СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы"»

 Урок русского языка  6 класс

Урок русского языка 6 класс

К. И.Чуковский  Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» в каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

К. И.Чуковский

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» в каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

«Съел собаку» Приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле.

«Съел собаку»

  • Приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле.
Фразеологизмы

Фразеологизмы

Формулируем цель урока Уточнить, что такое........, выяснить их особенности Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются.......... Выяснить, где узнать лексическое значение........ Выяснить роль .......... в речи.

Формулируем цель урока

  • Уточнить, что такое........, выяснить их особенности
  • Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются..........
  • Выяснить, где узнать лексическое значение........
  • Выяснить роль .......... в речи.
Слова  ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы  восходят к двум словам др.-греч. яз.  phrasis ( выражение ) + logos ( учение ). Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы

восходят к двум словам др.-греч. яз.

phrasis ( выражение ) + logos ( учение ).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

собака съесть Собаку съел(а)  Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например:  большая собака , съесть яблоко .  Но только выражение собаку съел(а)  является фразеологизмом

собака

съесть

Собаку съел(а)

Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: большая собака , съесть яблоко .

Но только выражение собаку съел(а) является фразеологизмом

  Фразеологические словари

Фразеологические словари

Что можем узнать из фразеологического словаря?   значение фразеологизма; историю происхождения фразеологизма; примеры употребления фразеологизмов в литературе

Что можем узнать из фразеологического словаря?

  • значение фразеологизма;
  • историю происхождения фразеологизма;
  • примеры употребления фразеологизмов в литературе
Прочитайте стихотворение. Выпишите фразеологизмы. Устно объясните значение.    Глеб у доски повесил нос,   Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться.  О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?  расстроился сильно краснеть от стыда исчезнуть бездельничать

Прочитайте стихотворение. Выпишите фразеологизмы. Устно объясните значение.

Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

расстроился

сильно краснеть от стыда

исчезнуть

бездельничать

Составьте словосочетания с данными в скобках словами? Есть ли среди них устойчивые? (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. Куры не клюют – очень много Кот наплакал – очень мало Тёртый калач – опытный бывалый человек

Составьте словосочетания с данными в скобках словами? Есть ли среди них устойчивые?

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Куры не клюют – очень много

Кот наплакал – очень мало

Тёртый калач – опытный бывалый человек

Фразеологизмы и свободные словосочетания   Выступление Ивановой Марии

Фразеологизмы и свободные словосочетания

Выступление

Ивановой Марии

Запишите номера предложений с фразеологизмами 1.На прощание она нам махнула рукой. 2.На него все махнули рукой 3.Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. 4.Ребята работали засучив рукава. 5.За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 6.Ребёнку намылили голову ароматным шампунем. 2 4 5

Запишите номера предложений с фразеологизмами

1.На прощание она нам махнула рукой. 2.На него все махнули рукой

3.Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки.

4.Ребята работали засучив рукава.

5.За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.

6.Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

2

4

5

1 тип задания. Даны предложения, в которых подчёркнуты слова, их нужно заменить фразеологизмами.  Стали искать Витю, но он куда-то пропал. Целый час он меня обманывал, дурачил . Сквозь землю провалился Лапшу на уши вешал Мальчик с большим аппетитом ел обед в школе. Уплетал за обе щеки Мы не позволим никому нам мешать. Вставлял палки в колёса 2 тип задания. Слова не подчёркнуты. Самостоятельно должны понять, какие выражения необходимо трансформировать во фразеологизмы. Сели на хвост Сыщики установили слежку за опасным преступником. Дмитрий – кроткий, безобидный человек. Мухи не обидит

1 тип задания. Даны предложения, в которых подчёркнуты слова,

их нужно заменить фразеологизмами.

Стали искать Витю, но он куда-то пропал.

Целый час он меня обманывал, дурачил .

Сквозь землю провалился

Лапшу на уши вешал

Мальчик с большим аппетитом ел обед в школе.

Уплетал за обе щеки

Мы не позволим никому нам мешать.

Вставлял палки в колёса

2 тип задания. Слова не подчёркнуты. Самостоятельно должны понять,

какие выражения необходимо трансформировать во фразеологизмы.

Сели на хвост

Сыщики установили слежку за опасным преступником.

Дмитрий – кроткий, безобидный человек.

Мухи не обидит

Употребление фразеологизмов в речи   Выступление Петровой Анастасии

Употребление фразеологизмов в речи

Выступление

Петровой Анастасии

Подберите к  данным фразеологизмам синонимы из другого столбика Хоть пруд пруди Куда глаза глядят Кто во что горазд Ворон считать Как снег на голову Кто в лес, кто по дрова Ни рыба ни мясо Рукой подать Ни то ни сё Куры не клюют Куда ноги несут Как гром среди ясного неба Бить баклуши В двух шагах

Подберите к данным фразеологизмам синонимы из другого столбика

Хоть пруд пруди

Куда глаза глядят

Кто во что горазд

Ворон считать

Как снег на голову

Кто в лес, кто по дрова

Ни рыба ни мясо

Рукой подать

Ни то ни сё

Куры не клюют

Куда ноги несут

Как гром среди ясного неба

Бить баклуши

В двух шагах

Подберите к  данным фразеологизмам антонимы из другого столбика Рукой подать Мастер на все руки На вес золота Грош цена Семи пядей во лбу Песок сыплется Молоко на губах не обсохло У чёрта на куличках В час по чайной ложке Хоть кол на голове теши Мастер кислых щей Кот наплакал Куры не клюют  На всех парах

Подберите к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика

Рукой подать

Мастер на все руки

На вес золота

Грош цена

Семи пядей во лбу

Песок сыплется

Молоко на губах не обсохло

У чёрта на куличках

В час по чайной ложке

Хоть кол на голове теши

Мастер кислых щей

Кот наплакал

Куры не клюют

На всех парах

Источники происхождения фразеологизмов   Выступление Леонтьевой Валентины

Источники происхождения фразеологизмов

Выступление

Леонтьевой Валентины

По определениям отгадайте фразеологизмы из мифов Древней Греции  Крайне запущенное помещение, а также дела, находящиеся в крайнем беспорядке Неиссякаемый источник богатства, благ Слабое, уязвимое место Путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения. Авгиевы конюшни Рог изобилия Ахиллесова пята Нить Ариадны

По определениям отгадайте фразеологизмы из мифов Древней Греции

  • Крайне запущенное помещение, а также дела, находящиеся в крайнем беспорядке
  • Неиссякаемый источник богатства, благ
  • Слабое, уязвимое место
  • Путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.

Авгиевы конюшни

Рог изобилия

Ахиллесова пята

Нить Ариадны

Диктант- молчанка

Диктант- молчанка

Проверьте! Наломать дров - сделать плохо, поступить необдуманно. Спустя рукава - делать что-либо небрежно. Съесть пуд соли - быть очень дружными, хорошо знать кого-либо. Водить за нос - обманывать.

Проверьте!

  • Наломать дров - сделать плохо, поступить необдуманно.
  • Спустя рукава - делать что-либо небрежно.
  • Съесть пуд соли - быть очень дружными, хорошо знать кого-либо.
  • Водить за нос - обманывать.
Творческая мастерская Сочинение-миниатюра

Творческая мастерская

Сочинение-миниатюра

 Оцени свою работу Мне понравилось, что… Я узнал, что… Мне было скучно, неинтересно Как вы работали  на уроке?

Оцени свою работу

Мне понравилось, что…

Я узнал, что…

Мне было скучно, неинтересно

Как вы работали

на уроке?

Домашнее задание  Составить синквейн по теме  «Фразеологизмы».    Дополнительно(по желанию):   нарисовать фразеологизмы.

Домашнее задание

  • Составить синквейн по теме «Фразеологизмы».

Дополнительно(по желанию):

нарисовать фразеологизмы.

Молодцы, ребята!  Спасибо за работу!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!