Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, опираясь на прочитанный текст и меню, записывают советы по правильному питанию.
При отборе текстов к заданиям на функциональное чтение учителю необходимо учитывать некоторые правила:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать актуальную информацию;
- текст должен развивать кругозор;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, создает мотивацию для саморазвития и самообучения обучающихся.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, опираясь на прочитанный текст и меню, записывают советы по правильному питанию.
При отборе текстов к заданиям на функциональное чтение учителю необходимо учитывать некоторые правила:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать актуальную информацию;
- текст должен развивать кругозор;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, создает мотивацию для саморазвития и самообучения обучающихся.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, опираясь на прочитанный текст и меню, записывают советы по правильному питанию.
При отборе текстов к заданиям на функциональное чтение учителю необходимо учитывать некоторые правила:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать актуальную информацию;
- текст должен развивать кругозор;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, создает мотивацию для саморазвития и самообучения обучающихся.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, опираясь на прочитанный текст и меню, записывают советы по правильному питанию.
При отборе текстов к заданиям на функциональное чтение учителю необходимо учитывать некоторые правила:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать актуальную информацию;
- текст должен развивать кругозор;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, создает мотивацию для саморазвития и самообучения обучающихся.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, опираясь на прочитанный текст и меню, записывают советы по правильному питанию.
При отборе текстов к заданиям на функциональное чтение учителю необходимо учитывать некоторые правила:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать актуальную информацию;
- текст должен развивать кругозор;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, создает мотивацию для саморазвития и самообучения обучающихся.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, опираясь на прочитанный текст и меню, записывают советы по правильному питанию.
При отборе текстов к заданиям на функциональное чтение учителю необходимо учитывать некоторые правила:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать актуальную информацию;
- текст должен развивать кругозор;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, создает мотивацию для саморазвития и самообучения обучающихся.
Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция. Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему.
Поэтому проблема формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: ознакомительное чтение (еxtensive reading); изучающее чтение (intensive reading); просмотровое чтение (skimming); поисковое чтение (scanning).
Приведем примеры работы с текстами на уроках английского языка в старших классах.
Часто работа с текстом начинается с работы над аудированием. Обучающиеся выполняют задание на выяснение истинности утверждений из прослушанного текста (True/False) (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Затем детям раздается сам текст, и проводится проверка аудирования. Далее опять слушаем текст, но уже с опорой на него, отмечаем сложные и незнакомые слова, работаем над интонацией.
Продолжая тему «Онлайн обучение», обучающиеся выполняют упражнение на соотнесение картинок и текстов. Следующее задание – распределить представленные утверждения на категории: - преимущество или недостаток обучения дома, - преимущество или недостаток обучения в школе (Education at home, or at school)
Работу с текстом можно начать с чтения текста, в котором пропущены слова. Они даны после текста (На примере текста UK colleges told to be truthful about online lessons). Правильность выполнения данного упражнения проверяется путем аудирования представленного текста. Далее учащимся раздается список новых слов из статьи – необходимо соотнести синонимичные пары. После работы с текстом, переходим к устной речи. Класс делим на 2 группы. Каждой группе выдается свой список вопросов по данной теме. После обсуждения вопросов непосредственно в группе, разворачивается дискуссия в классе по теме «Онлайн обучение». На следующих уроках работаем над письменной речью по той же теме: пишем письмо или эссе.
Следующая актуальная на сегодняшний день тема – коронавирус и карантин. Соответственно, работаем с текстами по этой теме (Coronovirus Lockdown). Дети знакомятся с текстом и узнают, чем может заняться человек во время карантина. Как карантин может повлиять на физическое и психическое состояние человека. Просим детей поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Но, чтобы они не повторяли друг за другом одно и тоже, 1 выступающий делиться своим мнение, 2 ученик должен согласиться с 1, следующий должен не согласиться, а 4 ученик задаёт вопросы по теме.
Одним из интересных приемов знакомства с текстом, является прием «Угадай тему по картинке». Дети приводят разные варианты темы будущего текста, глядя на картинку. Например, тема «Вегетарианство». Затем учащиеся читают сплошной текст по теме. После этого, составляют свое вчерашнее меню. Обмениваются с меню своих одноклассников. Выделяют полезные/вредные продукты или блюда. В заключении, оп