СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается модель формирования и развития функциональной грамотности на уроках английского языка, движение к функциональной грамотности, методы, приёмы, технологии при обучении четырём аспектам английского языка.

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка Подготовила: учитель английского языка МБОУ «СОШ № 59» Стригункова М.Д. Курск - 2019

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Подготовила: учитель английского языка МБОУ «СОШ № 59»

Стригункова М.Д.

Курск - 2019

Цель и задачи функциональной грамотности Цель: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач. Основные задачи Лингвистической компетенции: отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи; Социолингвистической компетенции: научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;

Цель и задачи функциональной грамотности

  • Цель: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач.
  • Основные задачи
  • Лингвистической компетенции: отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи;
  • Социолингвистической компетенции: научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;
Дискурсивной и стратегической компетенции: развивать умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу; Социокультурной и лингвострановедческой компетенции: демонстрировать способность вести диалог культур. Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам  не только знания по изучаемому предмету, но  и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.
  • Дискурсивной и стратегической компетенции: развивать умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу;
  • Социокультурной и лингвострановедческой компетенции: демонстрировать способность вести диалог культур.

Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам  не только знания по изучаемому предмету, но  и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.

А именно: получение знаний о национально-культурных особенностях речевого и неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; применение в речи основных норм речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка. Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.

А именно:

  • получение знаний о национально-культурных особенностях речевого и неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка;
  • применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • применение в речи основных норм речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка.
  • Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.
Функциональная грамотность подразумевает

Функциональная грамотность подразумевает

Речевая деятельность   Речевая деятельность представлена в 2 формах: устной и письменной. Виды устной речевой деятельности: говорение слушание (аудирование) Виды письменной речевой деятельности: чтение письмо

Речевая деятельность

Речевая деятельность представлена в 2 формах: устной и письменной.

Виды устной речевой деятельности:

  • говорение
  • слушание (аудирование)

Виды письменной речевой деятельности:

  • чтение
  • письмо
Обучение аудированию: I. Дотекстовый этап   Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом: 1. обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания. 2. догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям. 3. краткое изложение основной темы преподавателем, введение в проблематику текста.

Обучение аудированию:

I. Дотекстовый этап

  • Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
  • 1. обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.
  • 2. догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
  • 3. краткое изложение основной темы преподавателем, введение в проблематику текста.
II. Этап собственно слушания текста 1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях; 2. прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений; 3. прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались; 4. закончить предложения; 5. прослушать текст и найти русский эквивалент слов в параллельном столбце.

II. Этап собственно слушания текста

  • 1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях;
  • 2. прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений;
  • 3. прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались;
  • 4. закончить предложения;
  • 5. прослушать текст и найти русский эквивалент слов в параллельном столбце.
III. Послетекстовый этап - задания на понимание содержания прослушанного; - задания на творческую переработку воспринятой информации; - задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности

III. Послетекстовый этап

  • - задания на понимание содержания прослушанного;
  • - задания на творческую переработку воспринятой информации;
  • - задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности
 Контроль понимания после прослушивания:   · Подтвердить или опровергнуть высказывания; · Подобрать иллюстрации к тексту; · Упорядочить пункты плана; · Выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений - одно правильное); · Выполнить тест восстановления (где пропущено, например, каждое 7-ое слово) · Выполнить альтернативный тест (да / нет,

Контроль понимания после прослушивания:

  • · Подтвердить или опровергнуть высказывания;
  • · Подобрать иллюстрации к тексту;
  • · Упорядочить пункты плана;
  • · Выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений - одно правильное);
  • · Выполнить тест восстановления (где пропущено, например, каждое 7-ое слово)
  • · Выполнить альтернативный тест (да / нет, "+", "-");
  • · Выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов;
  • · Определить количество смысловых частей
Чтение Итогом является выход в письмо после серии творческих заданий.

Чтение

Итогом является выход в письмо после серии творческих заданий.

Примеры заданий, направленных на развитие навыков письма:

Примеры заданий, направленных на развитие навыков письма:

Виды: поздравительная открытка письмо другу объявление анкета сочинение реферат, аннотация

Виды:

  • поздравительная открытка
  • письмо другу
  • объявление
  • анкета
  • сочинение
  • реферат, аннотация
Принципы интерактивности и межпредметности при формировании функциональной грамотности Для решения задач формирования функциональной грамотности необходимо использовать ИКТ в учебном процессе, что позволит повысить мотивацию обучения, интенсифицировать обучение, создать комфортную среду на уроке. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении английского языка на основе интенсивного общения с носителями языка, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. На уроках английского языка используются знания, полученные обучающимися на уроках литературы, географии, истории, музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках английского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает им строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.

Принципы интерактивности и межпредметности при формировании функциональной грамотности

  • Для решения задач формирования функциональной грамотности необходимо использовать ИКТ в учебном процессе, что позволит повысить мотивацию обучения, интенсифицировать обучение, создать комфортную среду на уроке. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении английского языка на основе интенсивного общения с носителями языка, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка.
  • На уроках английского языка используются знания, полученные обучающимися на уроках литературы, географии, истории, музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках английского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает им строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.
Список источников литературы Гальскова Н.Д, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Изд.центр «Академия», 2004. Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm . https://videouroki.net/razrabotki/primienieniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html

Список источников литературы

  • Гальскова Н.Д, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.
  • Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm .
  • https://videouroki.net/razrabotki/primienieniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!