СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы реализации функций классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические основы реализации функций классного руководителяПсихологические основы реализации функций классного руководителяПсихологические основы реализации функций классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы реализации функций классного руководителя»

Психологические основы реализации функций классного руководителя

Основные термины

Взаимодействие (интеракция) – действие по согласованию, взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность.

Самореализация – творческая, пересоздающая деятельность человека, в результате которой изменяется окружающая действительность и изменяется сам человек. Важнейшие сферы самореализации: труд, продолжение рода, общение и переживания.

Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением ().

Педагогическое сопровождение - технология оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим учебные трудности личностного, дистрессового характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях, что вызывает затруднения и деформации развития личности этих учащихся

Программа воспитания и социализации учащихся - перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

Профессиональное самоопределение - выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направлен­ная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и со­циально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руко­водителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.

Самоопределение – длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.

Социализация – это процесс интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Ценностные ориентации - направленность субъекта (личности, группы, общества) на цели, принимаемые им в качестве позитивно значимых (благие, правильные, высокие и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями.

Теоретический материал

План

1.  Психологические основы работы с младшими школьниками

2.  Психологические основы работы с подростками

3.  Психологические основы работы со старшеклассниками

4.  Работа с трудными детьми

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Деятельность классного руководителя призвана создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети могут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать.

Организация деятельности классного руководителя строится на основе закономерностей и принципов, базовыми среди которых являются:

- сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;

- социализация личности школьников осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;

- педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.

1.  Психологические основы работы с младшими школьниками

Для младших школьников характерна психологическая перестройка в деятельности: если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь главенство переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка протекает в несколько этапов:

-  первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;

-  вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;

-  появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.

Успешное прохождение этих стадий позволяет предупредить многие отклонения в развитии младших школьников.

В 7-11 лет происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и поэтому младшие школьники остаются еще достаточно возбудимыми. И хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако физическое развитие, как правило, уже позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока плюс время на выполнение домашних заданий).




Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестны острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже более устойчиво, что отчетливо проявляется в играх и занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.

К специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, привязанность к учителю, готовность к действию и послушанию, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, и т. д. В то же время у данного возраста отсутствует стремление проникнуть в сущность явления, нет еще претензий на самостоятельность и независимость.

Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.

2.  Психологические основы работы с подростками

Развитие человека от 11 до 14 лет в психологии называют подростковым, а также — переходным, трудным, критическим возрастом. «Открытие» подросткового возраста в психологии принадлежит С. Холлу, который впервые описал его психологические особенности. Согласно его представлениям, наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, эгоизм чередуется с альтруизмом, живая любознательность переходит в умственное равнодушие. Основания для такого поведения очевидны и объяснимы. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями во внешнем облике и в физиологии ребенка. Изменения в физиологическом развитии столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста». Перестройка организма подростка происходит по всем направлениям: он интенсивно растет, увеличиваются масса тела и мышечная сила, развивается сердечно-сосудистая система. Морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола.

В психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношения других к подростку или через сравнение себя с другими.

внес определенный вклад в изучение особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте. Он рассматривал проблему интересов подростков, называя ее ключом ко всей проблеме психологического развития в этом возрасте, так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов и возникновение новых. описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами.

«Эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности.

«Доминанта дали» — установка подростка на перспективу, большие масштабы, которые для него субъективно гораздо более приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние.

«Доминанта усилия» — тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях.

«Доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии во­ображения: на передний план выходят фантазия, мечты.

полагая, что развитие в подростковом возрасте происходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденцией к взрослости. Отношение подростка к самому себе как к взрослому проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к ма­ленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельности.

М. Кле отмечает общественную обусловленность процессов развития подростка, концентрированно выраженную в понятии «задачи развития», которые формируются относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

первым указал на возникновение самосознания как на центральное новообразование подросткового периода. также полагала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.




полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Деятельность общения выступает своеобразной формой воспроиз­ведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение ста­новится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.

в качестве ведущей для подростков определяет «общественно значимую деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, спортивная и художе­ственная. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом».

3.  Психологические основы работы со старшеклассниками

Юность — период завершения физического созревания; на ее долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества.

Юношам и девушкам свойственно повышенное внимание к представлениям о росте тела, его размерах, весе, пропорциях, прическе, лице, поведении и движении. Повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. В этот период происходит формирование соматотипа, т. е. определенного типа внешности, анатомо-морфологических особенностей.

Юность — завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Период юности — это период самоопределения — социального, личностного, профессионального, духовно-практического, которое составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятель­ности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Сами юноши и девушки наступление зрелости связывают с внутренними изменениями в себе и в отношениях с другими людьми. Процесс профессионального и личностного само­определения не завершается в период ранней юности: вопросы правильности жизненного выбора актуальны и для молодого, и для взрослого человека.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжается оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой — отстаивая свои права, он ощущает зависимость от учителей и школьной администрации.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к социальной структуре, к процессу обучения, к педагогам, к одноклассникам. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира.

Одним из важных для современных старшеклассников является формирование представлений о собственной уникальности.

Представление о неповторимости, исключительности собственного «Я» — результат дальнейшего развития самосознания, т. е. представлений у ребенка о самом себе. В основе этого процесса прежде всего развитие абстрактно-логического мышления. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их инте­ресуют, но в которых они нередко слабо разбираются.

Ценность этого процесса в том, что старшие школьники внезапно для себя открывают картину собственного внутреннего мира. Они проецируют эту картину на внешний мир, срав­нивают и приходят к новым, неожиданным для себя выводам, которые, как им кажется, неведомы никому, скрыты от окружающих. Это делает их одновременно самонадеянными и не­решительными, смелыми в суждениях и сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.

4.  Работа с трудными детьми

Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми все нормальные педагогические подходы перестают действовать. Психологи на своем профессиональном языке называют их девиантами и акцентуантами. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, поведения, культуры или морали. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста в силу происходящих в этот возрастной период гормональных сдвигов и перестройки представления молодого человека или девушки о самих себе.

К акцентуантам относят людей, у которых отдельные черты характера выражены сильнее, чем у окружающих. К акцентуантам согласно классификации немецкого психолога К. Леонгарда и отечественного психиатрапринадлежат следующие типы людей:

Гипертимики - люди, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений. Они добры, отзывчивы и незлопамятны. Больше всего на свете любят общение с друзьями и всевозможные авантюрные приключения. Не переносят однообразной и монотонной работы. Наказанием для них является ограничение впечатлений и вынужденное одиночество.

Психологические упражнения для выравнивания акцентуации у гипертимиков:

«Полный порядок» - выработать привычку держать в порядке свои вещи, книги и записи. Порядок на столе и в своей комнате - первая задача. Вторая - порядок в чувствах и мыслях наводится при помощи самонаблюдения и регулярного ведения дневника;

«Конец - делу венец» - выработка привычки доводить начатое дело до конца и не бросать его на половине сделанного. Пока не закончу дело - никаких развлечений, гостей, телефонных звонков, лакомств и угощений;

«Планирование» - записать в рабочем дневнике все планы на предстоящий день, составить их иерархию по степени важности. Второстепенное - выкинуть. Оставшееся обязательно исполнить. В дальнейшем научиться составлять планы на месяц, четверть и год.

Дистимики (гипотимы) - люди, которые являются противоположностью гипертимиков и сосредотачиваются на мрачных сторонах действительности, отличаются особой серьезностью и постоянно угнетенном настроением. Они обидчивы, быстро утомляются от напряженной работы, часто ищут у себя разного рода болезни. Имеет заниженную оценку в отношении как самого себя, так и окружающего его мира. Отрицательные мысли и настроения действительно привлекают к нему разного рода напасти, и поэтому такой человек часто вполне заслуженно считает себя неудачником. В педагогической работе с ними следует уделять внимание целенаправленному улучшению их здоровья и повышению выносливости.

Психологические упражнения для дистимиков:

-  «Победитель» - каждый день играть какое-то время роль победителя, которому все удается в жизни;

-  «Шут» - исполнение в компаниях роли веселого шута, знающего много анекдотов и смешных историй;

-  «Мои достоинства» - на большом листе бумаге составить список своих достоинств и поместить его на видном месте. Регулярно читать этот список и дополнять его новыми признаками. Постоянно хвалить себя, утверждая: «я - хороший».

Цикпотимики - люди, которые отличаются периодической сменой гипертимических и дистимических состояний. В фазе гипертимии они деятельны, активны и энергичны, в фазе дистимии - вялы и замедленны. Такие перепады настроения психологи нередко отмечают у незаурядных личностей и ярких по своей природе натур.

В педагогической работе с циклотимиками надо идти от их настроения в данный момент. Сложными ситуациями для них являются неожиданные просьбы и поручения, особенно если они противоречат настроению в данный момент. Сюда же надо отнести трудность отхода от привычного стереотипа деятельности, нарушения привычек. Поэтому надо щадить циклотимика в момент спада его активности. В это время рекомендуется давать задания, отвлекающие от негативных эмоций. Лучше всего для этого подходит несложная физическая работа в кругу близких друзей.

Психологические упражнения для циклотимиков:

В периоде спада - те, что рекомендованы для гипотимика, в период подъема - те, которые рекомендованы гипертимику.

Шизоиды - отличаются замкнутостью, погруженностью в свой собственный мир, малообщительны. В то же время для них характерны хороший теоретический ум, устойчивость интересов, постоянство занятий. Слабы в общении и когда нужно проявить сочувствие и оказать помощь другому человеку.

В педагогической работе с ребенком такого типа следует избегать прямых попыток вторжения в его внутренний мир и лучше применять тактику косвенного выявления проблем, которые его занимают.

Психологические упражнения для шизоида:

-  «Оратор» - во время беседы постараться говорить громко и отчетливо, привлекая внимание к своему высказыванию различными ораторскими приемами;

-  «Массовик-затейник» - играть роль организатора в проведении какого-либо интересного для всех мероприятия;

-  «Сопереживание» - во время беседы постараться почувствовать состояние собеседника и спросить его: «Тебе это интересно?», «Ты не устал?», «Может быть, ты хочешь отдохнуть?»

Сензитивы (эмотивы) - люди, которые отличаются повышенной впечатлительностью и душевной робостью и ранимостью. Часто страдают от комплекса вины и неполноценности. Их отличительные черты характера - робость и застенчивость, избегание шумных игр и таких же сверстников, интравертность. Привлекает их мягкость, чувство долга и самокритичность, надежность в дружбе. Это делает их хорошими исполнителями и преданными друзьями. В работе для них главное не сама работа, а те симпатии, которые завязываются между коллегами.

Педагогическая работа с ребенком такого типа должна быть направлена на повышение его самооценки, осознание им своей чрезмерной мнительности и напрасных опасений, тренировку в принятии самостоятельных решений.

Психологические упражнения для сензитива:




1.  «Полный покой души» - аутогенное погружение или медитация для снижения состояния нервно-психической напряженности;

2.  «Киногерой» - примеривание на себя и проигрывание роли удачливого и уверенного в себе человека;

3.  «Шире круг» - начинать каждый день со знакомства и разговора с каким-нибудь новым человеком;

4.  «Встречный юмор» - в ответ на чью-либо шутку или насмешку не обижаться, а отвечать заранее подготовленным ответом.

Эпилептоиды - люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и возбудимостью, нетерпимостью к малейшим нарушениям порядка и каким бы то ни было возражениям. Отсюда - любовь к порядку, бережливость и аккуратность в отношении к вещам, забота о своем здоровье. Могут подолгу накапливать негативные эмоции, чтобы в один прекрасный день взорваться так, что, как говорится, мало не покажется. При этом оказываются жестокими и нечувствительными к окружающим. Очень властолюбивы, любят как командовать нижестоящими, так и подчиняться вышестоящим. При нормальном развитии из них могут сформироваться прекрасные лидеры с хорошими организаторскими способностями. В семье неуступчивы и могут стать настоящими семейными тиранами, которых надо всячески уважать и ублажать.

В педагогической работе с эпилептоидами рекомендуется:

-  давать возможность снимать излишнее негативное эмоциональное напряжение через занятия спортом или другие виды физических нагрузок;

-  подобрать дело, в котором ребенок мог бы удовлетворять свою потребность во властвовании и развить природные лидерские качества.

Психологические упражнения для эпилептоида:

-  «Исполнитель желаний» - посоветовать ребенку выбрать симпатичного ему человеку и постараться выполнять в течение дня все его желания без всяких условий. Постепенно увеличивать длительность упражнения и количество людей, желания которых хотелось бы выполнять. Эпилептоиду полезно напоминать цитату из Библии: «Если хотите быть первыми среди других, постарайтесь быть им слугой»;

-  «Ведомый» - стараться во время беседы как можно чаще спрашивать мнение собеседника и хвалить его за даваемые советы и рекомендации;

-  «Отстраненный созерцатель» - прежде чем начать действия, спросить самого себя: «А как бы поступил на моем месте восточный мудрец? Что бы он мог сказать и посоветовать?» Запланированная отсрочка действия помогать принимать более обдуманные решения и совершать более правильные поступки.

Психастеники (психастеноиды) - люди, которые отличаются повышенной тревожностью и беспокойством по поводу своей собственной судьбы и судьбы своих близких. Их положительными чертами являются добросовестность, самокритичность, верность данным обещаниям, надежность, ровное настроение. Психастеники надежны в дружбе, однако новые знакомства им заводить очень трудно, они целеустремленны и настойчивы, однако боятся брать на себя лишнюю ответственность.

Отрицательными чертами этого типа являются нерешительность и постоянные сомнения, робость, покорность и неверие в свои силы. Защитой от страхов являются формализм и педантизм, в основе которого лежит предположение о том, что если все заранее предусмотреть, то ничего плохою случиться не должно. Этому типу в отличие, скажем, от истериков, очень трудно бывает принять решение, так как психастеники находятся в постоянных сомнениях, которые истощают его психику.

Психологические упражнения для психастеника:

·  «Риск - благородное дело» - позволить себе иногда безрассудный или рискованный поступок и не расстраиваться, если нужного результата не получится. Совершать хотя бы по одному рискованному поступку в неделю;

·  «Решительность» - в ситуации, когда надо принять не очень важное решение, не начинать раздумывать, а отвести на раздумья одну минуту и потом действовать. Приняв решение, не отступать от него. Постараться перевести как можно больше дел в разряд не очень принципиальных, не требующих долгих размышлений;

·  «Внутренний голос» - прислушиваться не к тому, что советуют другие, а к своему внутреннему голосу.

Параноики - люди, которых отличает предельная целеустремленность в достижении какой-либо цели. Энергичны, способны генерировать много оригинальных идей. Лучшего результата достигают, работая одиночку, а не в группе. Принцип их жизни - цель оправдывает средства. Ради достижения цели готовы пожертвовать здоровьем, развлечениями, отношениями с близкими и друзьями. Доказывая свою правоту, вступают в конфликт, не замечая его и не реагируя на чувства окружающих.

В педагогической работе с параноиками рекомендуется стиль доброжелательного доверия, совместное обсуждение планов, имеющих общественную значимость, признания за ними личностной значимости.

Психологические упражнения для выравнивания акцентуации:

-  «День без замечаний» - порекомендовать подростку постараться удержать себя в течение дня от раздражения, колкостей, осуждения и недовольства. Начать с одного дня и довести длительность упражнения до одной недели. После этого проанализировать изменения в отношениях с людьми;


-  «Приятный разговор» - провести встречу с другим человеком так, чтобы у него появилось желание еще раз встретиться. Надо постараться сделать так, чтобы другому во время разговора было приятно, спокойно, весело и хорошо. Для этого произносятся комплименты, ободряющие и поддерживающие слова, делаются маленькие симпатичные подарки;

-  «Внутренняя улыбка» - стараться смотреть на окружающих в любой момент с доброжелательной улыбкой. Это повышает самооценку собеседника, в ответ на что и он начинает относиться к вам более дружелюбно.

Истероиды - к ним относятся люди с выраженным стремлением постоянно находиться в центре внимания, демонстрируя окружающим своп таланты, наряды, знакомства со знаменитостями. Отсюда - беспримерный эгоизм истероида, потому что для него другие - средство для личного самоутверждения. Если такой человек слышит в компании, как про кого-то говорят хорошо, а про него при этом забыли, он впадает в раздражение и допускает колкости в адрес того, о ком говорят. Стремление быть в центре внимания, блистать перед окружающими заставляет истероида быть инициативным, пробивным и развивать свои способности.

В педагогической работе с истероидом следует преодолевать его тенденцию постоянно «тянуть одеяло на себя». Преодоление эгоцентризма достигается путем глубокого познания подростком самого себя. Этому помогает знакомство с героями произведений искусства, имеющими аналогичный тип характера, пробуждение интереса и сочувствия к окружающим людям. Выход эгоцентрических тенденций возможен через участие такого подростка в художественной самодеятельности, которая располагает для этого богатыми возможностями.

Психологические упражнения для истероида:

-  «Флегматик» - учение сдержанности через вхождение в роль спокойного и рассудительного человека, говорящего тихо и медленно. Начинать с 10 минут и доводить до 2 часов в день;

-  «Тимуровсц» - практика свершения добрых дел, не выставляя себя при этом напоказ. Сделать доброе дело для человека и не говорить ему об этом. Обрадоваться вместе с ним, но не говорить, что это сделали вы;

-  «Золушка» - на дружеской вечеринке просидеть как можно дольше (час-два) молча, наблюдая за всем происходящим. Если присутствующие будут просить принять более активное участие в веселье, не соглашаться и оставаться в стороне. Во всех этих упражнениях наблюдать за окружающими и за изменениями в самом себе в новой необычной роли.

Конформный тип - для представителей этого типа свойственно бездумное соглашательство с ближайшим социальным окружением. Они стремятся «быть как все», ибо это создает ощущение безопасности. Они неважные лидеры, но хорошие исполнители чужих решений.

Позитивными чертами этого типа являются дисциплинированность, покладистость и бесконфликтность. Негативными - несамостоятельность, безвольность, отсутствие критичности как к своим поступкам так и к поведению окружающих.

В педагогической работе с конформным типом надо создавать условия для проявления самостоятельности и стойкости в отстаивании позиций. Важно также найти для подростка такую группу по интересам, в которой утверждаются общественно значимые ценности и интересы. Это могут быть факультативы, спортивные секции, участие в экологическом движении.

Психологические упражнения для конформиста:

-  «Лидер» - в компании друзей постараться взять на себя роль лидера, предложить интересное всем дело и убедить всех остальных в важности его выполнения;

-  «Собственное мнение» - составить свое четкое и аргументированное мнение о каком-либо фильме или книге и обсудить их со своими товарищами. Отстаивать свою позицию в споре, как бы трудно это ни было.

Неустойчивый - для представителей этого типа свойственны непослушность и непоседливость. В отличие от конформного типа они зависят от любого встречного. Существует предположение, что такое поведение бывает свойственно детям, перенесшим травму мозга.

Позитивными качествами личности неустойчивого типа являются общительность, открытость, услужливость. Негативными - склонность пустому времяпровождению, болтливость, хвастливость, безответственность, лживость. Представителей этого типа не привлекают интеллектуальные увлечения, так как они не способны долго сосредотачиваться на каком-либо предмете из-за слабости внимания. Поэтому их знания хаотичны и бессистемны.

В педагогической работе с неустойчивыми типами требуется постоянное внимание со стороны педагога и воспитателя. Лучше всего на них действуют физический труд и занятия спортом, которые дисциплинируют их и дают им эмоциональную разрядку.

Психологические упражнения для неустойчивого типа:

·  «Делу время» - выработка привычки развлекаться только после выполнения необходимых учебных и домашних дел. Жить по принципу: «делу - время, а потехе - час»;

·  «Постоянное хобби» - составить список своих увлечений за последние два месяца и проранжировать их по пятибалльной системе. Выбрать одно увлечение, которое может стать наиболее предпочтительным на ближайшие три месяца. Через месяц повторить анализ любимых дел и снова выбрать из них одно на ближайшие


Астеник - для людей этого типа свойственна повышенная утомляемость и связанная с ней раздражительность, они часто переживают из-за возможности заболеть какой-либо опасной болезнью (ипохондрия). Как правило, они действительно обладают не очень хорошим здоровьем, но предпочитают не укреплять его, а лечить медикаментозными средствами.

Привлекательными чертами этого типа являются скромность, исполнительность, дружелюбие, негативными - капризность, плаксивость, неуверенность в себе.

В педагогической работе с астениками надо создавать ситуации, в которых можно тренировать их уверенность, твердость и смелость. Таковыми обладают ситуации публичного выступления.

Психологические упражнения для астеника:

·  «Помощь другим» - взять себе за правило хотя бы один раз в день помогать в чем-то другим людям. Надо постараться думать не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Это помогает отключиться от тягостных мыслей о себе и придает дополнительные силы;

·  «Жизнь прекрасна» - повышать позитивное восприятие жизни через формулы самовнушения типа «я умный, красивый и сильный! Несмотря ни на что, жизнь прекрасна!»

Лабильный - характерной чертой этого типа является частая смена настроений от малозначимых причин. Положительными чертами этого типа являются общительность, добродушие, преданность в дружбе, искренность и отзывчивость в периоды светлого настроения. Негативными - обидчивость, ослабленный самоконтроль, проявляющийся в раздражительности и склонности к конфликтам в периоды подавленного настроения. Лабильные подростки бывают труднопредсказуемы в общении, когда в ответ на невинное замечание могут или смехом разразиться, или слезами от обиды. Все их поведение зависит от настроения, на которое влияют самые незначительны! факторы - случайная реплика или какая-то преграда на пути к достижению цели. Их знания по большей части бессистемны, так как они не обладают необходимой для систематических занятий самодисциплиной.

В педагогической работе с лабильными типами следует помнить о необходимости для них постоянной эмоциональной поддержки, укрепления самооценки и овладения методами саморегуляции. Этому способствует установление с такими типами доверительного контакта.

Психологические упражнения для лабильного типа:

·  «Аналитик» - развитие в процессе самовоспитания способности выяснению причин того или иного настроения. После этого по стараться исключить из своей жизни события, которые приводят в состояние подавленности или раздражительности;

·  «Флегматик» - войти в образ спокойного и уравновешенного человека и оставаться в нем как можно больше времени. Стараться; не изливать свое раздражение на окружающих сразу, а отложит его на некоторое время. При возникновении дисфорического состояния переключать внимание на что-то другое или сделать спортивную зарядку до пота.

Такое поведение акцентуантов обусловлено главным образом внутренними причинами, связанными с особенностями биохимического обмена в структуре мозга. Смягчение акцентуации и приведение ее в норму без потери природной самобытности возможно только в результате упорного самовоспитания с помощью опытного педагога, знающего природу акцентуаций.-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!