Должностная инструкция классного руководителя.
1. Общие положения.
Классный руководитель - педагог школы, осуществляет функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
2. Основные задачи и направления работы классного
руководителя в классе
2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических
условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности
ребенка. Для чего:
Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
В соответствии с возрастными потребностями детей организует жизнедеятельность классного коллектива.
Развивает классное самоуправление, приучает детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, помогает адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка.
Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
Содействует получению учащимися дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, иных объединений, существующих в школе и по месту жительства.
Содействует профессиональному самоопределению выпускников, подводит к осознанному выбору профессии.
Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе.
Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи в школе.
Организует питание, дежурство, коллективную уборку в школе, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с опасностями для здоровья и жизни детей.
2.9 Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаниях.
3. Режим работы классного руководителя
Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из ст. 130 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, - 4 часа (20% от ставки учителя).
Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале.
3.4 Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании триместров по утвержденному порядку.
В каникулярное время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
4. Классный руководитель имеет право:
Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
Создавать собственные воспитательные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом - «не навреди».
Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти.
5. Классный руководитель не имеет права:
5.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывать клички, навешивая ярлыки и т.п.
Используя оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
Использовать семью (родителей или родственников) для наказания.
Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
6. Классный руководитель должен знать:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Конвенцию ООН о правах ребенка.
Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию.
Школьную гигиену.
Педагогическую этику.
Теорию и методику воспитательной работы.
Основы трудового законодательства.
7. Классный руководитель должен уметь:
Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
Составить план воспитательной работы в своем классе.
Организовать воспитательное мероприятие.
Организовать и провести родительское собрание.
Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
8. Документация и отчетность.
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
Классный журнал.
План воспитательной работы с классным коллективом.
Личные дела учащихся.
Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
Протоколы родительских собраний.
Дневники учащихся.
Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами педагогических и социально-психологических исследований в классе.
Функции классного руководителя
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.
В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.
Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.
Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные — это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.
Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.
Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.
В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет меняться.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя как с классом в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.
Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.
Группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом
общеобразовательного учреждения, является классом.В соответствии с Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек. При определении численности обучающихся в классах-комплектах па разных ступенях общего образования рекомендуем руководствоваться пунктом 2.9.10 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 № 44, зарегистрировано Мингостом России 5 декабря 2002 г., рег. № 3997)'.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;организация системы отношений коллектива класса через разнообразные формы воспитательной деятельности;защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;гуманизация отношении между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций. Классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Функции классного руководителя могут подразделяться на:
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов"• педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительных занятий детей;
взаимодействие"с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
ведение документации (классный журнал, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
4. Контрольные:
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением; учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся в классе.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя:
можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной' работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).