СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку . Тема : «Фразеологизмы» 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 4 класс .

фразеологизмы ,как устойчивое сочетание слов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку . Тема : «Фразеологизмы» 4 класс»






МБОУ «Гимназия №56» имени Мирхабекова А.М.






Открытый урок по русскому языку 4 класс

Тема : «Фразеологизмы»










Г.Махачкала








Тема: «Фразеологизмы»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма,

- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи урока:

предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;

личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Оборудование: презентация к уроку, ИКТ, карточки с заданиями в парах.

Тип урока: Изучение новой темы

Литература:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Москва. Просвещение, 2014.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и парная.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Ребята! У нас сегодня гости, повернитесь гостям и поздоровайтесь!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок.

Тихо сели! Ну, что готовы? Тогда вперёд!

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(2 ученика вбегают после звонка в класс)

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: Гулжанат Магомедовна , Шамиль бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.

Ученик 2( с места): Да, не сносить тебе, Шамиль, головы.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Шамиль, все как об стенку горох.

- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

-Ответы детей – нет!!!

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

- Итак, начинаем наш весёлый урок!

Проверка домашнего задания.

-С чем мы знакомились на прошлом уроке? ( синонимами, антонимами, омонимами) вопросы по теме. Приведите примеры.

Минутка чистописания (каллиграфическая работа). Слайд 2

- Открыли свои тетрадочки. Записали число, классная работа.

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф. И девиз нашего урока.

Фф фа фо

Девиз : Работать засучив рукава.

Словарная работа. слайды 3-4

Составьте слово- добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только точками.

Какое слово получилось? Еще. ( звуко-буквенный разбор слова ученик выполняет за закрытой доской)

Это словарное слово. Подберите синоним к слову еще ( снова, опять)

-Вспомните начало стихотворения Ф.Тютчева с этим словарным словом.

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ученик )

-Запишите себе в тетрадь это предложение и сделайте разбор этого предложения. (Один ученик работает у доски)

-Молодцы! Оцените свою работу.

Итак, приступаем к работе.

Актуализация знаний и деятельности.

  1. Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

1. Бить баклуши, Сидеть сложа руки (Бездельничать) Слайд7

2. Во весь дух Слайд8

Сломя голову

Со всех ног. (Быстро)

3. Водить за нос ( обманывать) Слайд 9 4. Строить глазки ( привлекать внимание) Слайд10

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются.


2.Разгадывание загадок.(работа в паре) кроссворд

- Отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша - фрукты

-Семицветное коромысло – радуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке - алфавит

-Самое холодное время года - зима

-Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля

- Какое сейчас время года? - осень.

-Царь зверей - лев

-Что плывет по небу - облако

-В нем 12 месяцев - год

-Первый летний месяц- июнь

- Полосатая лошадь-зебра

- Его дает корова-молоко

- Вторая буква в слове сыр –ы.

Итак, у нас получилось – фразеологизмы. Слайд11

- Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?

Ещё конь не валялся. слайд12

- Какие цели мы поставим перед собой? На слайде 13 слова:

Вспомнить

Узнать

Научиться

Вспомнить , какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи

Работа с учебником. Слайд14

  1. Послушайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки»,упр.74 на с.49.Нам его прочитает …… Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

- Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал?

- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.


Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: слайд 15

-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

- Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов

Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

Как вы думаете, где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?

В роли «словаря» заранее подготовленный ученик

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

Ученик. - Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.

Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Учитель - Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову»и записать в тетрадь.

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.

Источники происхождения фразеологизмов.

- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.

Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);

другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);

третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

3. Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.

  1. - Замените выделенные фразеологизмы одним словом.(работа в паре)

Я проснулся ни свет ни заря. На душе

кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

Физминутка

-А сейчас отдохнём.


Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

- Его вешают в унынии,

-Его задирают, зазнаваясь,

-Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

-Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

-Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

- А сейчас выполним физминутку.

«Ухо правое вперёд, а потом его назад,

а потом опять вперёд, и немного потрясём,

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге

И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.

Ухо левое вперёд, а потом его назад,

а потом опять вперёд, и немного потрясём,

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге

И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.»

Физкультминутка.

Фронтальная работа

  1. Подбери к каждому слову фразеологизм


Метко

Рассеиваться как дым

Неожиданно

Держать язык за зубами

Тесно

Намять бока

Темно

Как снег на голову

Опытный

Хоть в глаз коли

Молчать

Не в бровь, а в глаз

Обманывать

Яблоку негде упасть

Бить

Стрелянный воробей

Исчезать

Обводить вокруг пальца



6. Первичная проверка понимания

Задание: Игра : Найдите фразеологизмы.

Игра : Узнай по рисунку

- Знакомство, как появилось выражение «во весь опор» в учебнике на с.49

  1. Робота по учебнику

  2. Первичное закрепление.

В) Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую.

Хитёр как… лиса

Труслив как… заяц

Голоден как… волк

Здоров как.. бык

Изворотлив как ..уж

Надут как ..индюк

Нем как ..рыба

Грязный как.. свинья

Упрям как …осёл

Болтлив как.. сорока

Колючий как.. ёж.

-Проверим ваши ответы.

Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой - ходить рука об руку. Фразеологизмов со словом рука более 50.

- Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это? Конечно же, фразеологизмы!

7.Рефлексия.

ТЕСТЫ



1. Как …… на голову.

А) снег

Б) дождь

В) град

 

2. Как …… вода.

А) с курицы

Б) с утки

В) с гуся

 





3 .Убить …… зайцев.

А) трех

Б) двух

В) четырех

4 . …… соли съесть.

А) пуд

Б) фунт

В) килограмм

 

5 . Как за …… стеной.

А) деревянной

Б) глиняной

В) каменной

6. Как лист …… дрожит.

А) берёзовый

Б) кленовый

В) осиновый



Ответы на тесты:

1. Как снег на голову.

2. Как с гуся вода.

3 .Убить двух зайцев.

4 . Пуд соли съесть.

5 . Как за каменной стеной.

6. Как лист осиновый дрожит.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!

Домашнее задание:

  1. С.50 упр.76

  2. Творческое задание: Перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразеологизмы.


6.Итог урока.

-Подведём итог урока.

- В чём заключалась цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

- Чью работу на уроке хотите отметить?

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался. Все, что узнали - зарубите на носу.

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава.







Карточки

Замени выделенные слова одним словом


Я проснулся ни свет ни заря.

На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин.

Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу,

что надо мыть руки перед едой.

А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.



Замени выделенные слова одним словом


Я проснулся ни свет ни заря.

На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин.

Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу,

что надо мыть руки перед едой.

А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.



Замени выделенные слова одним словом


Я проснулся ни свет ни заря.

На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин.

Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу,

что надо мыть руки перед едой.

А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.




Метко

Рассеиваться как дым

Неожиданно

Держать язык за зубами

Тесно

Намять бока

Темно

Как снег на голову

Опытный

Хоть в глаз коли

Молчать

Не в бровь, а в глаз

Обманывать

Яблоку негде упасть

Бить

Стрелянный воробей

Исчезать

Обводить вокруг пальца




Метко

Рассеиваться как дым

Неожиданно

Держать язык за зубами

Тесно

Намять бока

Темно

Как снег на голову

Опытный

Хоть в глаз коли

Молчать

Не в бровь, а в глаз

Обманывать

Яблоку негде упасть

Бить

Стрелянный воробей

Исчезать

Обводить вокруг пальца



Метко

Рассеиваться как дым

Неожиданно

Держать язык за зубами

Тесно

Намять бока

Темно

Как снег на голову

Опытный

Хоть в глаз коли

Молчать

Не в бровь, а в глаз

Обманывать

Яблоку негде упасть

Бить

Стрелянный воробей

Исчезать

Обводить вокруг пальца






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!