поверхности, то есть от фактуры предмета.   Зеркальная поверхность обладает наивысшей отражательной способностью, темная и шероховатая – наименьшей.

От цвета предмета зависит его отражающая способность , которая также зависит и от характера поверхности, то есть от фактуры предмета. Зеркальная поверхность обладает наивысшей отражательной способностью, темная и шероховатая – наименьшей.

Нужно сказать еще об одном важном элементе – о контрасте.   Контрастом называют резкие переходы от света к тени или противопоставление противоположных друг другу цветов.   Контраст часто используется как выразительное средство, когда, например, рисунки теней напоминают графическое изображение, а цветовое соотношение особенно притягивает взгляд.

Нужно сказать еще об одном важном элементе – о контрасте. Контрастом называют резкие переходы от света к тени или противопоставление противоположных друг другу цветов. Контраст часто используется как выразительное средство, когда, например, рисунки теней напоминают графическое изображение, а цветовое соотношение особенно притягивает взгляд.

Освещение при съемке – это распределение света в пространстве по интенсивности, направлению и характеру светового потока.   В фотоискусстве выделяют  три вида освещения:   1. Направленное освещение  (иногда его называют прямым)  2. Рассеянное  3. Смешанное   1. Лучи НАПРАВЛЕННОГО СВЕТА (может быть использовано одно или несколько направлений) создают контрастное изображение , переходы светотени при этом очень резкие, а прорисовка деталей за счет наличия полутеней выражена слабо. Источником направленного света является, например, солнце в ясный, безоблачный день, а также рефлектор с зеркальной поверхностью.

Освещение при съемке – это распределение света в пространстве по интенсивности, направлению и характеру светового потока. В фотоискусстве выделяют три вида освещения: 1. Направленное освещение (иногда его называют прямым) 2. Рассеянное 3. Смешанное

1. Лучи НАПРАВЛЕННОГО СВЕТА (может быть использовано одно или несколько направлений) создают контрастное изображение , переходы светотени при этом очень резкие, а прорисовка деталей за счет наличия полутеней выражена слабо. Источником направленного света является, например, солнце в ясный, безоблачный день, а также рефлектор с зеркальной поверхностью.

2. РАССЕЯННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ создается источниками ненаправленного света. Рассеянный свет – это свет с неба через облака, свет через рассеиватели (например, через матовое стекло) или свет, отраженный от поверхности с небольшой отражательной способностью. Изображение характеризуется мягкими светотеневыми переходами. Ярких пятен, таких как блики или рефлексы, нет. На степень интенсивности рассеянного света при съемке на природе или на улице оказывает влияние атмосфера, точнее ее способность пропускать свет при различных погодных условиях. Рассеянное освещение способствует отчетливому делению изображения на света и тени, обеспечивает скрупулезную проработку деталей в тенях, тщательно прорисовывает объемы.    3. Название СМЕШАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ говорит само за себя, это сочетание направленного и рассеянного света. Оно наиболее эффективно для воплощения авторских замыслов.  Так, рассеянным освещением можно добиваться мягкого тона, а прямым светом расставлять акценты, выраженные бликами или рефлексами, подчеркивать тени и выставлять нужный контраст.

2. РАССЕЯННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ создается источниками ненаправленного света. Рассеянный свет – это свет с неба через облака, свет через рассеиватели (например, через матовое стекло) или свет, отраженный от поверхности с небольшой отражательной способностью. Изображение характеризуется мягкими светотеневыми переходами. Ярких пятен, таких как блики или рефлексы, нет. На степень интенсивности рассеянного света при съемке на природе или на улице оказывает влияние атмосфера, точнее ее способность пропускать свет при различных погодных условиях. Рассеянное освещение способствует отчетливому делению изображения на света и тени, обеспечивает скрупулезную проработку деталей в тенях, тщательно прорисовывает объемы. 3. Название СМЕШАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ говорит само за себя, это сочетание направленного и рассеянного света. Оно наиболее эффективно для воплощения авторских замыслов. Так, рассеянным освещением можно добиваться мягкого тона, а прямым светом расставлять акценты, выраженные бликами или рефлексами, подчеркивать тени и выставлять нужный контраст.

Освещение бывает естественным и искусственным . ИСТОЧНИКИ СВЕТА Естественные Искусственные - это природные объекты или явления: солнце, луна, звезды, молния, космические объекты, полярное сияние и т.д. - это пламя свечи или костра, лампы дневного света, экраны монитора, телевизора и т.д.

Освещение бывает естественным и искусственным .

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Естественные

Искусственные

- это природные объекты или явления: солнце, луна, звезды, молния, космические объекты, полярное сияние и т.д.

- это пламя свечи или костра, лампы дневного света, экраны монитора, телевизора и т.д.

Естественное освещение зависит от времени суток, погодных условий, а также дополнительных источников света, попадающих в кадр (фонарей, света витрин). Так, например, утренний свет не дает контраста и выраженных теней, но зато хорошо подчеркивает форму объектов и их расположение, фактуру.   Дневной свет – самый подходящий для фотографирования в естественный условиях, помимо объемов предметов и наилучшей светотеневой передачи хорошо отображает светотеневой рисунок.   Вечерний свет похож на утренний, но добавляет больше контрастов. В ночном свете изображение очень контрастное, однако плохая прорисовка деталей.

Естественное освещение зависит от времени суток, погодных условий, а также дополнительных источников света, попадающих в кадр (фонарей, света витрин). Так, например, утренний свет не дает контраста и выраженных теней, но зато хорошо подчеркивает форму объектов и их расположение, фактуру. Дневной свет – самый подходящий для фотографирования в естественный условиях, помимо объемов предметов и наилучшей светотеневой передачи хорошо отображает светотеневой рисунок. Вечерний свет похож на утренний, но добавляет больше контрастов. В ночном свете изображение очень контрастное, однако плохая прорисовка деталей.

ИСТОЧНИКИ СВЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СВЕТОВОГО ПОТОКА:  ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ получается при свете, исходящем от источников, расположенных со стороны зрителя. Тени и полутона не выражены, поэтому это не самое удачное освещение для передачи объемов. При этом тени от объектов расположены сзади и не видны на изображении. Такое освещение хорошо передает тон самого объекта, а не сложно построенных композиций; его применяют для снимков в одной тональности, где не нужны резкие тени и контрастные переходы.   БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ получается, когда источник света расположен сбоку. При таком свете тени от предметов удлиняются, чередование теней и светов обеспечивает хорошую передачу формы, объема и рельефа рисунка.   КОНТРОВОЙ СВЕТ – свет, источник которого расположен позади объекта съемки. Сам предмет оказывается в тени, но его контуры при этом хорошо очерчены. Это освещение не годится для передачи объема предметов, но хорошо подчеркивает фактуру и разницу яркости темных и светлых участков.

ИСТОЧНИКИ СВЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СВЕТОВОГО ПОТОКА:

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ получается при свете, исходящем от источников, расположенных со стороны зрителя. Тени и полутона не выражены, поэтому это не самое удачное освещение для передачи объемов. При этом тени от объектов расположены сзади и не видны на изображении. Такое освещение хорошо передает тон самого объекта, а не сложно построенных композиций; его применяют для снимков в одной тональности, где не нужны резкие тени и контрастные переходы. БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ получается, когда источник света расположен сбоку. При таком свете тени от предметов удлиняются, чередование теней и светов обеспечивает хорошую передачу формы, объема и рельефа рисунка. КОНТРОВОЙ СВЕТ – свет, источник которого расположен позади объекта съемки. Сам предмет оказывается в тени, но его контуры при этом хорошо очерчены. Это освещение не годится для передачи объема предметов, но хорошо подчеркивает фактуру и разницу яркости темных и светлых участков.

Соотношение всех вышеперечисленных элементов позволяет не только достоверно воспроизводить изображение, но является источником неиссякаемой творческой фантазии.   Комбинируя источники освещения, наблюдая за светом в природе и городе в различное время суток, фотограф может создавать интересные сочетания светотени в изображении.   Свет может быть и мощным художественным средством, он в состоянии менять наши представления о хорошо известных предметах.   Регулируя и выстраивая свет, фотограф может создавать снимки, передающие особенное эстетическое состояние и эмоциональные ощущения.

Соотношение всех вышеперечисленных элементов позволяет не только достоверно воспроизводить изображение, но является источником неиссякаемой творческой фантазии. Комбинируя источники освещения, наблюдая за светом в природе и городе в различное время суток, фотограф может создавать интересные сочетания светотени в изображении. Свет может быть и мощным художественным средством, он в состоянии менять наши представления о хорошо известных предметах. Регулируя и выстраивая свет, фотограф может создавать снимки, передающие особенное эстетическое состояние и эмоциональные ощущения.

Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без  композиции.   Термин «композиция» переводится с латинского, как «сочинение». Композиция в натюрморте – то гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре.

Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без  композиции. 

Термин «композиция» переводится с латинского, как «сочинение». Композиция в натюрморте – то гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре.

Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.

Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.

Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов:   геометрическая,  пространственная,  цветовая.

Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов:

  • геометрическая,
  • пространственная,
  • цветовая.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму. Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Не секрет, что все объекты имеют геометрическую

(или приближенную к геометрической) форму.

Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ  Круг создает чувство уюта и успокаивает.  Квадрат или прямоугольник – возникает ощущение стабильности.  Горизонтальные линии гораздо спокойнее вертикальных.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

  • Круг создает чувство уюта и успокаивает.
  • Квадрат или прямоугольник – возникает ощущение стабильности.
  • Горизонтальные линии гораздо спокойнее вертикальных.
ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Диагонали, восходящие линии – ведущие из левого нижнего угла в правый верхний – выглядят напряженнее нисходящих. Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком. Пересекающиеся (диагональные) линии  – одно из проявлений правила

ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Диагонали, восходящие линии – ведущие из левого нижнего угла в правый верхний – выглядят напряженнее нисходящих.

Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком.

Пересекающиеся (диагональные) линии  – одно из проявлений правила "Золотого сечения" .

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ  Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.

СТАТИКА и ДИНАМИКА в композиции натюрморта  Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).  Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем схему своего будущего натюрморта.

СТАТИКА и ДИНАМИКА

в композиции натюрморта

Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики). Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем схему своего будущего натюрморта.

СТАТИКА Задействован центр, фигуры расположены фронтально и находятся в состоянии покоя. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и фактуре.

СТАТИКА

Задействован центр, фигуры расположены фронтально и находятся в состоянии покоя.

Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и фактуре.

ДИНАМИКА Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.  Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Расположение удачное, из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком одинаково.

ДИНАМИКА

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.

Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.

Расположение удачное, из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком одинаково.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»  Съёмка серии натюрмортов с целью выявления формы и фактуры вещи при помощи выразительной композиции и разных вариантов освещения.   Съёмка одного и того же натюрморта с целью его операторского решения в цвете и чёрно-белом варианте.   Съёмка одного и того же натюрморта с целью его операторского решения при разном освещении.  В работе должен проявиться творческий подход к выбору точки съёмки, ракурса, крупности плана, выявлению композиционного центра, постановке света.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Проектно-съёмочный практикум

«От фотозабавы к фототворчеству»

  • Съёмка серии натюрмортов с целью выявления формы и фактуры вещи при помощи выразительной композиции и разных вариантов освещения.

  • Съёмка одного и того же натюрморта с целью его операторского решения в цвете и чёрно-белом варианте.

  • Съёмка одного и того же натюрморта с целью его операторского решения при разном освещении.

В работе должен проявиться творческий подход к выбору точки съёмки, ракурса, крупности плана, выявлению композиционного центра, постановке света.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!