СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока русского языка и литературного чтения (4-6 классы) с включением заданий на формирование функциональной грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит информационный тематический текстовый материал для знакомства обучающихся со словами духовно-нравственного содержания с включением заданий на формирование функциональной грамотности.  С использованием словарей (Толкового словаря, Этимологического словаря, Орфографического словаря, Морфемного и словообразовательного словаря, Орфоэпического словаря, Грамматического словаря, Словаря православной лексики в русской литературе XIX–XX вв.) с обучающимися проводится словарная работа: любовь, забота, трудолюбие, дружба, чтение, семья, послушание, почитание родителей, почтение, прощение, сострадание, Родина, Россия, долг, честность, совесть, стыд, скромность, доброжелательность, благотворительность, счастье, патриот, милосердие, помощь, вера, верность, терпение.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока русского языка и литературного чтения (4-6 классы) с включением заданий на формирование функциональной грамотности»

Фрагмент урока русского языка и литературного чтения (4-6 классы) с включением заданий на формирование функциональной грамотности

Задания по функциональной грамотности помогут обучающимся ответить на задаваемые ими вопросы о причине размещения на Российских дорогах баннеров следующего содержания:

  1. Знакомство обучающихся с рассказами Е. Литвак «Праздник белого цветка» по теме «Детям и взрослым о Царской семье».

Занятие 1.

Царь-батюшка

Жили-были царь, царица и их дети. Ты думаешь, начинается сказка? Нет, не сказка. Раньше, давным-давно, был у нас в России царь.

Не сказочный, а настоящий.

Звали его Николай Александрович Романов. У него была большая семья. Жена - царица Александра Фёдоровна.

Четыре дочки-царевны и сынок-царевич.

Дети - Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Государь жил со своей семьёй в большом красивом дворце.

Вставал всегда рано утром. За окошком ещё темно, а Государь уже помолился Богу, попил чаю и читает разные бумаги, которые ему принесли его помощники-министры.

В этих бумагах было написано, у кого из людей какие несчастья и просьбы. У одной учительницы заболел муж, осталась она одна с маленькими детьми. Надо помочь? Надо. Государь пишет бумагу, чтобы послали денег бедной женщине. В одной дальней деревне крестьяне хотели устроить школу и больницу и спрашивали помощи и совета. Опять надо помочь. Один человек обидел другого, и тот пожаловался в царский суд. Надо выяснить, кто прав, кто виноват. Правда, похоже на то, как папа разбирает детские ссоры? Вот потому и звали его простые люди - царь-батюшка.

Много забот было у Государя. Он очень старался хорошо делать своё царское дело. Ведь это Господь поставил его выполнять трудную работу - быть русским царём. А Государь Николай Александрович Христа очень любил.


После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: любовь, забота, трудолюбие, помощь.

Занятие 2.

ОТМА

В Царской семье было пятеро детей. Сначала рождались девочки-царевны, одна за другой.

Старшая, Ольга, была серьёзной и задумчивой, любила читать. Средняя, Татьяна, всегда мирила сестёр, если они ссорились. Ещё одна царевна, Мария, любила нянчиться с маленькими детьми, была очень нежной и заботливой, как мама. А самая маленькая, Анастасия, росла непоседой, лазала по деревьям, как мальчишка, играла в шумные игры. Сёстры очень любили друг друга. Однажды они составили общее имя, соединив первые буквы своих имён. Получилось смешно и таинственно - ОТМА. Так они часто подписывали общие письма и подарок.

Ты, наверное, думаешь, что маленькие царевны всегда ходили в золотых парчовых платьях и хрустальных туфельках, как в сказке про Золушку? Вот и нет. Мама-царевна не хотела, чтобы девочки важничали перед другими, и никогда не позволяла им этого. Платья у них были самые обыкновенные, совсем не царские, а такие, какие в то время носили все девочки. Когда старшие вырастали из своей одежды, её потом носили младшие. Спали они не на пуховых перинах, как принцесса на горошине, а на обычных кроватях, накрывались лёгкими одеялами. Утром у них обязательно была холодная ванна, а вечером - теплая. Так родители закаливали детей, чтобы они меньше болели.

Царские дочки никогда не скучали. Они всегда были заняты каким-нибудь делом. Вставали рано утром, следом за мамой и папой, молились Богу. После завтрака рисовали, шили, вышивали.

Потом были уроки.

В те времена считалось, что царские дети обязательно должны знать несколько иностранных языков, кроме своего родного, русского. И девочки старательно учили французский, немецкий, английский. Ещё они занимались музыкой, пением и разными другими предметами, которые обычно бывают у детей в школе. Только они в школу не ходили, учились дома, во дворце. Учителя сами приходили к ним. И мама-царица всегда сидела с ними в классной комнате. Ей было очень интересно - как учатся девочки?

После уроков дети шли на большую прогулку. Девочки играли в прятки в старом дворцовом парке. Там росли деревья-великаны с толстыми стволами и тёплой, шершавой корой. Здорово было прятаться за ними! Зимой в парке устраивали ледяную гору, а летом он украшался диковинными цветами.

За прогулкой шел обед. После обеда девочки отдыхали и снова брались за уроки. Вечером, после ужина, все собирались за большим круглым столом. В середину ставили лампу с абажуром, от которого на столе получался светлый круг, будто маленькое солнышко. Мама шила или вязала что-нибудь, а папа, Государь Николай Александрович, читал вслух какую-нибудь интересную книжку. Совсем маленьким дочкам читали сказки. Когда девочки подросли - появились книги о животных, истории про старину. Часто читали Евангелие. Книжки из дворцовой библиотеки были очень красивые, со множеством цветных картинок. Вся семья очень любила такие вечера. Им было хорошо вместе.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: дружба, чтение, семья.

Занятие 3.

ПИСЬМА С СЕКРЕТОМ

Неужели девочки всегда только мирно играли и тихо слушали сказки? Неужели они ни разу в жизни не поссорились? Конечно, ссорились, как все дети. И плакали, и обижались на маму с папой, и не слушались их.

Но мама-царица научила их, как сделать так, чтобы жить мирно и радостно. Вечером перед сном она часто писала дочкам письма. Это были удивительные листочки. Прочитав их, девочки почему-то изо всех сил старались исправляться. Наверно, это были особенные письма, с секретом. Давай попробуем разгадать - в чём секрет?

«Моя милая маленькая Ольга, - писала царица Александра старшей дочери, - старайся быть примером того, какой должна быть хорошая маленькая девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся одарить солнечной улыбкой…» Представляешь, как радовалась маленькая Ольга, получая письмо в белом конверте, словно она уже взрослая дама?

Девочки писали маме письма-ответы. Я прочитаю тебе отрывок из письма маленькой царевны Татьяны: «Моя дорогая, родная, милая Мама, я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что я непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом ощущаю себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила тебя, потому что тебе всё время приходилось мне всё повторять. Пожалуйста, прости меня, моя бесценная Мамочка…».

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: послушание, почитание родителей, прощение.

Занятие 4. РАДОСТЬ

Всё бы хорошо, только долго не было у Государя сына-наследника, который мог бы после него быть царём. Много лет царь с царицей просили Бога даровать им сына.

Однажды царица почувствовала, что снова носит под сердцем дитя. Кто же будет - мальчик или девочка? И вот в конце лета родился мальчик Алёша, царевич. В самом главном русском городе, Петербурге, палили пушки, звонили колокола, чтобы все узнали, что Господь подарил России будущего царя.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: радость.

ЦАРЕВИЧ БОЛЕЕТ

Царевич Алексей рос весёлым и смышлёным. Да вот беда - с самого рождения у него открылась болезнь, которую никак нельзя было вылечить. Лучшие доктора старались ему помочь и не могли. Стоило ему нечаянно ушибиться во время игры, тут же появлялся огромный багровый синяк, без конца текла кровь, которую трудно было остановить. Поднималась высокая температура, становилось очень больно.

Когда царевич Алексей был совсем маленьким, он болел очень часто. Целые недели, а то и месяцы приходилось проводить в кроватке, среди игрушек и книг, которые без конца читала ему мама-царица. А ему так хотелось бегать, карабкаться на деревья, прыгать по ступенькам на одной ножке! Мальчик горько плакал и жаловался сестрам: «Зачем я не такой, как все? Почему мне нельзя иметь велосипед? Почему мне нельзя играть в мячик?». Трудно было уберегать подвижного царевича от ушибов. Для этого при нем всегда были два матроса с царской яхты «Штандарт». Яхта - это корабль под парусом.

А слово «штандарт», в переводе с французского языка, означает «государственный флаг». Летом вся Царская семья ненадолго отправлялась на яхте в Балтийское море. Дети очень любили эти путешествия и всегда носили на корабле морскую форму - полосатые майки-тельняшки и матроски-рубашки с синими матросскими воротниками.

Однажды Алексей упал, прыгая с лодки. Нога распухла, день и ночь он кричал от боли. Температура доходила почти до сорока градусов. Мама постоянно сидела рядом, положив прохладную мягкую руку на горячую голову больного сына. Когда уже не было сил плакать, мальчик тихо шептал: «Господи, сжалься надо мною!» В газетах каждый день печатали сообщения о здоровье маленького царевича. Но дни шли за днями, горка лекарств на столике возле кровати становились всё меньше. И доктора разрешили царевичу выйти на прогулку. Правда, пока только на руках у боцмана.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: сострадание.

Занятие 5.

ДЕТСТВО ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ

Царевич Алексей всегда знал, что он вырастет и станет царём, как его папа, потому что так хочет Бог. Но быть царём нелегко, нужно долго этому учиться. Когда царевичу исполнилось семь лет, у него начались уроки, как у сестёр.

Он тоже изучал разные языки, читал, писал. Но главная наука для царя - быть воином, командовать армией, защищать свою землю. Поэтому у царевича были целые полки солдатиков с пушками и лошадками.

Каждый день он расставлял их на столах в детской и командовал своей игрушечной армией. Ещё у него были маленькие игрушечные ружья, блестящие сабельки, барабаны.

Государь Николай Александрович часто брал сына с собой к настоящим солдатом.

В три года Алексей уже командовал казачьим Атаманским полком и некоторыми другими полками русской армии. Впрочем, командовал - это громко сказано. Пока он больше присматривался, бывал с папой-царём на военных праздниках-парадах, которые очень любил.

Носил военную форму своих полков и подолгу разговаривал с солдатами и офицерами, которые охраняли дворец. Каждый день ему приносили попробовать щи и кашу из солдатской кухни. Мальчик всегда с удовольствием съедал тарелку и просил добавки: «Вот это вкусно, не то, что наш обед!».

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: Родина, Россия, патриотизм.


Занятие 6.

ЗОНТИК УПЛЫЛ!

Как-то Алексей гулял с сёстрами по берегу большой быстрой реки Днепр. Их окружали придворные дамы-фрейлины. Царевич пребывал в весёлом настроении и сильно расшалился. У одной фрейлины был большой красивый белый зонтик от солнца на тонкой затейливой ручке. Царевич неожиданно выхватил зонтик из её рук и бросил в воду. Фрейлина расстроилась - зонтик уплывёт, пропадёт… Ольга, старшая сестра, нашла длинную палку, чтобы достать зонтик с берега. А течение в реке быстрое, зонтик уплывает всё дальше и дальше. Как быть?

- Что тут происходит? – послышался строгий голос. Это был папа царевича.

- Алексей бросил зонтик в реку! – сказала Ольга.

Николай Александрович обернулся к сыну:

- Так с дамами не поступают! Мне стыдно за тебя, Алексей!

Государь зашёл в реку прямо в сапогах и военном кителе с золотыми погонами на плечах. Пришлось идти на глубину, чуть ли не до пояса, чтобы достать злополучный зонтик. Наконец он был пойман. Белые кружева по краям зонтика намокли и испортились. Вода ручьями стекала с одежды Государя. Маленький царевич готов был провалиться сквозь землю от стыда и смущения. Он робко подошёл к отцу. Николай Александрович молчал. Тогда Алексей подбежал к фрейлине и тихо, опустив голову, сказал:

- Простите меня, пожалуйста!

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: честность, совесть, стыд, правда.


Занятие 7.

ЛЕЧЕБНЫЙ ВОЗДУХ

Есть в России такое место, которое называется «полуостров Крым». Почти со всех сторон он окружен тёплым и ласковым Чёрным морем.

В Крыму особенный, целебный воздух. Если у кого болело горлышко или лёгкие, которыми человек дышит, он от этого воздуха быстро поправлялся. Поэтому в Крыму всегда было много людей, которые хотели исцелиться. Но чтобы поправиться, нужны деньги на доктора, на лекарства, на дом, в котором можно было бы жить во время лечения. Многие больные были очень бедными, денег взять им неоткуда. Об этом хорошо знала Царская семья. В Крыму, возле города Ялта, у них была дача. И дети встречали на прогулках людей, которые громко кашляли.

Часто царица Александра сама приезжала к больным, у которых никого не было - ни друзей, ни родных.

Привозила им деньги, цветы, фрукты. Но самым главным, от чего больные выздоравливали быстрее, была её любовь к ним. Царица садилась на краешек больничной кровати, доставала из сумочки шитьё, шила и разговаривала с больным, молилась вместе с ним Богу. И больному становилось веселее, было легче терпеть уколы и пить горькие лекарства. А своим помощницам-фрейлинам, которые ходили в больницу вместе с ней, она строго-настрого запрещала рассказывать кому-нибудь об этом. Как ты думаешь, почему?

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: скромность, доброжелательность.

Занятие 8.

ПРАЗДНИК БЕЛОГО ЦВЕТКА

В те времена больниц было мало и не все они были хорошими. Царица решила построить на свои деньги в Крыму санаторий для больных, чтобы они скорее поправлялись и возвращались домой.

Санаторий - это больница, где можно жить долгое время, там человека кормят, лечат, ухаживают за ним. Каждое лето Царская семья устраивала в Ялте «праздник белого цветка».

Так необычно назвали полезное целебное растение - ромашку, с помощью которой можно лечить многие болезни.

Специально к празднику царица и царевны много шили, рисовали и вышивали. А когда праздник наступал, они, надев лёгкие белые платья и шляпки, отправлялись на берег моря и становились продавцами своих работ.

Девочки брали с собой корзину белых ромашек, которые охотно покупали люди. Каждому хотелось получить цветок из рук юной царевны.

Маленький царевич в матросском костюмчике стоял рядом с мамой и сёстрами. Нарядные дамы с детьми, наверное, очень удивлялись - как это царские дочки не стесняются сами продавать свои рисунки, словно какие-нибудь деревенские девочки, которые предлагают на рынке фрукты и ягоды?

За целый день денег от продажи цветов и рукоделия набиралось довольно много.

За несколько лет после «праздников белого цветка» собралось столько золотых и серебряных монет, что их хватило на постройку санатория на самом берегу Чёрного моря.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: благотворительность.


Занятие 9.

«КОГДА Я БУДУ ЦАРЁМ…»

Кроме Царской семьи во дворце жили разные люди. В праздники приезжали гости - короли и принцы с принцессами из соседних стран. Повара готовили обеды. Портные шили новую одежду. Доктора лечили детей и взрослых. Учителя давали уроки. Ещё были слуги - лакеи, садовники, дворники, посудомойки, парикмахеры.

Все служащие дворца получали от царя деньги за свою работу. У многих из них были дети, которые жили с родителями в дворцовых комнатах. Вот почему дворцы всегда строили такими большими.

Конечно, так много комнат не нужно было Царской семьи из семи человек. Зато они были необходимы всем тем людям, которые кроме них жили во дворце.

У доктора Боткина, который лечил царевича, тоже были дети - мальчик и девочка. К ним царские дети приходили в гости.

Как-то раз доктору нужно было помыть руки, перед тем делать осмотр больного. А в те времена ещё не было кранов с холодной и теплой водой. Люди умывались над тазиком, поливая воду на руки из кувшина. Одному человеку это сделать трудно. Всегда нужен кто-нибудь, кто подержит кувшин, подаст полотенце. Обычно дети доктора с радостью делали это для папы. А сейчас они куда-то убежали. В это время в комнату вошла царевна Анастасия, самая младшая из царских дочек.

- Пожалуйста, позовите лакея, пусть он польёт мне воды на руки, - сказал доктор.

- Зачем? - удивилась царевна Анастасия. - Давайте я подержу кувшин!

- Что вы! Что вы! - запротестовал доктор.

Он не мог и подумать, что царская дочка будет помогать ему вместо слуги.

Если ваши дети делают это для вас, почему я не могу? - удивилась маленькая царевна.

Царевич Алексей, как и его сёстры, никогда не важничал, что он - будущий царь. Наоборот, самой большой радостью после игр и прогулок с папой и сестрами для него было возиться с детьми дворцовых служащих. Летом, в Крыму, он собирал «потешное войско» из детей матросов и учился вместе с ними маршировать с ружьём на плече и петь солдатские песни. Вечерами мальчишки пекли картошку и яблоки под присмотром воспитателей. Цесаревич сам варил на костре гречневую кашу, выпросив у повара большой половник. Чумазый и загорелый, он совсем на походил тогда на наследника престола. Алексей часто говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: счастье, скромность.

Занятие 10.

ВОЙНА!

В сказках у царя всегда есть враги, с которыми он сражается. Так бывает и в жизни. Когда царевичу Алексею исполнилось десять лет, страна Германия объявила войну России.

Стали русские солдаты воевать с немцами.


Целых четыре года воевали. Много крови пролилось, а войне и конца не видно. Пришлось царю самому на войну ехать, чтобы помочь своим офицерам и солдатам.

С ним отправился и царевич Алексей.

Как же мама-царица его отпустила? Ведь на войне убить могут. Но не мужское это дело - от войны бегать и смерти бояться. Спроси у папы, должен ли мужчина свой дом защищать от опасностей? Что он тебе скажет? Конечно, должен. А у царя с царицей вся Россия - дом и все русские люди - как дети. Так они сами думали и так своих детей учили. Потому и отпустила царица маленького Алексея на войну. И солдатам веселее было воевать. Они знали, что сам Государь командует армией и наследник-царевич рядом с ним.

Однажды Николай Александрович взял с собой сына на линию фронта, куда долетали немецкие аэропланы. Притихший и серьёзный, ходил царевич среди раненых солдат, присаживался на серые солдатские одеяла и внимательно слушал их страшные рассказы о боях. Он и сам чувствовал себя маленьким солдатиком, одетый в зелёную гимнастёрку, такую же, как у рядовых бойцов. «Ефрейтор Алексей Романов» - так он с гордостью подписывал свои письма домой, к маме. За пребывание на линии фронта мальчик был награжден солдатской Георгиевской медалью, с которой никогда не расставался.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: Родина, Россия, патриот.

Занятие 11.

ГОСПИТАЛЬ ВО ДВОРЦЕ

А дома, в Царском Селе, прямо во дворце царица устроила госпиталь для раненых офицеров. Госпиталь - это больница для военных. Когда солдата ранят в бою, сестры милосердия выносят его из-под вражеских пуль и отправляют в госпиталь. Там другие сестры милосердия вместе с докторами лечат раны, делают уколы, дают лекарства.

Царица Александра тоже захотела стать сестрой милосердия. Милосердие - красивое слово, правда? Это значит, у человека сердце полно милости и любви. Ему жалко, если у другого что-то болит, и он старается его утешить и помочь. Поэтому такой человек бывает немножко похож на Христа, Который тоже многих людей исцелил, утешил и спас.

Трудное это дело - ухаживать за ранеными. Много нужно терпения и храбрости. Но ведь ради Христа трудились сестры милосердия. У них и одежда была особенная - серое платье с белым передником и платок с красным крестом. Сейчас такой крест рисуют на машинах «скорой помощи».

Старшие дочки, Ольга и Татьяна, помогали маме в госпитале, учились у докторов, как делать перевязки и сложные операции. А младшие, Мария и Анастасия, приносили в госпиталь цветы, пели раненым песни, рассказывали смешные истории, чтобы они скорее выздоравливали.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: милосердие.

Занятие 12.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Царь и царица часто брали детей с собой в храм. Царевич Алексей очень любил службы. В храме он всегда стоял рядом с папой-Государем у алтаря.

Однажды царевич снова сильно заболел, под самое Вербное воскресенье.

Ночью Алексей проснулся от сильной боли в руке. Неужели придётся остаться дома? А как же праздник? Длинная красивая служба, потом маленький парад перед дворцом… Губы царевича задрожали, но он крепился изо всех сил.

Ночь была на удивление тихой. Сквозь неплотно задвинутую занавеску проглядывали звёзды. И вдруг, словно наяву, перед глазами мальчика возникла знакомая дворцовая церковь. Звёзды куда-то исчезли. Было ясное, сияющее утро. Сбоку от входа в собор – лужица ещё крепкого апрельского льда. А дорожка к собору чистая, уже совсем без снега. Звонко цокают лошади, экипажи подъезжают и подъезжают.

-Бом! Бом!- ударяет колокол.

В храме тесно, много нарядных дам и офицеров. У них в руках тонкие прутики вербы. Посередине, поближе к алтарю, большая икона праздника - Христос едет на ослике в Иерусалим, а вокруг на деревьях сидят маленькие мальчики в белых рубашках и машут ветками.

В открытых Царских вратах - будто занавеска из солнечных лучей. И все батюшки в алтаре - золотые от солнца. Солнечные зайчики прыгают по головам царской свиты, по нотам в руках певчих. Мама, как всегда, подпевает им. У неё тоже веточка вербы. И у Ольги, и у Татьяны, и у Марии, и у Анастасии. Они стоят прямые, строгие, в своих длинных платьях сестёр милосердия. Скоро выйдет батюшка, неся Чашу со Святыми Дарами… А он должен лежать в кровати! Царевич уткнулся в подушку и горько заплакал. Как ему хотелось встречать Христа вместе со всеми!

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: Храм.

Занятие 13.

ХЛЕБА НЕТ

Война всё не кончалась. В Петербурге стало совсем плохо с хлебом. Чтобы накормить детей, родители поднимались рано-рано утром и в темноте шли за хлебом. Возле магазина было полно народу. Приходилось долго стоять в длинной очереди, чтобы получить буханку хлеба.

И царь с царицей решили - не шить себе новых платьев, не устраивать во дворце торжественных обедов до конца войны. А на те деньги, что раньше шли на новые платья, покупали бинты и подарки для солдат, чтобы те быстрей поправились.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: помощь.

БЕЗ ЦАРЯ

Но некоторые люди испугались: вдруг совсем есть нечего будет? И стали других подговаривать: это, мол, царь с царицей виноваты, что война никак не кончится. И решили злые, завистливые люди сами стать вместо царя.

Царь с царицей и царские дети любили Христа и очень хотели быть с Ним в Царстве Небесном, а ещё им хотелось, чтобы поскорей кончилась война, чтобы русские победили. Чтобы были у людей хлеб и спокойная жизнь, как раньше, до войны. И ради этого царь отдал свою корону и царский трон.

Только после этого мир не наступил, стало ещё хуже, чем прежде. Люди, которые хотели царствовать вместо настоящего царя, не сумели. Этому надо долго учиться, нужно благословение Божие на царство. А у них такого благословения не было. Ведь они обманом царя прогнали. Поэтому и получались у них одни глупости. От беспорядков хлеб совсем кончился. Люди начали голодать. Солдаты бросали ружья и убегали с войны по домам. Некому стало защищать русскую землю от врагов.

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: самопожертвование.


Занятие 14.

ЁЛОЧКА В ТЮРЬМЕ

Люди, которые обманом прогнали царя, боялись, что их обман раскроется. И вот они сделали во дворце тюрьму и заперли в ней Николая Александровича с семьёй.

Запретили гулять в парке, когда захочется. Расставили по всем комнатам охрану, чтобы никто не убежал. Солдаты нарочно ломали игрушки наследника и радовались, когда Алексей плакал. Они бранили царя разными гадкими словами, которые обычно повторяют только хулиганы и бандиты. И сами были на бандитов похожи: бродили по комнатам с ружьями, ругались, плевали прямо на пол. Царские дети заболели, потом заболела и царица. Тяжело им было. А солдаты удивлялись: почему это царь с царицей и детьми не злятся на них в ответ?

Наверное, от этого удивления солдаты-тюремщики стали потихоньку меняться. Стали вежливо разговаривать с царевнами, играли с Алексеем. Однажды даже разрешили пленникам поставить ёлочку на Рождество Христово. Раньше у царских детей всегда была ёлка. А теперь, в тюрьме, разве это можно? Но начальник тюремщиков сам захотел, чтобы был праздник. Несколько вечеров вся семья собиралась за столом, как в прежние времена: делали ёлочные украшения, готовили подарки. И когда ёлочка засветилась огоньками в полутёмной комнате в самый день праздника, то все увидели, какая гора подарков лежит под ней. Каждый солдат охраны получил что-нибудь в подарок. Одному достался тёплый шарф, связанный царицей, другому - варежки, связанные царевной Татьяной. Кому-то рисунок царевича, кому-то – коробочка с красивым узором, склеенная младшими дочками. Вот это было Рождество!

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: верность, вера, терпение.

Занятие 15.

МУЧЕНИКИ

Уже много месяцев Царская семья была под арестом. А однажды им велели быстро собраться и увезли далеко-далеко, за Уральские горы, в город Екатеринбург. Там у одного богатого человека был дом. Его выгнали вместе с семьей из дома и устроили там новую тюрьму.

Построили вокруг высоченный забор, на окна сделали решётки. И солдаты-охранники теперь были другие. Они уже ничему не удивлялись и не играли с царскими детьми, только ругались и обижали пленников. Не давали им кушать или нарочно приносили тарелки с испорченной пищей, от которой можно было сильно заболеть. И главное - не позволяли никому в храм ходить. По всей русской земле тогда разрушали храмы и убивали священников. И даже обычных людей, детей и взрослых, которые любили Бога.

Совсем плохо стало. Но Царственные мученики не унывали. Когда человек очень сильно любит Бога, ничто в жизни его не огорчает. Человек знает: раз так происходит, значит, так и должно быть. Царь с царицей и дети даже радовались, что им приходиться принимать мучения ради Христа. Только ещё крепче молились, чтобы не расставаться с Христом и друг с другом.

Мучители выходили из себя всё больше и больше, видя такое терпение. Они задумали новое злое дело - убить царя и с ним всю семью. И даже верных слуг, которые их не бросили, а служили им до последнего часа. Однажды ночью солдаты застрелили Царственных мучеников и тайно, чтоб никто не узнал, закопали в лесу.

Но страшная весть быстро разнеслась по России.

Началась новая война. Только теперь русские воевали не с немцами, а друг с другом. Те, кто был против Бога и царя, воевали с теми, кто их любил. Много русских людей погибло тогда от пуль, голода и болезней. Потом ненадолго наступил мир, и опять пришла новая война. Так и сыпались несчастья на русскую землю много-много лет.

Но, видно, крепко молились Царственные мученики у престола Царя Небесного.

Вспомнили русские люди о том, что есть Бог, перестали друг друга убивать и храмы рушить. Начали храмы заново строить и вместе с детьми Богу молиться.

Потихоньку стала оживать русская земля.

Святые Царственные мученики, молите Бога о нас!

После чтения рассказа проводится работа по содержанию прочитанного.

В личный дневник дети печатными буквами записывают «Важные слова в моей жизни»: Христос, Бог.

Список использованных источников

Е. Литвак. Праздник белого цветка. Свято-Елизаветинский монастырь, 2009.

2. В личных дневниках обучающихся после ознакомления с тематическими рассказами записаны «Важные слова в моей жизни»: Любовь, забота, трудолюбие, дружба, чтение, семья, послушание, почитание родителей, прощение, сострадание, Родина, Россия, честность, совесть, стыд, скромность, доброжелательность, благотворительность, счастье, патриот, милосердие, помощь, вера, верность, терпение, Храм, Христос, Бог.

3. С использованием словарей (Толкового словаря, Этимологического словаря, Орфографического словаря, Морфемного и словообразовательного словаря, Орфоэпического словаря, Грамматического словаря, Словаря православной лексики в русской литературе XIX–XX вв.) проводится словарная работа: любовь, забота, трудолюбие, дружба, чтение, семья, послушание, почитание родителей, прощение, сострадание, Родина, Россия, честность, совесть, стыд, скромность, доброжелательность, благотворительность, счастье, патриот, милосердие, помощь, вера, верность, терпение, Храм, Христос, Бог.



Разработка содержит информационный тематический текстовый материал для знакомства обучающихся со словами духовно-нравственного содержания с включением заданий на формирование функциональной грамотности. С использованием словарей (Толкового словаря, Этимологического словаря, Орфографического словаря, Морфемного и словообразовательного словаря, Орфоэпического словаря, Грамматического словаря, Словаря православной лексики в русской литературе XIX–XX вв.) с обучающимися проводится словарная работа: любовь, забота, трудолюбие, дружба, чтение, семья, послушание, почитание родителей, почтение, прощение, сострадание, Родина, Россия, долг, честность, совесть, стыд, скромность, доброжелательность, благотворительность, счастье, патриот, милосердие, помощь, вера, верность, терпение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!