Содержание программы по русскому языку 3 класс 170 часов
Раздел курса
Содержание учебного предмета
Кол-во часов
Формы организации учебного процесса
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Сведения о русском языке (1 час1, далее продолжается изучение во всех разделах курса)
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдением, анализом, лингвистическим экспериментом
1 час
Парная, фронтальная
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи:
выделять общие и различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять особенности каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи
они являются;
объединять имена существительные в группы по определённому грамматическому признаку (например, род или число),
самостоятельно находить возможный признак группировки;
определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных учителем к с помощью учителя формулировать цель изменения текста,
планировать действия по изменению текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
-формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип
текста (на основе предложенных критериев).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), адекватные ситуации общения;
готовить небольшие выступления о результатах групповой
работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий.
24 Федеральная рабочая программа
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия
для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения, при
списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного
задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя
(лидера), подчинённого, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.
-объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
Фонетика и графика
Повторение: звуки русского языка: гласный/ согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/ мягкий, парный/непарный, согласный глухой/ звонкий, парный/ непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами
2 часа
Парная, групповая, индивидуальная
-характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
-производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования)
-определять функцию разделительных мягкого и твёрдого
знаков в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я,
в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми
согласными;
Орфоэпия
(изучается
во всех
разделах
курса)
Нормы произношения
звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах
в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).Использование орфоэпического словаря для решения практических задач
Фронтальная
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление)
5 часов
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Состав слова (морфемика)
Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, пристав- ка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).Выделение в словах с однозначно выделяемы- ми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
8 часов
Фронтальная, парная, групповая
-различать однокоренные слова и формы одного и того же
слова;
-различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями (без называния термина); различать однокоренные
слова и синонимы;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс;
Морфология
Части речи.
Имя существительное:
общее значение, вопросы,
употребление в речи.
Имена существительные
единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам
и числам (склонение).
Имена существительные
1, 2, 3-го склонения.
Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное:
общее значение, вопросы,
употребление в речи.
Зависимость формы
имени прилагательного
от формы имени существительного. Изменение
имён прилагательных по
родам, числам и падежам
(кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).
Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее
представление). Личные
местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов
в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение.
43 часа
Фронтальная, групповая, фронтальная
-распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж;
-склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
-распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
-изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам
(в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
-распознавать глаголы;
- различать глаголы, отвечающие на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между
словами в предложении.
Главные члены предложения — подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения
(без деления на виды).
Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
13 часов
Групповая, индивидуальная, фронтальная
-определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды)
члены предложения;
-распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Ознакомление с правилами правописания и их применением:
• разделительный
твёрдый знак;
• непроизносимые
согласные в корне
слова;
• мягкий знак после
шипящих на конце
имён существительных;
• безударные гласные в
падежных окончаниях
имён существительных
(на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
• раздельное написание частицы не с глаголами
50 часов
Парная, фронтальная, групповая
-находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые
согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
30 часов
Фронтальная, парная, групповая
-правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом
не более 70 слов;
-писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
-находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
-понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
-формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1—2 предложения);
-определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
-определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
-выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
-составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
-писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
Резерв
18 часов