Психологические основы реализации функций классного руководителя
Основные термины
Взаимодействие (интеракция) – действие по согласованию, взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность.
Самореализация – творческая, пересоздающая деятельность человека, в результате которой изменяется окружающая действительность и изменяется сам человек. Важнейшие сферы самореализации: труд, продолжение рода, общение и переживания.
Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением ().
Педагогическое сопровождение - технология оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим учебные трудности личностного, дистрессового характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях, что вызывает затруднения и деформации развития личности этих учащихся
Программа воспитания и социализации учащихся - перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.
Профессиональное самоопределение - выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.
Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.
Самоопределение – длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.
Социализация – это процесс интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Ценностные ориентации - направленность субъекта (личности, группы, общества) на цели, принимаемые им в качестве позитивно значимых (благие, правильные, высокие и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями.
Теоретический материал
План
1. Психологические основы работы с младшими школьниками
2. Психологические основы работы с подростками
3. Психологические основы работы со старшеклассниками
4. Работа с трудными детьми
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Деятельность классного руководителя призвана создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети могут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать.
Организация деятельности классного руководителя строится на основе закономерностей и принципов, базовыми среди которых являются:
- сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;
- социализация личности школьников осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;
- педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.
1. Психологические основы работы с младшими школьниками
Для младших школьников характерна психологическая перестройка в деятельности: если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь главенство переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка протекает в несколько этапов:
- первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;
- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;
- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.
Успешное прохождение этих стадий позволяет предупредить многие отклонения в развитии младших школьников.
В 7-11 лет происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и поэтому младшие школьники остаются еще достаточно возбудимыми. И хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако физическое развитие, как правило, уже позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока плюс время на выполнение домашних заданий).
Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестны острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже более устойчиво, что отчетливо проявляется в играх и занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.
К специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, привязанность к учителю, готовность к действию и послушанию, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, и т. д. В то же время у данного возраста отсутствует стремление проникнуть в сущность явления, нет еще претензий на самостоятельность и независимость.
Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.
2. Психологические основы работы с подростками
Развитие человека от 11 до 14 лет в психологии называют подростковым, а также — переходным, трудным, критическим возрастом. «Открытие» подросткового возраста в психологии принадлежит С. Холлу, который впервые описал его психологические особенности. Согласно его представлениям, наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, эгоизм чередуется с альтруизмом, живая любознательность переходит в умственное равнодушие. Основания для такого поведения очевидны и объяснимы. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями во внешнем облике и в физиологии ребенка. Изменения в физиологическом развитии столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста». Перестройка организма подростка происходит по всем направлениям: он интенсивно растет, увеличиваются масса тела и мышечная сила, развивается сердечно-сосудистая система. Морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола.
В психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношения других к подростку или через сравнение себя с другими.
внес определенный вклад в изучение особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте. Он рассматривал проблему интересов подростков, называя ее ключом ко всей проблеме психологического развития в этом возрасте, так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов и возникновение новых. описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами.
«Эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности.
«Доминанта дали» — установка подростка на перспективу, большие масштабы, которые для него субъективно гораздо более приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние.
«Доминанта усилия» — тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях.
«Доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии воображения: на передний план выходят фантазия, мечты.
полагая, что развитие в подростковом возрасте происходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденцией к взрослости. Отношение подростка к самому себе как к взрослому проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельности.
М. Кле отмечает общественную обусловленность процессов развития подростка, концентрированно выраженную в понятии «задачи развития», которые формируются относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
первым указал на возникновение самосознания как на центральное новообразование подросткового периода. также полагала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.
полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Деятельность общения выступает своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.
в качестве ведущей для подростков определяет «общественно значимую деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, спортивная и художественная. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом».
3. Психологические основы работы со старшеклассниками
Юность — период завершения физического созревания; на ее долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества.
Юношам и девушкам свойственно повышенное внимание к представлениям о росте тела, его размерах, весе, пропорциях, прическе, лице, поведении и движении. Повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. В этот период происходит формирование соматотипа, т. е. определенного типа внешности, анатомо-морфологических особенностей.
Юность — завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Период юности — это период самоопределения — социального, личностного, профессионального, духовно-практического, которое составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Сами юноши и девушки наступление зрелости связывают с внутренними изменениями в себе и в отношениях с другими людьми. Процесс профессионального и личностного самоопределения не завершается в период ранней юности: вопросы правильности жизненного выбора актуальны и для молодого, и для взрослого человека.
Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжается оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой — отстаивая свои права, он ощущает зависимость от учителей и школьной администрации.
Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к социальной структуре, к процессу обучения, к педагогам, к одноклассникам. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира.
Одним из важных для современных старшеклассников является формирование представлений о собственной уникальности.
Представление о неповторимости, исключительности собственного «Я» — результат дальнейшего развития самосознания, т. е. представлений у ребенка о самом себе. В основе этого процесса прежде всего развитие абстрактно-логического мышления. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются.
Ценность этого процесса в том, что старшие школьники внезапно для себя открывают картину собственного внутреннего мира. Они проецируют эту картину на внешний мир, сравнивают и приходят к новым, неожиданным для себя выводам, которые, как им кажется, неведомы никому, скрыты от окружающих. Это делает их одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях и сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.
4. Работа с трудными детьми
Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми все нормальные педагогические подходы перестают действовать. Психологи на своем профессиональном языке называют их девиантами и акцентуантами. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, поведения, культуры или морали. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.
Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста в силу происходящих в этот возрастной период гормональных сдвигов и перестройки представления молодого человека или девушки о самих себе.
К акцентуантам относят людей, у которых отдельные черты характера выражены сильнее, чем у окружающих. К акцентуантам согласно классификации немецкого психолога К. Леонгарда и отечественного психиатрапринадлежат следующие типы людей:
Гипертимики - люди, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений. Они добры, отзывчивы и незлопамятны. Больше всего на свете любят общение с друзьями и всевозможные авантюрные приключения. Не переносят однообразной и монотонной работы. Наказанием для них является ограничение впечатлений и вынужденное одиночество.
Психологические упражнения для выравнивания акцентуации у гипертимиков:
«Полный порядок» - выработать привычку держать в порядке свои вещи, книги и записи. Порядок на столе и в своей комнате - первая задача. Вторая - порядок в чувствах и мыслях наводится при помощи самонаблюдения и регулярного ведения дневника;
«Конец - делу венец» - выработка привычки доводить начатое дело до конца и не бросать его на половине сделанного. Пока не закончу дело - никаких развлечений, гостей, телефонных звонков, лакомств и угощений;
«Планирование» - записать в рабочем дневнике все планы на предстоящий день, составить их иерархию по степени важности. Второстепенное - выкинуть. Оставшееся обязательно исполнить. В дальнейшем научиться составлять планы на месяц, четверть и год.
Дистимики (гипотимы) - люди, которые являются противоположностью гипертимиков и сосредотачиваются на мрачных сторонах действительности, отличаются особой серьезностью и постоянно угнетенном настроением. Они обидчивы, быстро утомляются от напряженной работы, часто ищут у себя разного рода болезни. Имеет заниженную оценку в отношении как самого себя, так и окружающего его мира. Отрицательные мысли и настроения действительно привлекают к нему разного рода напасти, и поэтому такой человек часто вполне заслуженно считает себя неудачником. В педагогической работе с ними следует уделять внимание целенаправленному улучшению их здоровья и повышению выносливости.
Психологические упражнения для дистимиков:
- «Победитель» - каждый день играть какое-то время роль победителя, которому все удается в жизни;
- «Шут» - исполнение в компаниях роли веселого шута, знающего много анекдотов и смешных историй;
- «Мои достоинства» - на большом листе бумаге составить список своих достоинств и поместить его на видном месте. Регулярно читать этот список и дополнять его новыми признаками. Постоянно хвалить себя, утверждая: «я - хороший».
Цикпотимики - люди, которые отличаются периодической сменой гипертимических и дистимических состояний. В фазе гипертимии они деятельны, активны и энергичны, в фазе дистимии - вялы и замедленны. Такие перепады настроения психологи нередко отмечают у незаурядных личностей и ярких по своей природе натур.
В педагогической работе с циклотимиками надо идти от их настроения в данный момент. Сложными ситуациями для них являются неожиданные просьбы и поручения, особенно если они противоречат настроению в данный момент. Сюда же надо отнести трудность отхода от привычного стереотипа деятельности, нарушения привычек. Поэтому надо щадить циклотимика в момент спада его активности. В это время рекомендуется давать задания, отвлекающие от негативных эмоций. Лучше всего для этого подходит несложная физическая работа в кругу близких друзей.
Психологические упражнения для циклотимиков:
В периоде спада - те, что рекомендованы для гипотимика, в период подъема - те, которые рекомендованы гипертимику.
Шизоиды - отличаются замкнутостью, погруженностью в свой собственный мир, малообщительны. В то же время для них характерны хороший теоретический ум, устойчивость интересов, постоянство занятий. Слабы в общении и когда нужно проявить сочувствие и оказать помощь другому человеку.
В педагогической работе с ребенком такого типа следует избегать прямых попыток вторжения в его внутренний мир и лучше применять тактику косвенного выявления проблем, которые его занимают.
Психологические упражнения для шизоида:
- «Оратор» - во время беседы постараться говорить громко и отчетливо, привлекая внимание к своему высказыванию различными ораторскими приемами;
- «Массовик-затейник» - играть роль организатора в проведении какого-либо интересного для всех мероприятия;
- «Сопереживание» - во время беседы постараться почувствовать состояние собеседника и спросить его: «Тебе это интересно?», «Ты не устал?», «Может быть, ты хочешь отдохнуть?»
Сензитивы (эмотивы) - люди, которые отличаются повышенной впечатлительностью и душевной робостью и ранимостью. Часто страдают от комплекса вины и неполноценности. Их отличительные черты характера - робость и застенчивость, избегание шумных игр и таких же сверстников, интравертность. Привлекает их мягкость, чувство долга и самокритичность, надежность в дружбе. Это делает их хорошими исполнителями и преданными друзьями. В работе для них главное не сама работа, а те симпатии, которые завязываются между коллегами.
Педагогическая работа с ребенком такого типа должна быть направлена на повышение его самооценки, осознание им своей чрезмерной мнительности и напрасных опасений, тренировку в принятии самостоятельных решений.
Психологические упражнения для сензитива:
1. «Полный покой души» - аутогенное погружение или медитация для снижения состояния нервно-психической напряженности;
2. «Киногерой» - примеривание на себя и проигрывание роли удачливого и уверенного в себе человека;
3. «Шире круг» - начинать каждый день со знакомства и разговора с каким-нибудь новым человеком;
4. «Встречный юмор» - в ответ на чью-либо шутку или насмешку не обижаться, а отвечать заранее подготовленным ответом.
Эпилептоиды - люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и возбудимостью, нетерпимостью к малейшим нарушениям порядка и каким бы то ни было возражениям. Отсюда - любовь к порядку, бережливость и аккуратность в отношении к вещам, забота о своем здоровье. Могут подолгу накапливать негативные эмоции, чтобы в один прекрасный день взорваться так, что, как говорится, мало не покажется. При этом оказываются жестокими и нечувствительными к окружающим. Очень властолюбивы, любят как командовать нижестоящими, так и подчиняться вышестоящим. При нормальном развитии из них могут сформироваться прекрасные лидеры с хорошими организаторскими способностями. В семье неуступчивы и могут стать настоящими семейными тиранами, которых надо всячески уважать и ублажать.
В педагогической работе с эпилептоидами рекомендуется:
- давать возможность снимать излишнее негативное эмоциональное напряжение через занятия спортом или другие виды физических нагрузок;
- подобрать дело, в котором ребенок мог бы удовлетворять свою потребность во властвовании и развить природные лидерские качества.
Психологические упражнения для эпилептоида:
- «Исполнитель желаний» - посоветовать ребенку выбрать симпатичного ему человеку и постараться выполнять в течение дня все его желания без всяких условий. Постепенно увеличивать длительность упражнения и количество людей, желания которых хотелось бы выполнять. Эпилептоиду полезно напоминать цитату из Библии: «Если хотите быть первыми среди других, постарайтесь быть им слугой»;
- «Ведомый» - стараться во время беседы как можно чаще спрашивать мнение собеседника и хвалить его за даваемые советы и рекомендации;
- «Отстраненный созерцатель» - прежде чем начать действия, спросить самого себя: «А как бы поступил на моем месте восточный мудрец? Что бы он мог сказать и посоветовать?» Запланированная отсрочка действия помогать принимать более обдуманные решения и совершать более правильные поступки.
Психастеники (психастеноиды) - люди, которые отличаются повышенной тревожностью и беспокойством по поводу своей собственной судьбы и судьбы своих близких. Их положительными чертами являются добросовестность, самокритичность, верность данным обещаниям, надежность, ровное настроение. Психастеники надежны в дружбе, однако новые знакомства им заводить очень трудно, они целеустремленны и настойчивы, однако боятся брать на себя лишнюю ответственность.
Отрицательными чертами этого типа являются нерешительность и постоянные сомнения, робость, покорность и неверие в свои силы. Защитой от страхов являются формализм и педантизм, в основе которого лежит предположение о том, что если все заранее предусмотреть, то ничего плохою случиться не должно. Этому типу в отличие, скажем, от истериков, очень трудно бывает принять решение, так как психастеники находятся в постоянных сомнениях, которые истощают его психику.
Психологические упражнения для психастеника:
· «Риск - благородное дело» - позволить себе иногда безрассудный или рискованный поступок и не расстраиваться, если нужного результата не получится. Совершать хотя бы по одному рискованному поступку в неделю;
· «Решительность» - в ситуации, когда надо принять не очень важное решение, не начинать раздумывать, а отвести на раздумья одну минуту и потом действовать. Приняв решение, не отступать от него. Постараться перевести как можно больше дел в разряд не очень принципиальных, не требующих долгих размышлений;
· «Внутренний голос» - прислушиваться не к тому, что советуют другие, а к своему внутреннему голосу.
Параноики - люди, которых отличает предельная целеустремленность в достижении какой-либо цели. Энергичны, способны генерировать много оригинальных идей. Лучшего результата достигают, работая одиночку, а не в группе. Принцип их жизни - цель оправдывает средства. Ради достижения цели готовы пожертвовать здоровьем, развлечениями, отношениями с близкими и друзьями. Доказывая свою правоту, вступают в конфликт, не замечая его и не реагируя на чувства окружающих.
В педагогической работе с параноиками рекомендуется стиль доброжелательного доверия, совместное обсуждение планов, имеющих общественную значимость, признания за ними личностной значимости.
Психологические упражнения для выравнивания акцентуации:
- «День без замечаний» - порекомендовать подростку постараться удержать себя в течение дня от раздражения, колкостей, осуждения и недовольства. Начать с одного дня и довести длительность упражнения до одной недели. После этого проанализировать изменения в отношениях с людьми;
- «Приятный разговор» - провести встречу с другим человеком так, чтобы у него появилось желание еще раз встретиться. Надо постараться сделать так, чтобы другому во время разговора было приятно, спокойно, весело и хорошо. Для этого произносятся комплименты, ободряющие и поддерживающие слова, делаются маленькие симпатичные подарки;
- «Внутренняя улыбка» - стараться смотреть на окружающих в любой момент с доброжелательной улыбкой. Это повышает самооценку собеседника, в ответ на что и он начинает относиться к вам более дружелюбно.
Истероиды - к ним относятся люди с выраженным стремлением постоянно находиться в центре внимания, демонстрируя окружающим своп таланты, наряды, знакомства со знаменитостями. Отсюда - беспримерный эгоизм истероида, потому что для него другие - средство для личного самоутверждения. Если такой человек слышит в компании, как про кого-то говорят хорошо, а про него при этом забыли, он впадает в раздражение и допускает колкости в адрес того, о ком говорят. Стремление быть в центре внимания, блистать перед окружающими заставляет истероида быть инициативным, пробивным и развивать свои способности.
В педагогической работе с истероидом следует преодолевать его тенденцию постоянно «тянуть одеяло на себя». Преодоление эгоцентризма достигается путем глубокого познания подростком самого себя. Этому помогает знакомство с героями произведений искусства, имеющими аналогичный тип характера, пробуждение интереса и сочувствия к окружающим людям. Выход эгоцентрических тенденций возможен через участие такого подростка в художественной самодеятельности, которая располагает для этого богатыми возможностями.
Психологические упражнения для истероида:
- «Флегматик» - учение сдержанности через вхождение в роль спокойного и рассудительного человека, говорящего тихо и медленно. Начинать с 10 минут и доводить до 2 часов в день;
- «Тимуровсц» - практика свершения добрых дел, не выставляя себя при этом напоказ. Сделать доброе дело для человека и не говорить ему об этом. Обрадоваться вместе с ним, но не говорить, что это сделали вы;
- «Золушка» - на дружеской вечеринке просидеть как можно дольше (час-два) молча, наблюдая за всем происходящим. Если присутствующие будут просить принять более активное участие в веселье, не соглашаться и оставаться в стороне. Во всех этих упражнениях наблюдать за окружающими и за изменениями в самом себе в новой необычной роли.
Конформный тип - для представителей этого типа свойственно бездумное соглашательство с ближайшим социальным окружением. Они стремятся «быть как все», ибо это создает ощущение безопасности. Они неважные лидеры, но хорошие исполнители чужих решений.
Позитивными чертами этого типа являются дисциплинированность, покладистость и бесконфликтность. Негативными - несамостоятельность, безвольность, отсутствие критичности как к своим поступкам так и к поведению окружающих.
В педагогической работе с конформным типом надо создавать условия для проявления самостоятельности и стойкости в отстаивании позиций. Важно также найти для подростка такую группу по интересам, в которой утверждаются общественно значимые ценности и интересы. Это могут быть факультативы, спортивные секции, участие в экологическом движении.
Психологические упражнения для конформиста:
- «Лидер» - в компании друзей постараться взять на себя роль лидера, предложить интересное всем дело и убедить всех остальных в важности его выполнения;
- «Собственное мнение» - составить свое четкое и аргументированное мнение о каком-либо фильме или книге и обсудить их со своими товарищами. Отстаивать свою позицию в споре, как бы трудно это ни было.
Неустойчивый - для представителей этого типа свойственны непослушность и непоседливость. В отличие от конформного типа они зависят от любого встречного. Существует предположение, что такое поведение бывает свойственно детям, перенесшим травму мозга.
Позитивными качествами личности неустойчивого типа являются общительность, открытость, услужливость. Негативными - склонность пустому времяпровождению, болтливость, хвастливость, безответственность, лживость. Представителей этого типа не привлекают интеллектуальные увлечения, так как они не способны долго сосредотачиваться на каком-либо предмете из-за слабости внимания. Поэтому их знания хаотичны и бессистемны.
В педагогической работе с неустойчивыми типами требуется постоянное внимание со стороны педагога и воспитателя. Лучше всего на них действуют физический труд и занятия спортом, которые дисциплинируют их и дают им эмоциональную разрядку.
Психологические упражнения для неустойчивого типа:
· «Делу время» - выработка привычки развлекаться только после выполнения необходимых учебных и домашних дел. Жить по принципу: «делу - время, а потехе - час»;
· «Постоянное хобби» - составить список своих увлечений за последние два месяца и проранжировать их по пятибалльной системе. Выбрать одно увлечение, которое может стать наиболее предпочтительным на ближайшие три месяца. Через месяц повторить анализ любимых дел и снова выбрать из них одно на ближайшие
Астеник - для людей этого типа свойственна повышенная утомляемость и связанная с ней раздражительность, они часто переживают из-за возможности заболеть какой-либо опасной болезнью (ипохондрия). Как правило, они действительно обладают не очень хорошим здоровьем, но предпочитают не укреплять его, а лечить медикаментозными средствами.
Привлекательными чертами этого типа являются скромность, исполнительность, дружелюбие, негативными - капризность, плаксивость, неуверенность в себе.
В педагогической работе с астениками надо создавать ситуации, в которых можно тренировать их уверенность, твердость и смелость. Таковыми обладают ситуации публичного выступления.
Психологические упражнения для астеника:
· «Помощь другим» - взять себе за правило хотя бы один раз в день помогать в чем-то другим людям. Надо постараться думать не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Это помогает отключиться от тягостных мыслей о себе и придает дополнительные силы;
· «Жизнь прекрасна» - повышать позитивное восприятие жизни через формулы самовнушения типа «я умный, красивый и сильный! Несмотря ни на что, жизнь прекрасна!»
Лабильный - характерной чертой этого типа является частая смена настроений от малозначимых причин. Положительными чертами этого типа являются общительность, добродушие, преданность в дружбе, искренность и отзывчивость в периоды светлого настроения. Негативными - обидчивость, ослабленный самоконтроль, проявляющийся в раздражительности и склонности к конфликтам в периоды подавленного настроения. Лабильные подростки бывают труднопредсказуемы в общении, когда в ответ на невинное замечание могут или смехом разразиться, или слезами от обиды. Все их поведение зависит от настроения, на которое влияют самые незначительны! факторы - случайная реплика или какая-то преграда на пути к достижению цели. Их знания по большей части бессистемны, так как они не обладают необходимой для систематических занятий самодисциплиной.
В педагогической работе с лабильными типами следует помнить о необходимости для них постоянной эмоциональной поддержки, укрепления самооценки и овладения методами саморегуляции. Этому способствует установление с такими типами доверительного контакта.
Психологические упражнения для лабильного типа:
· «Аналитик» - развитие в процессе самовоспитания способности выяснению причин того или иного настроения. После этого по стараться исключить из своей жизни события, которые приводят в состояние подавленности или раздражительности;
· «Флегматик» - войти в образ спокойного и уравновешенного человека и оставаться в нем как можно больше времени. Стараться; не изливать свое раздражение на окружающих сразу, а отложит его на некоторое время. При возникновении дисфорического состояния переключать внимание на что-то другое или сделать спортивную зарядку до пота.
Такое поведение акцентуантов обусловлено главным образом внутренними причинами, связанными с особенностями биохимического обмена в структуре мозга. Смягчение акцентуации и приведение ее в норму без потери природной самобытности возможно только в результате упорного самовоспитания с помощью опытного педагога, знающего природу акцентуаций.-