Урок окружающего мира 3 класс. Тема: «Человек»
Дидактическая цель: создание условий для освоения и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека, показать отличие человека от других объектов живой природы.
Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений о человеке, как о едином целом.
Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать вале логические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.
Воспитательная цель: прививать любовь заботу о собственном здоровье.
Оборудование:
- Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. ч. 1/А.А. Плешанков-9-е изд., М.: Просвещение, 2015.
-компьютер;
-карточки с заданиями;
- памятки;
-тетрадь на печатной основе.
Задачи:
- познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами;
- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
- содействовать воспитанию интереса к изучению предмета;
- содействовать воспитанию культуры общения;
- формировать навыки первичной исследовательской деятельность (наблюдение, анализ, вывод)
- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно – следственные связи.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.
Формы организации познавательной деятельности: игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, эвристическая беседа, работа с книгой.
Планируемые результаты: учащиеся научаться отличать человека от других существ, различать внешность человека и его внутренний мир; узнают о ступенях познания; научаться аргументировать и доказывать свое мнение.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке «Окружающего мира». Надеюсь, что у вас всех хорошее настроение, и вы готовы узнать что-то новое.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Давайте прочитаем загадку и попробуем ее отгадать:
Не руками сделана —
Красота для глаз,
Посмотри, везде она —
Окружает нас,
Всюду — где земля она,
Всюду — где вода,
Даже звёзды в космосе —
Это всё она. (Природа)
-Давайте вспомним на какие 2 большие группы делится природа. (живая и неживая)
-Давайте разделимся на 2 группы и выполним задание на карточках: (1группа: Найдите среди перечисленного объекты неживой природы, подчеркните их, ответьте устно каковы их особенности. 2группа: Найдите среди перечисленного объекты неживой природы, подчеркните их, ответьте устно каковы их особенности.) Карточка: человек, автомобиль, игрушка, вода, заяц, дом, берёза, мухомор, облако, воробей, ветер, комар. -Молодцы!
- Обратите внимание на слова на слайде.(слова: дуб, цапля, медведь, человек, бактерия, мох) Прочитайте их, эти объекты относятся к живой или неживой природе? (к живой) Как вы думаете, какой из этих объектов живой природы сильно отличается от других? (человек) Почему вы так думаете?
- Вы уже догадались, какая тема нашего урока? (человек)
-Какую цель мы можем перед собой поставить? Все ваши ответы верны, мы сформулируем цель нашего урока так: (расширение знаний о человеке, процессах познания человеком окружающего мира). Какие задачи мы сформулируем? (1.Узнать, чем человек отличается от других живых существ. 2.Научиться различать внешность человека и его внутренний мир.3.Понять, как возникают культурные богатства человеческого мира)
- Мы с вами сегодня уже обсуждали особенности объектов живой природы, подумайте, чем человек отличается от них? (может думать, сравнивать, творить, обладает интеллектом – обладает разумом). Я с вами согласна, действительно человек обладает разумом, интеллектом, именно поэтому люди создали особый мир- города, заводы, дороги, автомобили, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины и музыку. Они изучают окружающий мир и раскрывают его тайны.
- А где же помещается у человека разум? Где он живёт? (на слайде картинка: мозг человека в голове) На что похож мозг человека? (на грецкий орех) Действительно своими складками и извилинами он похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. А складки и извилины нужны для того, чтобы уместить как можно больше серого вещества.
- Как вы думаете, может ли человек по своему желанию изменить свой рост, цвет глаз, стать красивее? (нет) А может ли человек стать умнее?(да). Что для этого нужно делать? (читать книги, учиться и тд)
- Вот мы и решили нашу первую задачу, выяснив, чем отличается человек от других живых существ. ( слайд с галочкой)
- А сейчас давайте откроем учебник на 12 стр. и прочитаем 1 абзац текста. Расскажите, что представляет собой внутренний мир человека? (слайд Внутренний мир человека и стрелочками: чувства, характер, человеческие качества, переживания)
- На слайде прочитайте слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского(фото +цитата и внизу подписать Ф.И.О и кто это) Цитата: «Сложен всякий человек и глубок, как море…». Как вы понимаете эти слова? (дописать)
-Ребята, внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» - наука) (слайд).
- Знания не даются человеку с рождения. Он познаёт мир в течении всей жизни. Подумайте, как человек получает знания? (органы чувств, книги и другие источники информации) Какие органы чувств вы можете назвать? (глаза, нос, уши, язык) Органы чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так происходит восприятие человеком окружающего мира.
- Помимо органов чувств, человек обладает памятью, мышлением и воображением. Давайте разделимся на пары, попробуем дать определение этим понятиям (Карточки: соедините понятие с его определение, проверка на документ камере и проверка детьми: Память- это способность человека запомнить то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Мышление- это познавательный процесс связанный с получением нового знания, решением задач, творческой деятельности. Воображение- это способность представить себе что- то мысленно. (1группа память, 2мышление, 3воображение и соединить с правильным понятием на слайде эталон)
- Ребята, мы решили вторую задачу? (слайд)
- Благодаря всем этим качествам, человек способен создавать культуру. Как вы думаете: что мы можем отнести к объектам культуры. Предлагаю выполнить это задание на планшетах. Ознакомьтесь с алгоритмом выполнения задания на слайде: 1.взять и включить планшет, 2.отсканировать qr-код, 3.прочитать инструкцию к заданию и выполнить его.) Один человек выполняет у доски.
- Перечисленные объекты культуры помогают нам сохранять и приумножать духовное и интеллектуальное наследие человечества, к которому мы должны бережно относиться.
- Ребята, мы решили 3 задачу? (слайд)
-Нам удалось достичь поставленной цели?
Рефлексия
- У вас на столах лежат картинки, Они помогут оценить нашу работу на уроке:
Поднимите картинку №1 если: на уроке вам было всё понятно, и вы сможете объяснить другому. Картинку №2 если: вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь. Картинку №3 если: не всё поняли и нужна помощь.