СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока "Работа с категорией числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока "Работа с категорией числа"»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Внеаудиторная самостоятельная работа

по МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»

Тема «Фрагмент урока по русскому языку. Работа с категорией числа»



Выполнила

студентка 3 курса группы «А»

________А.А. Руднева

Преподаватель

_____ В.В. Шалдаева

Астрахань, 2021

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Словарная работа

I. Предъявление нового слова




II. Работа над слуховым образом слова







III. Запись слова на доске с «окошком»

IV.Работа над зрительным образом словарного слова


V. Орфографическое проговаривание.







VI. Введения нового слова в активный словарь детей.

- Ребята, внимательно послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь:

Там трамваи и метро,

И троллейбусов полно,

Жить удобно в нём, комфортно,

И людей в нём очень много!

- Верно! Давайте произнесём слово город все вместе, выделяя ударный слог.

- Сколько слогов в слове город?

- На какой слог падает ударение?

- Назовите его.

- Как вы думаете, в каком слоге мы можем допустить ошибку?

- Почему?


Учитель записывает слово город на доске с «окошком»: гор…д

- Ребята, как же нам узнать, как правильно написать слово? Где мы можем это посмотреть?

- Правильно! Откройте словарь в конце учебника, найдите это слово.

- Давайте проговорим слово город все вместе так, как оно будет писаться.

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните букву, которую мы не можем проверить.

- Назовите однокоренные слова к слову город.

- Запишите эти однокоренные слова, подчеркните орфограмму.

- Ребята, составьте предложение со словом город.

- О городе.






- Город.


- Два.

- На первый.

- Го

- Во втором.


- Потому что гласная стоит не под ударением, в слабой позиции.



- В словаре.




- Город.


Записывают слово, ставят ударение, подчёркивают ошибкоопасное место.


- Городской, городишко, городовой



- Мы с сестрой поехали за покупками в город.

Наш город самый красивый.

В соседнем городе был большой парк.

2.Организация работы над правилом

I. Мотивация обращения к правилу














II. Работа с формулировкой правила

а) Чтение правила учащимися




б) Деление на части и составление вопросов к каждой части













в) Перечитывание правила, запоминание и контроль





III. Закрепление в практической работе способа действия
















IV.Упражнение на этапе первичного закрепления

- Ребята, откройте учебник на странице 61. Сначала прочитайте слова в левом столбике, а затем в правом.

- Какой части речи данные слова?

- Почему вы так решили?


- Верно. Скажите, в чем сходство между словами первого и второго столбика?


- А чем отличаются эти слова?



- Тогда что мы сейчас узнали нового об именах существительных?

- А вы знаете, как называются существительные, которые обозначают один предмет? А два и более?




- Давайте прочитаем правило на странице 61 под номером 104 и узнаем, как же называются такие существительные.

- Ребята, верно ли мы сформулировали правило самостоятельно?

- Ребята, на сколько частей можно разделить правило?

- Прочитайте первую часть.


- Скажите, в каких числах может употребляться имя существительное?

- Верно. Прочитайте вторую часть.


- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Правильно. Прочитайте третью часть.



- Что обозначают имена существительные во множественном числе?


- Прочитайте правило самостоятельно ещё раз.

- Расскажите правило своими словами.







(На доске слово книга)

- Прочитайте слово. Определите число имени существительного.

- Как вы это поняли?


- Образуйте существительное во множественном числе.

- Почему слово книги можно считать существительным во множественном числе?

(На доске слово ивы)

- Прочитайте слово. Определите число имени существительного.

- Как вы это поняли?


- Образуйте существительное в единственном числе.

- Почему слово ива можно считать существительным в единственном числе?

- Прочитайте упражнение № 105. Что необходимо сделать в этом задание?

- Прочитайте первое слово.

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- А что такое Волга?

- Прочитайте второе слов. Выделите корень в слове.

- Поставьте ударение.

- В какой части слова пропущена буква?

- Как называется данная орфограмма?

- Как мы можем проверить это слово?


- Подберите такое слово.

- А теперь работаем в паре. Продолжите объяснение написания пропущенных букв, подбирая проверочное слово.

(На доске образец: друзья – правописание разделительного мягкого знака, молоток – словарное слово, машины – словарное слово, месяц – словарное слово, москвичи – (словарное слово - Москва), мальчики – словарное слово, урожай – словарное слово, Илья - правописание разделительного мягкого знака, картины – словарное слово, товарищи - словарное слово, больница – проверяемая безударная гласная в корне слова – боль, моряки - проверяемая безударная гласная в корне слова – море, Россия – словарное слово, декабрь словарное слово, лисята – проверяемая безударная гласная в корне слова – лис, Москва - словарное слово)

- Ребята, давайте вспомним, как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?



- Выпишите сначала существительные в форме единственного числа, а затем в форме множественного.




- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте свою работу. Если задание выполнено верно, поставьте +, если есть 1-2 ошибки, то ?, если больше 2х ошибок, то -.

(На доске выполненное задание:

Ед.ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

Мн.ч.: друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.)

- Назовите слова, которые вы отнесли единственному числу.

- Почему?


- Назовите слова, которые вы отнесли ко множественному числу.

- Почему?


- Как вы думаете, в какие группы можно объединить слова?

Читают слова.



- Это имя существительное.

- Потому что это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос Что?

- В правом и левом столбике написаны одинаковые слова, которые являются именем существительным и отвечают на вопрос Что?

- В левом столбике написаны слова, которые обозначают один предмет, а в правом – много предметов.

- Имена существительные могут обозначать как один предмет, так и несколько предметов.

Ученики затрудняются ответить.






Ученики читают правило самостоятельно.



- Да, правильно.


- На три.


- Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

- В единственном и множественном.


- Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива.

- Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет.

- Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.

- Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов.

Ученики читают правило самостоятельно.

- Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.


- Это существительное в единственном числе.


- Это существительное обозначает один предмет.

- Книга – книги.


- Это существительное обозначает несколько предметов.


- Это существительное во множественном числе.

- Это существительное обозначает несколько предметов.

- Ивы - ива


- Это существительное обозначает один предмет.

- Нужно прочитать и объяснить написание слов с пропущенными буквами.

- Волга.

- Потому что это имя собственное.

- Это река в России.

- Лесник. Корень лес.


- Лесник. Ударение на второй слог.

- В корне.

- Проверяемая безударная гласная в корне.

- Поставить гласную в сильную позицию, подобрав однокоренное слово.

- Лес.

Работают самостоятельно.


Проверяют работу.















- Если слово обозначает один предмет – это существительное в единственном числе, а если два и более, то это существительное во множественном числе.

- Ед.ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

Мн.ч.: друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

Проверяют работу.









- Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

- Потому что эти имена существительные обозначают один предмет.

- Друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

- Потому что эти имена существительные обозначают несколько предметов.

- а) единственное и множественное число; б) Собственные и нарицательные имена существительные; в) по орфограмме – правописание разделительного мягкого знака, словарные слова, проверяемая безударная гласная в корне слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!