СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Фразеологизмы» урок в 3 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Фразеологизмы» урок в 3 классе»

Тема урока: «Фразеологизмы».

УМК: «Школа России»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создать условия для ознакомления с новыми понятиями и закрепить на практике новые знания.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке;

  • употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

развивающие: развивать речевые, орфографические, пунктуационные навыки учащихся;

воспитывающие: воспитывать интерес и прививать любовь к русскому языку.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • Воспитать самостоятельность, интерес к познанию нового, ответственное отношение к родному языку;

  • Умение оценивать свои действия.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

  • Планировать действия для решения проблемной ситуации/поставленной задачи;

  • Обучить навыкам самооценки и самоконтроля.

Познавательные:

  • Учить обобщать материал и делать выводы;

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;

  • Использовать учебник для поиска информации, представленной в явном виде.

Коммуникативные:

  • Проявлять уважительное отношение к одноклассникам и учителю;

  • Аргументировать свое мнение;

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • Распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Предметные:

  • Уметь определять в тексте фразеологизмы (фразеологические обороты);

  • Уметь заменять фразеологизмы на другие части речи;

  • Знать распространённые фразеологические обороты и их значение.;

Этап урока

Методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия с указанием времени на конкретный этап урока

УУД

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация начала урока

(2 мин.)

Метод: беседа



Форма: фронтальная

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

-Проверьте, что всё подготовлено к уроку. На столе лежит учебник и тетрадь по русскому языку, пенал и на столе лежит распечатка, по которой мы сегодня будем работать.

Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф к нашему уроку

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
                                           А.Толстой

-Как вы думаете как смысл в этом выражение?

Приветствие и проверка готовности к уроку.














Предположения учащихся

Р. Сверять свои действия с целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Словесные: слово учителя

Актуализация опорных знаний

(3 мин.)

Метод: словесный


Приём: объяснение


Форма: фронтальная

Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение. Подчеркивают главные члены и второстепенные.


Ночь темна и тепла,

Благодатная мгла

На долины легла.

(В. Бенедиктов.)

Записывают число и классная работа и предложение.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Словесные

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (3 мин.)


Метод: словесный


Приём: беседа


Форма: фронтальная

-Ребята, мы довольно часто слышим про пословицы и поговорки, вот какие вы знаете?

- Так вот эти пословицы и поговорки являются фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется около пятидесяти фразеологических оборотов.

Называют известные им поговорки.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в уст-ной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Словесные

ОНЗ (13-15 мин.)

Метод: практический


Приём: работа в тетрадях


Форма: фронтальная

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл


- Посмотрите в распечатках на задание №1. Устно объясните фразеологизмы.

- Под №2 запишите предложения, но заменяя фразеологические обороты на привычные слова (глаг., сущ., прил.)

Устно отвечают.




Работа в тетрадях. Устная проверка



Р. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев в диалоге с учителем.

Распечатка

Первичное закрепление (5 мин.)

Метод: практический


Приём: упражнение с проверкой


Форма: индивидуальная

Фразеологические загадки.


Отгадайте, о чем идет речь.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

Её набирают в рот, когда молчат.

Его держат за зубами.

Устная работа









П. Анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста.

Распечатка

Физминутка (1 мин.)


Пальчиковая гимнастика




Включение нового знания в систему знаний и повторение (15 мин.)

Метод: практический


Приём: работа с распечатками


Форма: индивидуальная

Упражнение №3. Дайте определение фразеологизмам и запишите их в тетрадь.

Также допишите ещё 5 любых фразеологизмов и дайте им определение.

Самостоятельная работа в тетрадях с устной или письменной самопроверкой.



П. Анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста.


Распечатка











Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Метод: словесный


Приём: рефлексия


Форма: фронтальная

- Молодцы, ребята. Сегодня все хорошо старались. Давайте ещё раз вспомним, что такое фразеологизм.

- Д.З. на доске, можете выйти на перемену и отдохнуть.


Ученики вспоминают изученное на уроке.

Р. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Выставление отметок





Упражнение №1. Устно объясните приведённые ниже фразеологизмы и фразеологические обороты.

Валится из рук; голыми руками взять; мастер на все руки; не покладая рук; дать руку на отсечение; лёгкая рука.



Упражнение №2. Переделайте предложения с фразеологическими оборотами в предложения без них, но не потеряв смысл.

Пример: Да нужна ему эта вещь, как собаке пятая лапа. – Да нужна ему эта бесполезная вещь.

1. Владик в математике, как рыбы в воде.

2. Утром мы проспали, пришлось завтрак стряпать на скорую руку.

3. Настоящей ахиллесовой пятой в нашей команде был вратарь.

4. Знакомый товарищ долго водил нас за нос.

5. Мой брат купил квартиру в новом микрорайоне, за тридевять земель от нас.



Упражнение №3. Составьте словарь фразеологизмов, дайте каждому из перечисленных определение.

Баклуши бить - бездельничать

После дождичка в четверг - никогда

намылить шею - сильно отругать

Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости

Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем

Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко

Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий

На краю земли - где-то очень далеко

На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства

Ни зги не видно - так темно, что не видно тропинки, дорожки










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!