СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент открытого урока по теме "Типы речи. Рассуждение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезной учителям русского языка и литературы. Её можно использовать и на занятиях по развитию речи и смысловому чтению .

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент открытого урока по теме "Типы речи. Рассуждение»

Класс: 5б

Тема урока: Структура текста. Типы речи

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель: Систематизировать понятия о тексте как тематическом единстве предложений.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях текста (признаках);

  • совершенствовать умение определять тип, стиль текста; продолжить отрабатывать навык озаглавливать текст, составлять текст на заданную тему.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • развивать умение работать с информацией;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;

  • прививать любовь и воспитывать интерес к русскому языку;

  • продолжить развивать умение сотрудничать в группе.

Основные методы и приемы:

  • проблемное изложение;

  • диалогический.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивационное начало.

Здравствуйте, уважаемые гости и дети! Сегодня мы представим вашему вниманию фрагмент урока по смысловому чтению.

- Ребята, как вы понимаете, что такое смысловое чтение?

- Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информации, смысла и идеи художественного текста. Ведь без осмысленного чтения невозможно до конца понять текст. Как говорил А.С. Пушкин: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

- Работать с текстами: понимать содержание, находить их признаки, определять типы речи.

II. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос.

- Сейчас я прочитаю текст И.С. Соколова Микитова, а вы внимательно послушайте и представьте то, о чем будет идти речь. (Чтение текста учителем.)

Зимняя ночь

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов)

- Все ли слова понятны вам при прочтении?

Ответы детей.

- О каких животных шла речь? (Ласка, хорек, филин, совы, совенок).

Ласка — один из самых маленьких представителей отряда хищных. Строением длинного, гибкого тела и окраской меха очень напоминает горностая, но отличается мелкими размерами и более коротким, а главное одноцветным хвостом; чёрной кисточки на хвосте у неё нет. Тело ласки, как и у горностая, тонкое и длинное, с коротенькими лапками, вооружёнными очень острыми когтями, продолговатой головой, маленькими округлыми ушами, нос на конце тупой и слегка раздвоенный.

Филин и сова очень похожи друг на друга. Обе птицы являются хищниками и ведут ночной образ жизни. У филина и совы есть и некоторые различия. Например, по размерам, филин больше чем сова. В среднем он весит около 4 кг, а сова 2 кг. У филина на голове есть своеобразные ушки из перьев. У совы в отличие от филина заметен лицевой диск (то есть мордочка имеет круглую форму). Оперение совы однотонное, а филина более яркое. На его голове и в верхней части спины есть продольные полоски, которые могут быть разных цветов в зависимости от места обитания филина. Добыча у филина большая. Это могут быть зайцы, ежи. Сова охотится на мелких грызунов и насекомых. Сова плохо видит при дневном свете, поэтому выходит на охоту исключительно ночью. Филин может охотиться не только ночью, но и днём.

Хорёк – дикое животное, питается только мясом животных.

Часовой – вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

- Как вы понимаете, что такое текст? Дайте определение.

(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. У него есть название (зимняя ночь), то есть тема, и основная мысль.)

- Что такое тема?

- О чем говорится в тексте.

- Определите тему прочитанного текста.

- Зимняя ночь. (слайд)

- Что такое основная мысль?

То, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

- Какова основная мысль текста Ивана Сергеевича Соколова-Микитова?

- Иван Сергеевич хочет донести до нас мысль о том, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

- На уроках мы говорили о том, что текст можно разделить на абзацы. Каждому из них соответствует определенная микротема. Можно определить о чем идет речь в трех абзацах. Из каких частей состоит текст?

- Текст состоит из 3 частей: вступления (наступление ночи в лесу), основной части (природа и мороз), заключения (жизнь животных в морозном лесу).

На сколько частей можно разделить текст И. Соколова-Микитова?

-На 3. Зачитывание частей.

Также мы говорили о типах речи.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Принято различать повествование, описание и рассуждение.

- Какие типы речи вы помните? К какому типу речи относится текст «Зимняя ночь»? Докажите.

- Это текст-повествование с элементами описания.

Благодаря глаголам «осыпается», «постукивает», «пробежал», «захохотало» и другим можно представить те события, которые происходили ночью в зимнем лесу. При помощи прилагательных автору удалось создать картину сказочно красивой зимней ночи в лесу.

- В каком стиле написан текст?

- В художественном.

- Докажите.

- Есть автор (И. Соколов-Микитов, он использует различные средства художественной выразительности и приемы: высокое небо, легкий серебряный иней (эпитеты), постукивает мороз осыпается иней, рассыпалось ярких звезд (олицетворения), как часовой, осыпается хлопьями (сравнение) и др.

III. Систематизация и обобщение знаний. Групповая работа.

А теперь вы будете работать, выполняя задания.

Задание для I группы.

Составьте связный текст, верно расположив его части. Определите его тему и основную мысль.

Во-первых, книга – источник знаний. Каждый день мы читаем, узнаем новое об окружающем мире.

Таким образом, жизнь без книг невозможна. Это наши друзья и помощники.

Во-вторых, благодаря книгам развивается мышление, память человека. Информацию из книг мы надолго запоминаем.

Ученые из разных стран решили, что самым значительным изобретением является книга. Это не случайно.

Тема – книга – источник знаний.

Основная мысль – жизнь без книг невозможна.

Задание для II группы.

Прочитайте текст и составьте его план.

Ученые из разных стран решили, что самым значительным изобретением является книга. Это не случайно.

Во-первых, книга – источник знаний. Каждый день мы читаем, узнаем новое об окружающем мире.

Во-вторых, благодаря книгам развивается мышление, память человека. Информацию из книг мы надолго запоминаем.

Таким образом, жизнь без книг невозможна. Это наши друзья и помощники.

  1. Книга – значительное изобретение.

  2. Источник знаний.

  3. Развитие мышления, памяти человека.

  4. Жизнь без книг не возможна.

Задание для III группы.

Прочитайте текст. Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.

Ученые из разных стран решили, что самым значительным изобретением является книга. Это не случайно.

Во-первых, книга – источник знаний. Каждый день мы читаем, узнаем новое об окружающем мире.

Во-вторых, благодаря книгам развивается мышление, память человека. Информацию из книг мы надолго запоминаем.

Таким образом, жизнь без книг невозможна. Это наши друзья и помощники.

Это рассуждение. В тексте есть утверждение (книга – источник знаний), приводятся аргументы (доказательства), в конце делается вывод о том, что жизнь без книг невозможна.

Задание для IV группы.

Составьте связный текст-рассуждение на тему «Почему надо читать книги?»

Молодцы.

Скажите, пожалуйста, что вы узнали на уроке?

Что сделали?

Что захотели сделать?


Проверка текстов по эталону.

- На уроке говорили о тексте и его структуре. Вспомнили основные типы речи, назвали их признаки. Составляли план и создавали текст-рассуждение.

- Какое настроение у вас после занятия? Покажите смайлики.

Домашнее задание.

Сегодня мы увидели, как художник, наслаждаясь каждым подобранным словом, смог изобразить картину природы зимнего леса. Ваша задача дома сделать иллюстрацию к тексту «Зимняя ночь», отразив своё понимание. Помните, что в художественном тексте есть 3 смысловые части, и в вашей работе они должны быть отражены.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!