Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Подготовила: учитель английского языка МБОУ «СОШ № 59»
Стригункова М.Д.
Курск - 2019
Цель и задачи функциональной грамотности
- Цель: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач.
- Основные задачи
- Лингвистической компетенции: отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи;
- Социолингвистической компетенции: научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;
- Дискурсивной и стратегической компетенции: развивать умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу;
- Социокультурной и лингвострановедческой компетенции: демонстрировать способность вести диалог культур.
Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.
А именно:
- получение знаний о национально-культурных особенностях речевого и неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка;
- применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- применение в речи основных норм речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка.
- Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.
Функциональная грамотность подразумевает
Речевая деятельность
Речевая деятельность представлена в 2 формах: устной и письменной.
Виды устной речевой деятельности:
- говорение
- слушание (аудирование)
Виды письменной речевой деятельности:
Обучение аудированию:
I. Дотекстовый этап
- Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
- 1. обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.
- 2. догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
- 3. краткое изложение основной темы преподавателем, введение в проблематику текста.
II. Этап собственно слушания текста
- 1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях;
- 2. прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений;
- 3. прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались;
- 4. закончить предложения;
- 5. прослушать текст и найти русский эквивалент слов в параллельном столбце.
III. Послетекстовый этап
- - задания на понимание содержания прослушанного;
- - задания на творческую переработку воспринятой информации;
- - задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности
Контроль понимания после прослушивания:
- · Подтвердить или опровергнуть высказывания;
- · Подобрать иллюстрации к тексту;
- · Упорядочить пункты плана;
- · Выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений - одно правильное);
- · Выполнить тест восстановления (где пропущено, например, каждое 7-ое слово)
- · Выполнить альтернативный тест (да / нет, "+", "-");
- · Выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов;
- · Определить количество смысловых частей
Чтение
Итогом является выход в письмо после серии творческих заданий.
Примеры заданий, направленных на развитие навыков письма:
Виды:
- поздравительная открытка
- письмо другу
- объявление
- анкета
- сочинение
- реферат, аннотация
Принципы интерактивности и межпредметности при формировании функциональной грамотности
- Для решения задач формирования функциональной грамотности необходимо использовать ИКТ в учебном процессе, что позволит повысить мотивацию обучения, интенсифицировать обучение, создать комфортную среду на уроке. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении английского языка на основе интенсивного общения с носителями языка, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка.
- На уроках английского языка используются знания, полученные обучающимися на уроках литературы, географии, истории, музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках английского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает им строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.
Список источников литературы
- Гальскова Н.Д, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.
- Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm .
- https://videouroki.net/razrabotki/primienieniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html