Ольдерогге Инна Сергеевна
Учитель английского языка
Тема: Креативное мышление как элемент функциональной грамотности в развитии образования
Креати́вность -(созидательный,творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление это способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Как научить креативному мышлению?
Для того, чтобы решить задачу в реальной жизни, мы обращаемся либо к изученному шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того, чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всем этим навыкам можно научить ребенка на школьных уроках.
Я использую несколько способов развития креативного мышления и внедряю их в свою практику.
Иллюстрирование ( тема домашнего задания: приготовить любимое блюдо, написать рецепт его приготовления и принести на урок/ нарисовать свое любимое блюдо и написать рецепт его приготовления).
Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Поэтому детям предлагается пару вариантов по выбору для запоминания слов или составления предложений. Можно не только рисовать от руки, но и использовать изображения из интернета, коллажи.
Другие идеи: В учебниках часто встречаются пословицы: можно проиллюстрировать пословицу с помощью фигур или с помощью эмоджи, не забывая про их переносный смысл. Все это способствует развитию воображения.
Инсценировка ( тема домашнего задания: по рисунку из учебника создать свой театр животных).
Продолжая работу с текстом и развитием воображения предлагаем детям творчески пересказать прочитанное, добавив детали и события (до 5 слов), или сделать это от первого лица, пробуя разные интонации.
Другие идеи: драматизация в любом из ее проявлений: чтение по ролям, пантомима, постановка спектаклей.
Игра (тема урока «Рождество» : украшение новогодней елочки шарами со словами и следующий шаг чтение и перевод слов)
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. Можно использовать и ролевые, и настольные игры. Так, под классную работу можно поделиться на команды или освоить игру «Пора спать». Пример с урока: на доске три корзины с фруктами, овощами и вредной пищей – дети закрывают глаза, а учитель убирает сначала один предмет, потом два, три и так до последнего. В Когда корзины опустошены учащимся предлагается вспомнить все продукты с доски и назвать их количество. Это учит детей связной речи и правильном составлении простых предложений.
Другие идеи: можно использовать и так называемые «кубики историй»: они похожи на игральные, только вместо точек на гранях — изображения предметов (велосипед, часы, сова, театральные маски). Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Можно придумывать одну историю на всех, продолжая мысль друг друга.
Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них. Опять же, будет полезнее, если дети станут создавать истории в парах. Это не только стимулирует творческую активность детей, но и делает более благоприятной атмосферу в коллективе.
В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Повторить движение за героем с видеоролика и проговорить его фразу с похожей интонацией.
Решать головоломки и ребусы ( Раздел «Мой дом», задание: сгруппироваться в команды и собрать из фрагментов дом, следующий шаг – презентовать этом дом используя базовые предложения. Домашнее задание: по образцу классного рассказа написать свой)
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника. Плюс я активно пользуюсь сайтами https://en.islcollective.com и электорнными заданиями к школьной программе https://edu.skysmart.ru/homework/new
Чтение, разговор, догадка ( тема домашнего задания: нарисовать картинки празднования своего дня рождения, можно вклеить фото и написать тезисно о своем празднике)
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение приключений прочитанного эпизода или историю для новой части любимого мультика или альтернативное окончание любимой сказки. ( до 5 предложений) Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу.
Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения. Во время знакомства с произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла: спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Кроме того, такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.
Подбирать ассоциации
Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: сравнить две картинки во время изучения правила( например настоящее продолжительное время) -задача: написать, что делает определенный персонаж на картинке А и что он делает на картинке В. Также можно сравнить предметы: это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и птичка. Они совершенно разные, но оба могут двигаться, бывают разноцветными и так далее. Обсуждение можно продолжить, добавив третье постороннее понятие и предложить составить с ними высказывание.
Другой классический способ развития ассоциативного мышления — попросить за 1-2 минуты вспомнить как можно больше тематических слов: растений, видов движения, космических понятий. Из этого можно сделать тематическую игру в слова.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.
Когда развивать креативное мышление
Способность к творчеству напрямую связана с выработкой дофамина. Но количество дофамина сильно снижается в стрессовых ситуациях: когда ребенку предстоит важная контрольная или у него проблемы дома, когда он устал или недавно переболел ОРВИ. В такие моменты не стоит ждать творческой активности от детей.
Креативное мышление развивается в безопасной и расслабленной обстановке, поэтому стрессовые периоды перед ВПР или окончанием четверти — точно не время для креативных уроков. Еще один важный момент: задания на креативность не должны оцениваться. Это отдельная деятельность, не направленная на формирование знаний как таковых, поэтому «двойки» и «пятерки» тут вряд ли уместны.