СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: что такое фразеологизмы?

Цель урока (стратегия деятельности учителя): первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое фразеологизмы?».

Предметные: получат возможность научиться осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

познавательные – будут развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осваивать способы решения проблем поискового характера; работать с учебными моделями.

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

регулятивные – будут определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие с поставленной задачей, осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):

 Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами.

Базовая технология: проблемное обучение.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование

Самоопределение к деятельности.

 

 

 

 

Организационный момент.

 

- Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик». (После этих слов поворачиваются, глядя в глаза своему партнёру, проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке.

- Пусть удача и успех сопровождают вас всегда и дарят вам свои лучики тепла, добра и взаимопомощи. Начинаем наш урок. А вот и первый лучик «Удача» заглянул к нам на урок. Прочитайте, что он нам принес.

  Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!

 

 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Приветствуют друг друга. Повторяют движения.

Настраиваются на урок.

Читают текст на лучике.

 Личностные:  научатся применять знания для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях;

способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708

Учебник, рабочая тетрадь. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

Ребята, вам все было понятно? Все ли вы смогли разобрать? Вам все слова показались понятными и обычными.

- Вам не кажется, что в тексте употребляются какие- то необычные выражения?

Подчеркните и выпишите выражения, которые вам были не понятны.

 

Отвечают на вопрос. Высказывают предположения.

Записывают число, классная работа

Подчеркивают. Зачитывают. Записывают

 Личностные: 

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Регулятивные:

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

целеполагание.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Познавательные:

проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания. Предметные:

обобщать знания о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число.

 

 Постановка учебной задачи.

- Может быть, кто-то из вас знает, как называются эти выражения?

– Откройте учебник на стр. 49. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока.

– Как вы ответите на этот вопрос?

– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него.

Давайте попробуем поставить цель нашего урока.

Знать:

Уметь:

Воспитывать:

Диалог с учителем.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

 

Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока.

Знать понятие фразеологизмы;

Роль фразеологизмов в речи человека.

Уметь находить в предложении фразеологизмы.

правильно употреблять фразеологизмы

    

   Познавательные УУД: уметь отличать новое знание от уже известного, умение классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: учиться высказывать свое мнение.

 Регулятивные умение осознавать и формулировать цель 

работы на уроке с помощью учителя.

 

Изучение нового мате-

 риала.

1. Работа

по учебнику

– Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

– Кого называют словом «тапи́р»?

– Что означает выражение «повесил нос»?

– Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Работа с правилом.

Прочитайте правило и выделите ключевые слова, которые нам помогут понять, что значит «устойчивое сочетание»

– Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык»

Выполняют

задание.

Ответы учащихся.

Внимательно слушают.

 

 

 

Читают. Выделяют. Зачитывают:

Нельзя заменить слово, смысл всего выражения, а не отдельных слов.

 

 

Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах.

Познавательные:

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания.

Предметные:

Умение выделять главноре

 

 

 2. Работа со словарем фразеологизмов

– Обратите внимание, что в учебнике на с. 157– 158 помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

– Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?

– Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем-

Надо косточки встряхнуть.

Открывают и рассматривают словарь. Работают со словарем.

 

Зачитывают выражения

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения физкультминутки

Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

выполнять устные и письменные приемы умножения.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах.

Познавательные:

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания.

Предметные:

Работа со словарем с использованием алгоритма.

 

Первичное закрепление (усвоение нового)

 

 

– Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют задания

Составляют предложения, употребив в нем одно из данных фразеологизмов

Регулятивные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия. 

Предметные УУД:  использование начальных сведения     о фразеологизмах.

 

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

– Найдите упр. 87. Прочитайте. Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их значение.

 

– Выполните письменное задание. Проверьте написанное.

Учитель на доске демонстрирует правильное написание слов в словосочетаниях.

– Выполняют задание. Осуществляют самопроверку

 

 

Итог урока.

Рефлексия деятельности

– Над какой темой работали на уроке?

– Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы? Какие фразеологизмы вы слышали в устной речи?

Задание: соедините фразеологизмы с соответствующей картинкой. Объясните их значение. Витаить в облаках, висеть на волоске, войти в историю, волосы становятся дыбом, клевать носом, курам на смех

   

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Вот, посмотрите наш второй лучик «Наши успехи» Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на доске. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

 

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук. Показ слайда

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

 

 

Отвечают на вопросы. Записывают ответы в тетрадь.

 

 

По одному ученику у доски соединяют картинку с фразеологизмом, объясняют как они понимают данный фразеологизм.

 

 

 

 Регулятивные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия. 

Предметные УУД:  использование начальных сведений    о          жарких районах Земли.

Коммуникативные УУД: умение          излагать          своё мнение          и аргументировать          свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД: осознание личностного смысла учения;

закрепление

положительная мотивация на учебную деятельность

 

Задание на дом

Списать из фразеологического словаря два фразеологизма; и до завтра дома постараться употреблять в речи как можно больше фразеологизмов. А завтра вы мне расскажете, какие фразеологизмы вы использовали, и их значение.

 

с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов в разделе «Страничка для любознательных»)

-Спасибо за урок!

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс»

Класс: 3

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: что такое фразеологизмы?

Цель урока (стратегия деятельности учителя): первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое фразеологизмы?».

Предметные: получат возможность научиться осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

познавательные – будут развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осваивать способы решения проблем поискового характера; работать с учебными моделями.

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

регулятивные – будут определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие с поставленной задачей, осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):

Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами.

Базовая технология: проблемное обучение.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование

Самоопределение к деятельности.





Организационный момент.


- Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик». (После этих слов поворачиваются, глядя в глаза своему партнёру, проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке.

- Пусть удача и успех сопровождают вас всегда и дарят вам свои лучики тепла, добра и взаимопомощи. Начинаем наш урок. А вот и первый лучик «Удача» заглянул к нам на урок. Прочитайте, что он нам принес.

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!



Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Приветствуют друг друга. Повторяют движения.

Настраиваются на урок.

Читают текст на лучике.

Личностные: научатся применять знания для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях;

способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708

Учебник, рабочая тетрадь. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Ребята, вам все было понятно? Все ли вы смогли разобрать? Вам все слова показались понятными и обычными.

- Вам не кажется, что в тексте употребляются какие- то необычные выражения?

Подчеркните и выпишите выражения, которые вам были не понятны.


Отвечают на вопрос. Высказывают предположения.

Записывают число, классная работа

Подчеркивают. Зачитывают. Записывают

Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Регулятивные:

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

целеполагание.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Познавательные:

проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания. Предметные:

обобщать знания о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число.


Постановка учебной задачи.

- Может быть, кто-то из вас знает, как называются эти выражения?

– Откройте учебник на стр. 49. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока.

– Как вы ответите на этот вопрос?

– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него.

Давайте попробуем поставить цель нашего урока.

Знать:

Уметь:

Воспитывать:

Диалог с учителем.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.


Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока.

Знать понятие фразеологизмы;

Роль фразеологизмов в речи человека.

Уметь находить в предложении фразеологизмы.

правильно употреблять фразеологизмы

Познавательные УУД: уметь отличать новое знание от уже известного, умение классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: учиться высказывать свое мнение.

Регулятивные умение осознавать и формулировать цель

работы на уроке с помощью учителя.


Изучение нового мате-

риала.

1. Работа

по учебнику

– Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

– Кого называют словом «тапи́р»?

– Что означает выражение «повесил нос»?

– Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Работа с правилом.

Прочитайте правило и выделите ключевые слова, которые нам помогут понять, что значит «устойчивое сочетание»

– Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык»

Выполняют

задание.

Ответы учащихся.

Внимательно слушают.




Читают. Выделяют. Зачитывают:

Нельзя заменить слово, смысл всего выражения, а не отдельных слов.



Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах.

Познавательные:

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания.

Предметные:

Умение выделять главноре


2. Работа
со словарем фразеологизмов

– Обратите внимание, что в учебнике на с. 157–
158 помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

– Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?

– Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.







Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем-

Надо косточки встряхнуть.

Открывают
и рассматривают словарь. Работают со словарем.


Зачитывают выражения


Работа в парах






Выполняют упражнения физкультминутки

Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

выполнять устные и письменные приемы умножения.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах.

Познавательные:

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания.

Предметные:

Работа со словарем с использованием алгоритма.


Первичное закрепление (усвоение нового)

– Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания

Составляют предложения, употребив в нем одно из данных фразеологизмов

Регулятивные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные УУД: использование начальных сведения о фразеологизмах.


Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

– Найдите упр. 87. Прочитайте. Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их значение.


– Выполните письменное задание. Проверьте написанное.

Учитель на доске демонстрирует правильное написание слов
в словосочетаниях.

– Выполняют
задание. Осуществляют
самопроверку



Итог урока.

Рефлексия деятельности

– Над какой темой работали на уроке?

– Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы? Какие фразеологизмы вы слышали в устной речи?

Задание: соедините фразеологизмы с соответствующей картинкой. Объясните их значение. Витаить в облаках, висеть на волоске, войти в историю, волосы становятся дыбом, клевать носом, курам на смех

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Вот, посмотрите наш второй лучик «Наши успехи» Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на доске. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:


1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук. Показ слайда

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.


Отвечают
на вопросы. Записывают ответы в тетрадь.





По одному ученику у доски соединяют картинку с фразеологизмом, объясняют как они понимают данный фразеологизм.






Регулятивные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные УУД: использование начальных сведений о жарких районах Земли.

Коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД: осознание личностного смысла учения;

закрепление

положительная мотивация на учебную деятельность


Задание на дом

Списать из фразеологического словаря два фразеологизма; и до завтра дома постараться употреблять в речи как можно больше фразеологизмов. А завтра вы мне расскажете, какие фразеологизмы вы использовали, и их значение.


с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов в разделе «Страничка для любознательных»)

-Спасибо за урок!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс