Фразеологизмы. 2 урока.
Первый урок. Фразеологизмы
Самостоятельная работа. СЛАЙД.
А) Записать определение историзмов и архаизмов.
Б) Распределительный диктант.
Веретено, кафтан, кокошник, бурлак, длань, чело, царь, давеча, холоп, дворяне, барыня, рамена, крепостные, цирюльник, злато, супостат, подьячий, кибитка, очи, десница, князь, выя.
Изучение нового материала. Стр. 86. Прочитать определение «фразеология».
Наблюдение над языковым материалом. Стр.86-87.
Прочитать определение «фразеологизмы»+ под вертикальными линиями.
Упр. 177. Письменно.
Упр.178. Устно.
Упр. 179. Письменно.
Ответить на вопрос в зелёной рамке.
Итог урока. ДЗ. Найти значение данных фразеологизмов, записать его в тетрадь, знать значение этих фразеологизмов.+ стр.86 и 87. Выучить определения «фразеологизм», «фразеология».
воды не замутит –
гусь лапчатый –
родиться в сорочке –
брать на карандаш –
пустить красного петуха –
денно и нощно –
вавилонское столпотворение –
хуже горькой редьки –
рыцарь без страха и упрека –
чувство локтя –
Второй урок. Фразеологизмы.
Самостоятельная работа.
1.Записать определениепонятий «фразеологизм», «фразеология».
2. Записать значение данных фразеологизмов.
2. Упр. 180.Письменно.
3. Упр.181. Устно.
4. Синтаксический разбор предложений с фразеологизмами. Половину в классе, половину как дз.
Ребята радостно убирали опавшую листву, а Коля работал спустя рукава.
Витя сломя голову выбежал из класса.
Моя мама не любит, когда я путаюсь под ногами при уборке дома.
Целую неделю Оля ждала встречи с Фантиком, но он как сквозь землю провалился.
Дождь лил как из ведра.
В мгновение ока все были возле нее.
Мой друг - тёртый калач.
Мама положила мне салата с гулькин нос.
5. Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского «Гусиное горло». В этом рассказе Дениска собирается на день рождения к своему лучшему другу Мишке. СЛАЙД
Мы стали дальше обедать, и вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:
– Прямо не знаю: пускать его в гости или нет?
Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:
– А почему?
– Он нас там опозорит, – сказала мама, – он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает... Кошмар!
– Ничего, – сказал я, – Мишка тоже не умеет.
– Это не оправдание, – нахмурился папа. – Нужно есть прилично. Нужно знать правила...
Какие правила нужно знать, чтобы не опозорить в гостях свою фамилию?
Выпишите из текста фразеологизмы, объясните их значение.
6.Резерв. Упр.182