По результатам комплексной диагностики учащихся 5-х классов, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями на обучение по общеобразовательной программе 7 вида (7.1), были получены следующие результаты:
Направления коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
I – развитие учебно-познавательной мотивации |
1. Развитие познавательного интереса | снижение уровня школьной тревожности через оптимизацию процесса обучения учащихся с опорой на зону ближайшего развития; расширение спектра направлений дополнительного образования и внеурочной деятельности для проявления воспитанниками своих интеллектуальных возможностей; стимулирование и поощрение достижений учащихся в данных направлениях; одновременное подключение в процессе восприятия учебного материала слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления; включение позитивного эмоционального компонента в продуктивную интеллектуальную деятельность; адаптация содержания учебного материала к индивидуальным особенностям учащихся. |
2. Развитие учебно-познавательных умений | развивать умение понимать учебную задачу и последовательность действий, предъявляемых по индивидуальному и коллективному выполнения учебной задачи; совершенствовать умения по организации рабочего места для учебных занятий в школе и в воспитательной группе; совершенствовать умения пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами; учить сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации; развивать умение оценивать свою учебную деятельность по заданному алгоритму. |
3. Развитие учебно-информационных умений | Умения работать с письменными текстами: развивать умения бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, соответствующих содержанию читаемого текста; развивать умение работать с основными компонентами учебника: оглавление, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами; составлять простой план письменного текста; совершенствовать умение оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами. |
Умения работать с устными текстами: развивать умение понимать сказанное однократно в нормальном темпе; развивать умение выразительно говорить; развивать умение составлять простой план устного ответа. |
4. Развитие основных мыслительных операций | развивать умение определять объект анализа и синтеза, т.е. ограничивать вещь или процесс от других вещей и процессов и выделять основные компоненты объекта, т.е. составляющие части; развивать умение определять аспекты сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставлять существенные признаки объектов; развивать умение выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо сходство, либо различие по одному аспекту; развивать умение определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия; развивать умения классифицировать и группировать предметы по определенным признакам. |
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса | накопление представлений, знаний и явлений по предметным областям; обогащение и систематизация понятийного аппарата по предметам и предметным областям; расширение словаря синонимов и антонимов. |
II – развитие и воспитание личностных качеств учащихся |
1. познавательный потенциал | развивать любопытство, любознательность, инициатива, желание творчества |
2. нравственный потенциал | воспитывать прилежание, упорство и аккуратность, сопереживание, внимательность, готовность помочь, почтительное отношение к старшим; формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; воспитание стремления к полезному времяпрепровождению и позитивному общению; способствовать преодолению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственного поведения |
3. физический потенциал | развивать интерес к занятиям спорта, стремление к спортивным достижениям, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей; формирование потребности в здоровом образе жизни |
4. трудовой потенциал | развивать навыки самообслуживания Развитие интереса к трудовой деятельности, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей |
5. коммуникативный потенциал | культура общения со взрослыми и сверстниками, умение слушать и слышать другого человека |
6. личностный потенциал | развитие потребности в самопознании, формирование адекватной самооценки |
III – развитие эмоционально-волевой сферы |
1. развитие позитивной самооценки | включение воспитанника в работу различных (по интересам) секций, студий и других объединений, позволяющих самореализоваться воспитаннику (проявить себя, свои достижения и умения); разработка внутригрупповой системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи; упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизация самосознания, актуализация «Я – состояний» |
2. обучение навыкам управления своими эмоциями | перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ролевые игры, включающие в себя провоцирующие ситуации для наработки навыка контроля; рисование, лепка эмоций; релакционные техники: глубокое дыхание, мышечная релаксация, свободное движение под музыку |