1.Словарная работа I. Предъявление нового слова II. Работа над слуховым образом слова III. Запись слова на доске с «окошком» IV.Работа над зрительным образом словарного слова V. Орфографическое проговаривание. VI. Введения нового слова в активный словарь детей. | - Ребята, внимательно послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь: Там трамваи и метро, И троллейбусов полно, Жить удобно в нём, комфортно, И людей в нём очень много! - Верно! Давайте произнесём слово город все вместе, выделяя ударный слог. - Сколько слогов в слове город? - На какой слог падает ударение? - Назовите его. - Как вы думаете, в каком слоге мы можем допустить ошибку? - Почему? Учитель записывает слово город на доске с «окошком»: гор…д - Ребята, как же нам узнать, как правильно написать слово? Где мы можем это посмотреть? - Правильно! Откройте словарь в конце учебника, найдите это слово. - Давайте проговорим слово город все вместе так, как оно будет писаться. - Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните букву, которую мы не можем проверить. - Назовите однокоренные слова к слову город. - Запишите эти однокоренные слова, подчеркните орфограмму. - Ребята, составьте предложение со словом город. | - О городе. - Город. - Два. - На первый. - Го - Во втором. - Потому что гласная стоит не под ударением, в слабой позиции. - В словаре. - Город. Записывают слово, ставят ударение, подчёркивают ошибкоопасное место. - Городской, городишко, городовой - Мы с сестрой поехали за покупками в город. Наш город самый красивый. В соседнем городе был большой парк. |
2.Организация работы над правилом I. Мотивация обращения к правилу II. Работа с формулировкой правила а) Чтение правила учащимися б) Деление на части и составление вопросов к каждой части в) Перечитывание правила, запоминание и контроль III. Закрепление в практической работе способа действия IV.Упражнение на этапе первичного закрепления | - Ребята, откройте учебник на странице 61. Сначала прочитайте слова в левом столбике, а затем в правом. - Какой части речи данные слова? - Почему вы так решили? - Верно. Скажите, в чем сходство между словами первого и второго столбика? - А чем отличаются эти слова? - Тогда что мы сейчас узнали нового об именах существительных? - А вы знаете, как называются существительные, которые обозначают один предмет? А два и более? - Давайте прочитаем правило на странице 61 под номером 104 и узнаем, как же называются такие существительные. - Ребята, верно ли мы сформулировали правило самостоятельно? - Ребята, на сколько частей можно разделить правило? - Прочитайте первую часть. - Скажите, в каких числах может употребляться имя существительное? - Верно. Прочитайте вторую часть. - Что обозначают имена существительные в единственном числе? - Правильно. Прочитайте третью часть. - Что обозначают имена существительные во множественном числе? - Прочитайте правило самостоятельно ещё раз. - Расскажите правило своими словами. (На доске слово книга) - Прочитайте слово. Определите число имени существительного. - Как вы это поняли? - Образуйте существительное во множественном числе. - Почему слово книги можно считать существительным во множественном числе? (На доске слово ивы) - Прочитайте слово. Определите число имени существительного. - Как вы это поняли? - Образуйте существительное в единственном числе. - Почему слово ива можно считать существительным в единственном числе? - Прочитайте упражнение № 105. Что необходимо сделать в этом задание? - Прочитайте первое слово. - Почему это слово написано с заглавной буквы? - А что такое Волга? - Прочитайте второе слов. Выделите корень в слове. - Поставьте ударение. - В какой части слова пропущена буква? - Как называется данная орфограмма? - Как мы можем проверить это слово? - Подберите такое слово. - А теперь работаем в паре. Продолжите объяснение написания пропущенных букв, подбирая проверочное слово. (На доске образец: друзья – правописание разделительного мягкого знака, молоток – словарное слово, машины – словарное слово, месяц – словарное слово, москвичи – (словарное слово - Москва), мальчики – словарное слово, урожай – словарное слово, Илья - правописание разделительного мягкого знака, картины – словарное слово, товарищи - словарное слово, больница – проверяемая безударная гласная в корне слова – боль, моряки - проверяемая безударная гласная в корне слова – море, Россия – словарное слово, декабрь словарное слово, лисята – проверяемая безударная гласная в корне слова – лис, Москва - словарное слово) - Ребята, давайте вспомним, как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? - Выпишите сначала существительные в форме единственного числа, а затем в форме множественного. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте свою работу. Если задание выполнено верно, поставьте +, если есть 1-2 ошибки, то ?, если больше 2х ошибок, то -. (На доске выполненное задание: Ед.ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва. Мн.ч.: друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.) - Назовите слова, которые вы отнесли единственному числу. - Почему? - Назовите слова, которые вы отнесли ко множественному числу. - Почему? - Как вы думаете, в какие группы можно объединить слова? | Читают слова. - Это имя существительное. - Потому что это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос Что? - В правом и левом столбике написаны одинаковые слова, которые являются именем существительным и отвечают на вопрос Что? - В левом столбике написаны слова, которые обозначают один предмет, а в правом – много предметов. - Имена существительные могут обозначать как один предмет, так и несколько предметов. Ученики затрудняются ответить. Ученики читают правило самостоятельно. - Да, правильно. - На три. - Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. - В единственном и множественном. - Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. - Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет. - Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы. - Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов. Ученики читают правило самостоятельно. - Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы. - Это существительное в единственном числе. - Это существительное обозначает один предмет. - Книга – книги. - Это существительное обозначает несколько предметов. - Это существительное во множественном числе. - Это существительное обозначает несколько предметов. - Ивы - ива - Это существительное обозначает один предмет. - Нужно прочитать и объяснить написание слов с пропущенными буквами. - Волга. - Потому что это имя собственное. - Это река в России. - Лесник. Корень лес. - Лесник. Ударение на второй слог. - В корне. - Проверяемая безударная гласная в корне. - Поставить гласную в сильную позицию, подобрав однокоренное слово. - Лес. Работают самостоятельно. Проверяют работу. - Если слово обозначает один предмет – это существительное в единственном числе, а если два и более, то это существительное во множественном числе. - Ед.ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва. Мн.ч.: друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята. Проверяют работу. - Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва. - Потому что эти имена существительные обозначают один предмет. - Друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята. - Потому что эти имена существительные обозначают несколько предметов. - а) единственное и множественное число; б) Собственные и нарицательные имена существительные; в) по орфограмме – правописание разделительного мягкого знака, словарные слова, проверяемая безударная гласная в корне слова. |