СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Франция: революция 1848 г. и Вторая империя»

УРОК № 5. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

Цели урока:

Образовательная: учащиеся узнают, что волна революций, захлестнувших Европу в 40е гг. 19 в. Была вызвана серьезными экономическими и политическими и социальными причинами, прослеживают процесс постепенной демократизации политической системы во Франции в период Второй империи

Развивающая: развивать умение выделать причинно-следственные связи, размышлять и делать оценочные суждения, развивать мышление, устную и письменную речь

Воспитательная: доверие к человеку должно опираться на его личные дела, а не на память о заслугах его предков.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п, проблемный

Проблемное задание: Выскажите свое мнение об общих для европейских стран причинах революций 1848 – 1849 гг. Подумайте, чем было вызвано наличие общих причин в разных странах.

Формы работы: повествовательный рассказ, письменный опрос, работа с учебником и кратой.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Франция Бурбонов и Орлеанов»

Письменный опрос по вариантам. – 7 минут

ВАРИАНТ 1.

Почему период правления Людовика XVIII называют буржуазной монархией?

ВАРИАНТ 2.

Охарактеризуйте политику Луи Филиппа Орлеанского. Особенности Июльской монархии

ВАРИАНТ 3.

В чем причины и проявления кризиса июльской монархии

  1. Изучение нового материала.

1848 – 1849 гг. – в Европе происходит серия революций.

«Весной народов» назвали историки европейские рево­люции 18481849 гг., пошатнувшие троны монархов. В эти го­ды во Франции, в Италии, Австрийской империи, германских го­сударствах восставшие строили баррикады. Студенты, буржуа и рабочие участвовали в борьбе против своих правительств.

Что привело к этим событиям?

1) Причины революционных взрывов в Европе

    • неурожайные годы и голод

    • мировой экономический кризис

    • недовольство взяточничеством и коррупцией

    • стремление мелко и средней буржуазии получить доступ к власти

«Голодные сороковые» жесто­ко ударили по всем слоям европейского населения. Особенно ухуд­шилось экономическое положение между 1845 и 1847 гг., так как один за другим следовали неурожайные годы, что вызвало резкий рост цен на зерно.

Из-за картофельной болезни урожай этой культуры снизился, а ведь картофель, как вы знаете, всегда был «пищей бедняков». Крестьянам приходилось большую часть своих небольших доходов тратить на покупку хлеба, поэтому денег на приобретение сель­скохозяйственного инвентаря и одежды не оставалось.

Ко всем бедам в 1847 г. Европу потряс мировой промышлен­ный кризис.

Искра вспыхнула в феврале 1848 г. во Франции, оттуда по­жар перекинулся на ряд германских и итальянских государств, Ав­стрийскую империю. В 1848—1849 гг. революция приобрела не­бывалый раамах. В ней слились воедино борьба различных слоев общества за демократизацию политического строя, против элементов старого порядка, мешавших промышленной рево­люции, а также выступления рабочих против буржуазии, национальные движения (освободительные и объединитель­ные). Во Франции недовольство промышленной и торговой бур­жуазии и рабочих вызывал режим Июльской монархии.

Во Франции в 1845 г. картофельная болезнь поразила почти все сель­скохозяйственные районы. Проявлялась она везде одинаково: неожиданно засыхала ботва, а вырытый картофель оказывался непригоден для еды. Дождливый 1845 г. и засушливый 1846 г. привели к болезни виноградников. В это же время разразился экономический кризис, затронувший ; индустриальные страны. Он потряс финансовую систему Франции и привел к сокращению производства. В период кризиса усилился процесс концентрации производства, росли монопольные цены, от чего страдала средняя промышленная буржуазия.

По всей стране прокатились забастовки. Рабочие призывали свергнуть монархию и установить республику. «Мы прогнали тиранов с титулами, — говорилось в брошюре, написанной одним рабочим, — чтобы оказаться во власти тиранов с миллионами».

Широкое недовольство вызывали взяточничество и коррупция, пышно расцветавшие во время Июльской монархии.

Установления республики желала средняя и мелкая буржуазия, которую банкиры не допускали к власти. Для них главным было проведение реформы, которая открыла бы доступ к управлению страной.

2) Ход революции во Франции

24 февраля 1848 г. – начало революции в Париже.

Король отрекся о престола. Франция стала республикой.

Во главе – умеренный либерал Ламартин.

Читаем с. 115 – 116 учебника, выписать основные изменения (читаем то, что курсивом, остальное – рассказ учителя)

  • отмена дворянских титулов

  • свобода печати и собраний

  • всеобщее избирательное право (для мужчин с 21 года)

  • организованы общественные работы (Национальные мастерские)

  • декрет о 45% налоге ↓

недовольство внутренней политикой

Роспуск национальных мастерских

23-26 июня – восстание в Париже, было жестоко подавлено

Выборы президента Франции – Луи Наполеон Бонапарт – период Второй республики (1848 - 1851)

В ночь с 21 на 22 февраля на стенах парижских домов было расклеено воззвание правительства, запрещающее манифестации, шествия и любые сборища. Однако утром парижане стали соби­раться в толпы. Было пасмурно, моросил мелкий дождь. Толпа запела «Марсельезу» и двинулась к дворцу Бурбонов, где разме­щалось Законодательное собрание.

А в это время король стоял с подзорной трубой у окна свое­го кабинета в Тюильри и старался уяснить происходящее. К не­му уже приходил префект департамента Сены с предупреждени­ем о необходимости примирения с народом.

Что же сказал Луи Филипп? «Верьте мне, — сказал он, — зимой парижане никогда не делают революций». Король все еще не понимал, что происходит. Он позвонил и приказал позвать од­ного из своих адъютантов. «Что там такое?» — спросил Луи Фи­липп. «Ничего, Ваше Величество, толпа мальчишек взобралась на решетки палаты, их гонят прочь», — ответил адъютант.

В это время в городе уже происходили столкновения народа с войсками и полицией. Студенты нападали на драгун, кидали в них камни. Толпа захватила несколько оружейных лавок.

Вечером начались первые вооруженные схватки. Всюду слы­шались выстрелы. Ночь на 23 февраля была темная, дождь шел не переставая. Тишину нарушали только мерные шаги патрулей, перекличка часовых да отдаленный шум ломаемых мостовых — булыжник всегда был оружием пролетариата. К утру парижане соорудили 1500 баррикад.

24 февраля все важные пункты столицы оказались в руках восставших. Луи Филипп уже соглашался на проведение избирательной реформы, но было поздно. Народ требовал отречения. Король отказался от прав на трон и бежал в Англию.

Восставшие захватили Тюильри, королевский трон вытащили на площадь Бастилии и сожгли. Вооруженное восстание при­вело к победе революции. Июльская монархия была свергну­та.

Народ потребовал провозглашения республики. Было создано Временное правительство, в состав которого вошли девять рес­публиканцев и два социалиста — журналист Луи Блан и рабо­чий Александр Альбер.

Луи Блан пользовался большой популярностью за стремление решить проблему социального равенства. Он считал, что равен­ства можно добиться правильной организацией труда и распреде­ления богатств, что труд и капитал должны сосуществовать мир­но, так как ни один не может развиваться без другого. Луи Блана называли «поэтом социализма».

Правительство возглавил умеренный либерал поэт Альфонс Ламартин.

Республику признали духовенство и буржуазия. Дамы из выс­шего света собирали деньги в пользу раненых, и 50 тыс. фран­ков в этот фонд внес барон Ротшильд.

Временное правительство отменило дворянские титулы, изда­ло декреты о свободе печати, политических собраний, праве для всех граждан вступать в национальную гвардию. И наконец, был издан декрет о введении всеобщего избирательного права для муж­чин, достигших 21 года. Во Франции установился наиболее либе­ральный политический режим в Европе.

«Гарантировать рабочему его существование трудом». Так было написано в правительственном декрете о праве на труд от 25 февраля. Декрет гарантировал обеспечение всех граждан работой и отменял запрет на создание рабочих союзов. Затем создали «Прави­тельственную комиссию для трудящихся», которая должна была выработать конкрет­ные меры по улучшению их положения. Председателем комиссии стал Луи Блан. «Что я стану делать, — сказал он, — не имея власти, денег, никаких средств для осуществления наших идей? Что я скажу народу, если он обвинит меня в том, что я обманул его? Мне поручают прочитать перед голодными людьми курс лекций о голоде». Денег не было, и открыть необ­ходимое количество предприятий Луи Блан не мог. Важное место в деятельно­сти комиссии занимало улаживание кон­фликтов между рабочими и предпринимателями.

По всей стране создавались рабочие союзы.

Для борьбы с безработицей Временное правительство органи­зовало общественные работы. Оно открыло национальные мас­терские, в которых безработные могли зарабатывать деньги, не­обходимые для содержания семьи. К маю 1848 г. в мастерских было занято свыше 100 тыс. человек. В основном это были зем­ляные и дорожные работы, благоустройство улиц Парижа.

Учредительное собрание. Чтобы выйти из финансового кризиса, Временное правительство ввело декрет о 45-процентном налоге. Им облагались все собственники, в том числе и кресть­яне. С каждого франка 45 сантимов забирало государство. Круп­ные землевладельцы настраивали крестьян против революционно­го Парижа. «Ваши деньги идут на содержание бездельников, ко­торые не хотят трудиться», — говорили они. В этой обстановке прошли выборы в Учредительное собрание, и в крупных городах демократы потеряли много голосов. Но в целом победу на них одержали умеренные республиканцы, получившие 500 мест из 880. Большинство депутатов составляли представители интеллиген­ции — адвокаты, журналисты, врачи, инженеры, чиновники и др. Новое правительство усилило наступление против рабочих Пари­жа — вооруженные сходки были запрещены. На пост военного министра назначили генерала Кавеньяка, известного жестоким подавлением освободительного движения в Алжире.

«Хлеба или свинца!» Политическая обстановка в Па­риже становилась все более напряженной. Под влиянием Бланки и других радикалов в городе постоянно проводились забастовки и манифестации. Росло возбуждение масс, вызванное экономическими трудностями. Директор национальных мастерских писал в докладе: «Я наталкиваюсь на страдания, которые меня пугают и приводят в отчаяние... Нищета усиливается с каждым днем и гро­зит все затопить». Но дни существования национальных мастер­ских уже были сочтены — у правительства больше не было де­нег для их содержания.

22 июня был издан указ о роспуске национальных мастерских, он стал поводом к началу восстания парижских рабочих. Битва продолжалась 4 дня — с 23 по 26 июня. Лозунги рабочих «От­мена роспуска национальных мастерских!», «Хлеба или свинца!», «Свинца или работы!», «Долой Национальное собрание!» гово­рят о требованиях восставших.

Военный министр генерал Кавеньяк утопил восстание в крови.

Вторая республика. В результате июньского восстания демократические преобразования, начатые Временным правитель­ством, были приостановлены. Власти закрыли радикальные газе­ты, клубы и общества. Но всеобщее избирательное право сохра­нилось. В декабре были проведены президентские выборы, и в результате большинство голосов получил племянник Наполеона Бонапарта Луи Наполеон Бонапарт (1808—1873). За него от­дали голоса крестьяне, рабочие, городские низы и часть мелкой буржуазии. Почему эти люди поддержали его? Они надеялись, что «маленький племянник большого дяди» (как называли Луи На­полеона) будет так же внимателен к нуждам простых людей, как когда-то его великий родственник.

Режим, установленный после революции 1848 г., получил на­звание Второй республики. Политическая власть перешла в ру­ки консерваторов. Французы лишились многих демократических завоеваний: над школой установили контроль церкви, ограничили

свободу печати, собраний и объединений, избирательное право также было ограни- чено. Президент Луи Наполеон получил широкие полномочия. Он был очень чес- толюбив и мечтал о троне.

2 декабря 1851 г. принц-президент Луи Наполеон произвел государственный переворот, распустив Законодательное со­брание и взяв всю полноту власти в свои руки. Он объявил, что президент несет от­ветственность непосредственно перед на­родом. Республиканцы пытались протесто­вать. Виктор Гюго писал: «Луи Наполеон Бонапарт нарушил Конституцию, которой он присягал. Он поставил себя вне зако­на». Однако проведенный плебисцит (все­народный опрос) показал почти единодуш­ную поддержку Луи Наполеона со стороны французов.

3) Вторая Империя

1851 г. – Луи Наполеон совершил государственный переворот, взяв всю власть в свои руки

1852 г. –провозгласил себя императором Наполеоном III

«Империя это мир». А еще через год, 2 декабря 1852 г. , в годовщину коронации Наполеона I, Луи Наполеон про­возгласил себя императором под именем Наполеона III. «Импе­рия — это мир», — сказал он. Новый император пользовался поддержкой крестьян, значительной части промышленников.

В стране установился политический режим Второй империи. Конституция 1852 г. начиналась с заявления, что она «признает, подтверждает и гарантирует великие принципы 1789 г.». Но из прежних символов революции осталось только трехцветное зна­мя, с которого убрали крамольные слова: «Французская респуб­лика. Свобода. Равенство. Братство». «Марсельеза» опять стала опасной революционной песней, петь которую могли только «вра­ги империи». О 14 июля в официальной печати не упоминали. Национальным праздником снова объявили 15 августа — день рождения Наполеона I.

В руках императора сосредоточилась большая власть: он стал главнокомандующим вооруженными силами, мог объявлять войну и заключать мир, издавать декреты и назначать на государствен­ные должности. Министры подчинялись только императору. Ор­ганы местного самоуправления находились в большой зависимо­сти от центральной власти. Огромную власть в стране получило католическое духовенство, поддержавшее императора. Под надзо­ром церкви находились школы, но духовенство стремилось уста­новить свой контроль и над высшим образованием. Правительст­во провело «чистку» преподавателей в университетах, увольнялись многие профессора — республиканцы и либералы. Печать нахо­дилась в ведении полиции.

Единственное, что сохранилось в стране от революции 1789 г., — это всеобщее избирательное право, распространявше­еся на всех мужчин, достигших 21 года.

С годами режим становился более либеральным: в 1859 г. бы­ла объявлена амнистия всем лицам, осужденным за политические проступки; эмигранты получили возможность вернуться в страну; в 60-е гг. император восстановил свободу печати и собраний; вер­нул Законодательному собранию право предлагать законы; рабо­чим разрешали создавать общества взаимопомощи. Авторитар­ный режим перерастал в демократический. Но среди респуб­ликанцев Наполеон III был непопулярен.

  1. Домашнее задание. § 15, в. 4 – письменно (Внешняя политика Наполеона III)