СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке совершенствуются умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте. Развивается образное, логическое мышление, закрепляются навики работы с фразеологическими словарями.

Просмотр содержимого документа
«Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.»

План открытого урока по русскому языку.

Тема. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.

Цели урока:

  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Техническое оборудование: проектор, экран

Оборудование: доска , раздаточный материал.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

Преподаватель: Хотелось бы начать наш урок со слов великого ученого-русиста В.В. Виноградова, который занимался изучением лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Преподаватель: Целью урока будет задание - обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Преподаватель. Сейчас мы проведем орфографическую разминку.

Ваше задание написать диктант и объяснить значение фразеологизмов.

Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут то было. Ничего не попишешь. Нежданно-негаданно. Невзирая на лица. Ни кола, ни двора.

Преподаватель. Как называются эти выражения?

III. Актуализация опорных знаний.

Преподаватель. Давайте вспомним , ребята, что такое фразеологизмы?

Студент 1. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов ,цельные по своему значению.

Студент 2. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.

IV.Обобщение и систематизация пройденного материала.

Преподаватель. На доске записаны слова. Составьте выражения с этих слов и объясните их значение (по вариантам).

Вода, не ,разлить. Как, провалить, земля, сквозь.

(Водой не разольешь – очень дружны; как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть).

Преподаватель. Слова вдруг теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

- Как вы понимаете значение выражений?

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Преподаватель. Дома вы подготовили сообщения. Расскажите о происхождении фразеологизмов нить Ариадны, ящик Пандоры, остаться с носом.

Студент 1. Нить Ариадны.

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражении «нить Ариадны»: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Студент 2. Ящик Пандоры.

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Выражение «ящик Пандоры» имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

Слово преподавателя.

«Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится» - говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знания их происхождения тоткрывает нам глазана многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто слышем: остаться с носом или зарубить себе на носу. Оказывается эти выражения не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову «нос» в современном понимании.

Студент 3. Остаться с носом, зарубить себе на носу.

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т. Е. приношение. Подарок ,выкуп ( на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. О статься с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу». Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней заметки, зарубки.

Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

Слово преподавателя.

- А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов.

1. Работа в тетрадях. На экране ТВ приведена таблица и задание.





Фольклор

Мифология древнего мира

История


За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).


3. Слово преподавателя.

Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам.

В тетради

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство


Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).


Слово преподавателя.

Кто мне скажет, что изучает фразеология?


4.Блиц – опрос.


Преподаватель.

- В каком разделе изучается фразеология? ( Лексика). Значит

Фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

5. Работа с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

В итать в облаках

Связывать по рукам и ногам

В ставлять палки в колеса

Из другого теста

Н ебо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки


Найдите фразеологические антонимы

Д уша в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Р укой подать

За тридевять земель

В осходящая звезда

Угасшее светило


Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Н абрать в рот воды

Пожимать плечами

В стал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

К ак сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь


Найдите фразеологические антонимы

К ак из-под земли вырос

Засучив рукава

Б ить баклуши

Сидеть сложа руки

К ак кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода



Преподаватель. С заданием вы справились.

- Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией и библейскими преданиями: поцелуй Иуды, Вавилонское столпотворение, Всемирный потоп и т. д. за каждым из них стоит общественный миф.

- Где мы можем выяснить значение этих выражений?

6. Работа со словарями.

- Давайте проверим так ли это ( 2-3 выражения из словаря).

Работа в парах.

- Пока ребята выясняют информацию о фразеологизмах, мы с вами выполним следующее задание.

- Замените, пожалуйста, фразеологизмы одним словом.

Преподаватель.

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС

2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. УШИ



3.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР

Пары объясняют ответы.

7. Работа с раздаточным материалом.

Преподаватель.

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

  1. 1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

V.Рефлексия.

Слово преподавателя.

- А теперь пришло время проверить наши знания в тесте.

1.Работа проводится по вариантам.



Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

 а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.


  1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко­лом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката


4. Закончите фраазеологизм: «нить _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он ,может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.



  1. Беседа.


- Давайте вспомним что мы сегодня говорили о фразеологизмах?

- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

- С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

- Какова их роль в речи?

Слово преподавателя.

- Ребята, я хочу рассказать вам одну историю.

Были в одной мастерской две дужки и стержень, которые использовали вместе и по раздельности ( преподаватель рисует на доске). Но однажды рабочий взял их и аппаратом сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут – поживают слова –детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой - то момент , когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.

- Так как же называется это неделимое словосочетание?

Преподаватель.

- Обращаясь вновь к высказыванию В. В. Виноградова « Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

3. Итог урока. Комментарий преподавателя по домашнему заданию. Выписать из фразеологических словарей 7 выражений , которые не звучали на уроке.

4. Выставление оценок.

















  1. Беседа.


- Давайте вспомним что мы сегодня говорили о фразеологизмах?

- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

- С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

- Какова их роль в речи?

Слово преподавателя.

- Ребята, я хочу рассказать вам одну историю.

Были в одной мастерской две дужки и стержень, которые использовали вместе и по раздельности ( преподаватель рисует на доске). Но однажды рабочий взял их и аппаратом сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут – поживают слова –детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой - то момент , когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.

- Так как же называется это неделимое словосочетание?

Преподаватель.

- Обращаясь вновь к высказыванию В. В. Виноградова « Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

5. Итог урока. Комментарий преподавателя по домашнему заданию. Выписать из фразеологических словарей 7 выражений , которые не звучали на уроке.

6. Выставление оценок.