Урок способствует осмысленному прочтению текстов. Благодаря занятиям у обучающихся формируется умение анализировать, интерпретировать, сопоставлять художественные тексты, составлять собственные в соответствии с темой зантия.
Просмотр содержимого документа
«Фрагмент открытого урока по теме "Типы речи. Рассуждение" (презентация)»
«Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная» .
(А.С. Пушкин)
Структура текста. Типы речи Урок общеметодологической направленности (5 «б» класс)
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 177
г. Новосибирска
Яцкова В.В.
Цель: систематизировать знания о тексте как структуре, вспомнить типы речи.
- Задачи:
- создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях текста (признаках);
- совершенствовать умение определять тип, стиль текста; продолжить отрабатывать навык озаглавливать текст, составлять текст на заданную тему.
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звёзд...
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
( И.С. Соколов-Микитов)
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. У него есть название (тема) и основная мысль.
- Как вы понимаете, что такое текст?
- О чём этот текст?
- Что такое основная мысль?
- Какова основная мысль текста Ивана Сергеевича Соколова-Микитова?
- Из каких частей состоит текст?
- К какому типу речи относится текст «Зимняя ночь»?
- Определите стиль текста.
Групповая работа
Составьте связный текст, верно расположив его части. Определите его тему и основную мысль.
Прочитайте текст и составьте его план.
Прочитайте текст. Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.
Составьте связный текст-рассуждение на тему «Почему надо читать книги?»
Книги в нашей жизни
Ученые из разных стран решили, что самым значительным изобретением является книга. Это не случайно.
Во-первых, книга – источник знаний. Каждый день мы читаем, узнаем много нового об окружающем мире.
Во-вторых, благодаря книгам развивается мышление, память человека. Информация из книг надолго остаётся в памяти.
Таким образом, жизнь без книг невозможна. Это наши друзья и помощники.
Рефлексия
Ответьте на вопросы:
- Что я узнал?
- Что я сделал?
- Что я захотел сделать?
Домашнее задание
Сделать иллюстрацию к тексту И.С. Соколова-Микитова «Зимняя ночь».
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!!!